Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Музей онлайн / Виртуальные выставки и мастер-классы / 95-летию со дня рождения Я.Я. Панова посвящается
Жизнь как река. С крутыми берегами, черными омутами, плесами, переливающейся водой в солнечный день. Думал ли, гадал ли крестьянский сын Яша Панов, что станет художником и после того, как он, прожив 77 лет, уйдет из этого мира, его будут помнить, писать о нем? Спрашивать в художественных салонах и музеях его картины? Яков Яковлевич, прожил нелегкую, но смею надеяться, счастливую жизнь. Счастливую, потому что так сложилась его судьба, он дарил холстам свои искренние чувства и любовь, а холсты дарили все это людям. Он принадлежал к поколению, на долю, которого выпало много испытаний: нелегкий труд от зари до зари, страшная война, разруха… Но перенеся подчас нечеловеческие тяготы, обходясь самым малым в своей жизни, эти люди никого не ругают, не жалуются, они остались людьми. Что они сделаны из стали или алмазов? Сейчас, когда рассказываешь детям о детстве художника Якова Панова, о том, что простая карамелька считалась большим подарком на праздник, что есть такое лакомство – саранка, которое любили деревенские ребятишки, что физический труд – уход за скотиной, покос, ягоды, грибы, помощь по дому и многое другое был обязателен для тогдашней детворы. И видишь, как в глазах девчонок и мальчишек нарастает недоумение и удивление. Разве такое было? И включают видеокамеры, чтобы записать все это.

Читая разные статьи, написанные в разное время о Якове Яковлевиче, воспоминания его друзей, близких не прочитала и не услышала ни одного плохого слова о Панове. Как человек и как художник был он одним целым. Об этом говорят его картины. Неискренний человек просто не смог бы писать такие проникновенные работы о своей малой родине, которая была для него всем. Родился на хуторе Нюрса Чаинского района 9 октября 1919 года, затем семья переехала в деревню Нижне-Фокино тоже Чаинского района. В 1930 году вступили в коммуну «Маяк» в деревне Светлянка. В этой Светлянке отец Якова Яков Павлович был кузнецом и колхозным пасечником. И по рассказам был он человеком очень порядочным и эрудированным, пользовался уважением у односельчан. Где она сейчас Светлянка? Только «греет ее ясное имя, как свет погасшей звезды», пишет А. Крылов в «Ковчеге». Там же он пишет, что «вот разве Панов, Яков Яковлевич, друг-товарищ, туда (в Светлянку) хаживал, так на то он и художник!» Хаживал на Светлянку Яков Яковлевич каждый года, начиная с 1955 года весной, летом, осенью писал он свои этюды. «Я краду у вас пейзажи», – говорил он с хитроватой улыбкой. Однажды встретились мы с ним на теплоходе «Заря». Когда-то плавал такой по Чае-реке, сейчас уже давно нет. Мест не было, и мы стояли в проходе. Народ весело переговаривался о своем житье-бытье, что-то жевал. А Яков Панов просто не по- городскому одетый, седеющий человек с рюкзаком за спиной, смотрел на проплывающие мимо заросшие ярко-желтыми одуванчиками берега и вздыхал: «Вот бы все это написать».

Деревенскому пареньку, мечтающему стать шофером или электротехником, судьба сделала подарок – талант и возможность стать Художником. После окончания семилетки в 1933 году Яков работал в колхозе, а потом в райкоме комсомола помощником секретаря по учету. Встреча с будущим художником- студентом перевернула всю его жизнь. До этого Яков даже и не представлял, что на художника, оказывается, учат. Поступить в Иркутский изопедтехникум помог райком комсомола. Непросто было без всякой подготовки да еще поехать в даль-дальнюю куда-то в Иркутск. Но страсть стать художником поборола всякую робость. Судьба подарила шанс, но состоялся Яков Яковлевич как художник благодаря крестьянской закалке и огромному трудолюбию и терпению. В училище, которое тогда называлось изопедтехникумом, были сильные преподаватели – Александр Иванович Вологдин, безвинно погибший в 1937 году и Алексей Петрович Жибинов (ученик Павла Филонова). А когда потребовалось Яков Панов надел солдатские сапоги, и сполна хлебнул кровавой военной каши. Прошагал он по дорогам войны до Германии. Воевал под Ленинградом, в Карелии, Заполярье, Польше. С войны не вернулся старший брат Николай. Яков Яковлевич приехал в родное Подгорное в мае 1946 года с боевыми наградами. Какое-то время работал в школе, преподавал черчение, жил в деревянном двухэтажном доме по улице Пионерской. 8 (в этом же доме, какое- то время в комнатушке жила и я). Этот дом жив до сих пор. Здесь в школе он и встретил свою второю половину – девушку Зину, которая приехала работать в школу по распределению. И на всю жизнь она стала его спутницей и помощницей. Увез ее Яков Яковлевич в Томск, где вступил в товарищество «Художник». Городским то человеком стал, да всю жизнь его тянуло к полям и лугам, речке Чае. Сено косить, грибы собирать, ловить рыбу, веники вязать – всякое деревенское заделье умел делать художник Панов. Соберутся художники на природе – разговоры за стаканчиком, а Яков Панов, глядь, вместо разговоров уж траву косит. Немногословным был. Любил он крестьянский труд. Видно тосковала его душа в городе, просилась на чаинские просторы. С 1948 года Яков Яковлевич стал участвовать во многих выставках. За творческую жизнь исколесил и исходил почти все районы области, был у нефтеразведчиков, лесников, на стройках. Работал в Домах творчества, но как сам говорил, не был там самим собой, уплывала, куда, то уверенность, а подражать не хотел. Пробовал себя в жанре портрета. Но постепенно как то сам собой сложился свой пановский пейзаж, за который говорят его в советские времена, часто ругали. Нет кричащей радости, уверенности в светлом будущем, утверждающего начала. Есть в пейзаже Панова другое – светлая печаль, грусть, любовь к простой березке, единение с природой. Однажды посетительница на выставке Панова сказала, что Панов – это чаинский Левитан, разница лишь в том, что великий русский художник жил в столице, а Панов в таёжной глубинке. Приходилось художнику, и писать работы на заказ, куда деваться, нужно было семью кормить, одевать.

Яков Яковлевич имел 16 правительственных наград: 3 боевых ордена «Отечественной войны» 2 степени, «Красной звезды», «Славы» 3 степени, за творчество орден «Знак Почета», 12 медалей. Награжден знаком «За культурное шефство над селом». Частым гостем был в Детской художественной школе в Подгорном. Привозил краски, кисти, бумагу, которые были большим дефицитом, помогал ребятишкам. Преподаватель школы рассказывала, что когда училась в «художке», встретилась с Пановым у мольберта. Говорит: «Оглядываюсь, а за спиной, какой-то дядька стоит и улыбается». И мягко так, ласково похвалил, рассказал, и показал, как нужно работать. Любили его дети за доброту и щедрость. Когда в Подгорном задумали делать галерею, Яков Яковлевич Панов был одним из главных организаторов. Привозил выставки художников и конечно свои. Свои работы щедро дарил не только галерее. В коллекции галереи 36 его картин. Среди них много чаинских пейзажей с большой водой, речкой Чаей, такой разной, то буйной в разливе, то спокойной цвета чая, будто задумчивой, сельскими домиками, окутанными сиреневыми сумерками или неожиданным снегом. Дарил свои картины друзьям и знакомым. Сейчас у некоторых чаинцев и томичей-чаинцев хранятся его картины. Эти работы уже унаследовали дети, у кого-то картина пылится за шкафом, кто-то желает продать задорого, только не знает, за сколько и кому. Работы есть в учреждениях, в частности в сельском Доме культуры, в селе Чаинск четыре работы «Река Поскойка», «Зима в тайге», «Чаинский пейзаж», «Осень», в деревне Тоинка, в музее Подгорненской школы и т. д. Однажды друг его спросил, не жалко ли ему расставаться с картиной. На что Яков Панов ответил, что он дарит только те картины, которые ему жалко. Подаренная картина после этих слов становится еще дороже.

Яков Яковлевич избирался председателем правления Томской организации Союза художников, председателем худсовета, ревкомиссии, секретарем парторганизации, депутатом Кировского райсовета Томска. Член Союза художников с 1952 года, делегат 3 Всесоюзного съезда художников. Дружил со многими художниками, но в особенности с В.Г. Гроховским. Многое их объединяло. Друг Якова Яковлевича, Федор Фоминский пишет в своих воспоминаниях: «Яков Яковлевич был добрым человеком, но не добреньким. Он был глубоко порядочным, до щепетильности принципиальным человеком. Однажды он рассказал случай как один из томских художников, очень озабоченный тем, чтобы получить звание народный художник или заслуженный деятель культуры, пришел к нему с уже оформленными документами, с тем, чтобы Панов на представлении поставил свою подпись как парторг художественного фонда. Разговор произошел не очень приятный для них обоих, документы не были подписаны, потому что Панов не считал пришедшего к нему художника действительно заслуживающим высокого звания. Пановская доброта не сработала. Яков Яковлевич рассказывал, что после этого разговора у него было такое ощущение, как, будто он прикоснулся к чему- то нечистому, неприятно липкому, после чего возникло желание помыть руки».

В годы голодной «перестройки», когда не платили зарплат, все кругом в очередной раз рушилось, кто-то митинговал и кричал, кто-то быстренько «делал» деньги и приватизировал. От Якова Яковлевича не услышала никаких жалоб и стенаний, все такой же как прежде немногословный и рассудительный Яков Яковлевич спешил на свою Светлянку и сказал на прощание: «Надо сажать побольше картошки и капусты». Это была последняя встреча. В 1996 году он умер.

В нашем жестоком мире, где так много откровенной пошлости, вызывающей наглости, где ум считается недостатком, (стоит только вспомнить распространенное выражение «Умная нашлась»), где маленькие подлости в порядке вещей, такие светлые, искренние, сердечные люди, как Яков Яковлевич Панов составляют большую редкость. И будет жить он долго. Пока живы картины, в которые он вкладывал свою душу и люди, которые знали и любили его.

Г.А. Сушкова – директор Чаинской картинной галереи

Яков Яковлевич Панов

Я.Я. Панов. Деревня Нижне-Фокино. 1972

Я.Я. Панов. Весенний день

Я.Я. Панов. Вечер. 1969

Я.Я. Панов. Затопленные пески

Я.Я. Панов. Коломинские Гривы. 1979

Я.Я. Панов. Кулайка, речка Чая. 1994

Я.Я. Панов. Кулайка. 1972

Я.Я. Панов. Линёво озеро. 1986

Я.Я. Панов. Совхоз Усть-Бакчарский. Зерносушилка. 1978

Я.Я. Панов. Старая запруда

Я.Я. Панов. Сумерки. 1975

Я.Я. Панов. Усть-Бакчар озеро. 1978

Я.Я. Панов. Холодный май

Я.Я. Панов. Первый снегопад. 1975

Я.Я. Панов. Приметы времени. 1979
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.ћетрика