Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 100-летию батального полотна

100 лет назад томский художник А.Э. Мако откликнулся на начало войны большим батальным полотном.

Полотно «Бой под Равой Русской», написанное в 1914 году (холст, масло. 111х245) уникально для собраний сибирского искусства. Реакция художников на военные события, потрясшие Европу, которые были бы выражены в батальной сцене, практически не встречается в искусстве сибирских мастеров. Не менее значительным является факт написания большой картины непосредственно по следам крупнейших сражений начала войны.

Картина принадлежит кисти АлександраЭдуардовича Мако – одного из первых профессиональных художников, работавших в Томске. В начале Первой мировой войны А.Э. Мако оказался в непосредственной близости от военных событий. Александр Эдуардович неоднократно покидал Томск по причинам, которые сейчас трудно установить, подолгу проживал в других городах. В середине 1910-х годов он живет и активно участвует в художественной жизни в Киеве. Старший сын художника Сергей (1885–1953), окончивший Пензенское художественное училище, активно выставлялся в те годы в Харькове, младший Александр (1887–1937) в 1915 окончил 1-ю Киевскую школу прапорщиков и служил в армии в чине подпоручика.

Картина, названная художником «Бой под Равой Русской», написана под впечатлением от событий Галицийской битвы – одного из крупнейших сражений Первой мировой войны (август-сентябрь 1914). Рава-Русская – город на польско-украинской границе, где проходили в тот период ожесточенные бои.

Три австро-венгерские армии на Галич-Львовском направлении (8 августа - 10 сентября) перешли в наступление с линии Городок–Рава-Русская. В тяжёлых боях у Равы-Русской русские войска остановили австрийское наступление и заставили 29 августа неприятеля отступить. Преследуя австро-венгерские войска, русские продвинулись на 200 км, заняли Галицию и блокировали крепость Перемышль. Австро-венгерские войска потеряли в Галицийской битве 325 тыс. человек (в том числе 100 тыс. пленными), русские - 230 тыс. человек.

Значительная роль в победах в 1914 была обусловлена действиями русской конницы. Конные атаки, предпринятые на неприятельскую пехоту и артиллерию, имели важное стратегическое значение. Кавалеристы, казаки, совершавшие подвиги, стали героями первых художественных откликов на события первых лет войны. Можно вспомнить плакаты того времени, в том числе В. Маяковского, картину А. Лентулова «Битва победы» (1914), работы 1914-1915 годов известных баталистов Н. Самокиша, И.А. Владимирова.

Батальное полотно томского художника А. Мако принадлежит этому ряду произведений. Стремительность атаки русской кавалерии художник Мако в своей картине передал диагональю четких рядов русского войска, надвигающихся словно лавина. Она усилено ритмом и направлением пик, и неудержимым порывом вырвавшихся вперед героев. Внимание зрителя задерживается в центре на фигурах столкнувшихся в схватке солдат и вновь устремляется вслед за скрывающимися в дыме от взрывов отступающими австрийцами. Диссонансом со сценами сражения и смерти звучит тема полноты и красоты жизни, выраженная живописцем в изображении зрелой нивы, которая занимает весь первый план. Еще никто в мире не знал, какой разрушительной будет начавшая война, но основным пафосом картины, живописно выраженным художником Мако, звучит убеждение, что поле труда и созидания не должно стать полем сражения. Красота и богатство градаций желтовато-коричневых оттенков, которыми написано давшее богатый урожай пшеничное поле, сила мазков, из которых соткано его изображение, усиливает драматизм происходящего.

У картины А. Мако непростая столетняя история. Согласно некоторым документам Томского областного краеведческого музея, откуда она поступила в 1982 году, работа была передана в дар музею самим автором. В первые годы существования музея входила в его картинную галерею. Картина участвовала в персональной выставке художника, состоявшейся в ноябре 1924 года, когда автор отклика на выставку в газете «Красное знамя» назвал ее «неуместной», а художника за нее обвинил «в полнейшей нечуткости к современности». Долгие годы вплоть до 2009 года картина находилась в фондах из-за плохой сохранности. Благодаря работе реставраторов музея, проведших несколько важных этапов восстановления произведения, томичи имели возможность увидеть это значительное полотно знаменитого томского живописца в постоянной экспозиции музея.

Публикация на сайте музея представляет «Бой под Равой-Русской» А.Э. Мако широкому зрителю в дни, когда весь мир вспоминает начало Первой мировой войны.

Тюрина И.П.

Краткая биографическая справка:.

Мако (Макко) Александр Эдуардович (Иосифович)
Барнаул, 1851 – Томск, 1925.

Живописец. Рисовальщик. Автор пейзажей, жанровых, батальных и анималистических композиций. Педагог. Учился в Мюнхенской Академии художеств. Работал с конца 1870-х с перерывами в Томске, преподавал рисование в женской гимназии. Открыл в Томске частную художественную студию, в которой учились известные в последующем мастера В.Ф. Оржешко, С.И. Голубин. В 1874 получил от Императорской Академии художеств звание неклассного художника за картину «Лошадь в яслях». В 1880–1890-х годах, и позднее в 1908–1909 (точных дат и сведений у историков Симбирска нет) жил и работал в Симбирске. В начале 1890-х жил в с. Печенгский завод Калужской губернии. В 1892 вернулся в Томск и возобновил работу в гимназии и частные уроки в собственной мастерской. Часто бывал на Алтае, жил и работал на заимке в с. Черга. В Томске и на Алтае разводил породистых собак и лошадей. В 1910-х жил и работал в Киеве. Мако был членом Московского общества любителей художеств с 1908, членом – учредителем Общества художников-киевлян (1914–1919). В середине 1910-х киевское издательство «Разсвет» (Razswiet) выпустило открытки с произведений Мако первой половины 1910-х с изображением легавых собак, открытки неоднократно переиздавались позднее. В 1918–1921 художник жил в Бийске, руководил отделом изобразительного искусства Правления общества народных университетов, вел занятия в студии. Последние годы жил в Томске. А.Э. Мако участвовал в выставках в Академии художеств, в Томске, в Киеве, в Бийске (1920-е). На протяжении всей жизни занимался преподавательской деятельностью и вел собственные студии в Томске, Киеве, Екатеринодаре, Симбирске, Бийске. Персональные выставки состоялись в Томске в 1886, 1887, 1894, 1924 (совместно с Н. Смолиным). Фотопортрет художника хранится в Томском областном художественном музее. Произведения хранятся в музеях Бийска, Киева, Луганска, Омска, Томска (основная часть сохранившихся произведений), Ульяновска и др.

Литература о художнике:
1. Адрианов А.В. Об искусстве в Томске // Бесплатное приложение к газете «Сибирская жизнь». Город Томск. Томск, 1912. С. 339; Кондаков С.Н.
2. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств». СПб., Ч II. С. 119
3. Булгаков Ф.И. Наши художники. СПб., 1889. С. 21; Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1929. Т. 1. Живопись. С. 935, 938
4. История Сибири. III Т. Сибирь в эпоху капитализма (1861–1917). Раздел 1. Живопись и графика. С. 232
5. Муратов П. Изобразительное искусство Томска. Новосибирск, 1974. С. 22, 23, 27
6. Токарев В.П. Художники Сибири. ХIХ век. // Новосибирск. 1993. С. 71.
7. Черкасов А. Записки Барнаульского городского головы // Алтай. Барнаул. 1993. N 2. С. 99
8. Томский областной художественный музей. Каталог // Томск. 1993. С. 82–83
9. Прибытков Г.И. Алтайский художник-педагог Д.И. Кузнецов. Бийск. 1994. С. 41
10. Манилов В.В. Новые сведения к биографии Александра Эдуардовича Мако// Художественная жизнь Сибири начала XX в.
11. К 90-летию Томского общества любителей художеств. Томск, 2000. С. 157–164
12. Золотарев Д.Е. Русские немцы-художники на Алтае. Барнаул, 2003
13. Борейко В.Е Художники дикой природы // Охрана дикой природы. Вып. 48 Киев. 2005. С. 196
14. Николай Иванович Чевалков: Живопись и графика. Горно-Алтайск, 2006. С. 122

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.