Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные / 100 лет со времени создания «Автопортрета» Казимиром Зеленевским
100 лет со времени создания «Автопортрета» Казимиром Зеленевским, 85 лет со времени смерти художника.
В Томском художественном музее хранится самая крупная коллекция ранних произведений польского художника Казимира Зеленевского (Томск, 1888 - Неаполь, 1931). В нее входит 13 графических и 6 живописных произведений. Написанный сто лет назад «Автопортрет» в их числе. Он относится к швейцарскому периоду, который несмотря на краткость занимает важное место в насыщенной биографии. Это время первых профессиональных успехов художника. Сохранявшая нейтралитет в годы Первой мировой войны Швейцария в октябре 1915 года стала убежищем для семьи Зеленевских, вынужденной покинуть столицу Австрии. После долгого перерыва появилась возможность получить средства с родины, что позволило решить многочисленные проблемы, а Казимиру приступить к освоению новой натуры. До этого студент Краковской и Венской Академии художеств, его отец, приехавший из Томска, молодая жена-итальянка находился в изоляции.
Зеленевские поселились неподалеку от Цюриха в небольшом городке Рапперсвиле, где давно обосновалась значительная группа выходцев из Польши, и были тепло приняты национальным сообществом. Казимир получил стипендию местного Народного польского музея, в собрание которого впоследствии передал три картины («Изба польского горца», «Пилигримы», «Вид альпийских гор») и девять рисунков.
В Швейцарии молодой художник впервые удостоился участия в выставках (до этого его работы демонстрировались только на студенческих отчетах). В апреле 1916 года его картины экспонировались в залах Цюриха. Исполненные во время пребывание в Польше и Италии «Домик в Закопане» и «Горы на Капри» дополнило полотно «Мой отец», которое скорее всего было создано уже в Рапперсвиле. Осенью этого же года в Женеве в экспозицию вошло уже десять картин. Был ли в их числе подписной, с указанием на обороте даты и места написания - 11 мая 1916 года, Рапперсвиль - «Автопортрет», впоследствии вошедший в собрание Томского музея, установить не удалось. Живописец обратил на себя внимание критиков. В четвертый том выпущенного в 1917 года биобиблиографического словаря швейцарских художников была включена биографическая справка, которая до сих наиболее полно освещает его первые шаги в искусстве.
Автопортреты художник писал на протяжении всей творческой жизни. Только на трех персональных выставках (сентябрь-октябрь 1917, февраль-март 1918, октябрь 1918) в Томске, куда Казимир после девяти лет жизни в Европе приехал с семьей в июне 1917 года, он показал землякам не меньше шести образцов этой разновидности портретного жанра. Экспонирование ставшего предметом нашего внимания «Автопортрета» на второй выставки, прошедшей в помещении магазина А. Гадалова, подтверждает сохранившаяся фотография части экспозиции.
Галерея известных нам автопортретов позволяет видеть, как у художника менялась оценка собственной личности, какими были стилистические предпочтения в разные годы. Как и многие его современники, Зеленевский испытал влияние ряда «измов», синтезировал их и выработал собственный язык выразительности, что делает его работы сразу узнаваемыми. В ранние годы для него, как и для многих современников, определяющей стала ориентация на методы П. Сезанна. В рассматриваемом оплечном «Автопортрете» форма, построенная контрастами сдержанного цвета, отличается устойчивостью, обобщенностью. Она подчеркнута сильными точными мазками. Вполне обоснованно известный исследователь истории польского искусства Т.Добровольский назвал Зеленевского сезаннистом. В тоже время в характере мазка есть предчувствие экспрессионизма, с которым художник соприкоснулся в последующие годы. Драматизм, напряженность и тревожность, определяющие звучание созданного образа, передают характерное для начала века мироощущение.
К.Зеленевский. Автопортрет.1916г
Привезенный в Томск «Автопортрет» вместе с создателем пережил ряд событий. Скорее всего он был среди произведений, экспонировавшихся в картинной галерее, открытой в мае 1918 года при деятельном участии Зеленевского в период власти «первых большевиков». После падения советской власти галерея была закрыта, и картина несколько лет пребывала в неизвестности, разделив судьбу большинства собранных произведений. Ее создатель как активный сторонник культурных преобразований во время прежней власти был арестован и в октябре с семьей спешно уехал, но портрет остался в городе. В 1923 году в числе других авторских работ «Автопортрет» поступил от родственников художника в музейную коллекцию, в которую после восстановления советской власти удалось возвратить большинство работ из прежней галереи. В 1979 году картина из художественной коллекции краеведческого музея была передана созданному на ее основе художественному музею и заняла видное место в его собрании. Произведение вошло основные музейные издания: каталоги (1993 и 2012 ), альбом (2013), путеводитель (2014); включено в постоянную экспозицию, неоднократно участвовало в выставочных проектах.
автор материала Л.И. Овчинникова
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.ћетрика