Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные / К 155-летию « чародея живописи» Константина Алексеевича Коровина

К 155-летию « чародея живописи» Константина Алексеевича Коровина

«Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок,

форм,кто не перестает удивляться вечноменяющейся чаре света и тени».

Блестящий, артистичный жизнерадостный «поэт живописи» Константин Алексеевич Коровин – одна из центральных фигур художественной жизни России эпохи рубежа XIX–XX веков. Выдающийся, непревзойденный колорист.

   География пейзажей Коровина необычайно широка. В 1915–1916 годах он увлеченно писал Крым, где жил во время болезни. Особенно много работ было написано им в Гурзуфе и Севастополе. К.А. Корвин еще в 1890-х годах увлекся мотивом города, слитого с природой, отсюда его интерес к морским причалам и портам.

   Жизнь света и цвета, неисчерпаемая для Коровина в своей изменчивости, заставляла его вновь и вновь обращаться также к изображению севастопольских и гурзуфских базаров с их бесконечной пульсирующей жизнью, праздничной и напряженной.

   Созданный в расцвете мастерства, пейзаж «Севастопольский базар» (1915) захватывает свежестью авторского восприятия, производит впечатление только что написанного. Следуя выработанным принципам, Константин Коровин пишет пейзаж, в котором все «не замерло». Произведения этого периода принесли Коровину славу «маэстро», «чародея живописи». В крымских пейзажах произошло изменение живописной системы художника. Острее стали контрасты густых красок, оригинальнее их сочетания, цвет при этом оставался необыкновенно богатым и разнообразным. Форма лепится резко и определенно. Рука художника – виртуоза достигает удивительной точности и буйства одновременно.

   В картине из собрания музея К. Коровин в тонкую гамму взаимопроникающих фиолетово-сиреневых, бело-розовых тонов вводит дерзновенно красный, оранжевый, зеленый. Фиолетовый дан художником в невероятном количестве оттенков, от почти открыто звучащих в тенях, до тончайших, которым трудно найти словесное определение. Дробные удары коротких мазков звучного разнообразного зеленого, крепкие прямые и внахлест мазки синего, большие четко очерченные плоскости крыш и стен делают холст напряженным, зрелищным. Розовым, желтым художник передает движение растворенных в вибрирующем воздухе фигур на втором плане. Цвет у художника словно пропитан светом. Точность отдельных цветов и рефлексов, дополненная контрастом «омытости» светом или погруженности в холодную тень, при гармоничности целого – поразительны в картине и необъяснимы, как чудо. Перед зрителем разворачивается красочная феерия.

   Пространство пейзажа выстроено художником легко и убедительно. Он направляет взгляд зрителя, вначале давая возможность увидеть с высокой точки зрения базар, затем вводит внутрь пейзажа-города. От тени, держащей первый план, Коровин строит пейзаж вглубь вправо, как и во многих других пейзажах, сдвигая центр, который поддержан большими объемами изображенного строения и плоскостей цвета. А вертикали столбов мерят пространство вглубь в другом направлении – к домам, усыпавшим гору. Дальше внимание делится, уводя взгляд вдаль к бухте справа. Так базар включается в общую атмосферу города, которая и составляет предмет изображения. Город с горами и морем в полотне «Севастопольский базар» сливается в единую колористическую стихию.

КОРОВИН Константин Алексеевич

1861, Москва – 1939, Париж (Франция)

Живописец. Театральный художник. Педагог. Автор пейзажей, портретов, натюрмортов, интерьеров, декораций. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1875–1883) у И.М. Прянишникова, В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова. В 1882 поступил в Академию художеств, вернулся в училище (до 1886). С 1885 – художник Русской частной оперы С.И. Мамонтова. В 1892–1894 в Париже. С 1910–1919 – главный декоратор императорского театра в Москве. В 1901–1918 преподавал в МУЖВЗ. Академик с 1905. Член-учредитель «Союза русских художников», член «Мир искусства». Участник выставок: МОЛХ, ТПХВ, МТХ, СРХ, «Мир искусства» и «36-и». С 1922 жил за границей, с 1923 в Париже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ БАЗАР. 1915

Картон, масло. 66,2х87. Слева внизу: Конст. Коровинъ 1915. / Севастополь. Поступил в 1990 от А.В. Иоффе (Ленинград)

 Материал подготовила И.П. Тюрина

 

 

Поделиться с друзьями:
«Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок,

форм,кто не перестает удивляться вечноменяющейся чаре света..." data-image="http://artmuseumtomsk.ru/v/small/280.jpg">

УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.ћетрика