Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 70 лет со дня рождения томского художника Аксеновой Натальи Дмитриевны

      Наталья Дмитриевна Аксенова (06.10.1948 – 1998, Томск). График. Училась в Пензенском художественном училище им. К.А. Савицкого (1964-1968) у А.С. Шурчилова, М.Е. Валукина. Участник выставок Томск(1970). Член СХ СССР с 1975. Персональная выставка: Томск, 1991. Работала в томских художественно-производственных мастерских. Выполняла заказы по оформлению залов областного краевого музея, по исполнению эскизов масок зверей для Дворца спорта для празднования детских праздников.  В коллекции музея хранится 14 гравюр Натальи Дмитриевны. Работы поступили от самого автора, выполнены в технике литографии и офорта с применением акватинты и меццо-тинто. Именно такое сочетание техник дает фактурную выразительность листа, которой всегда стремилась добиться Наталья Дмитриевна. У каждого мастера своя манера. Глядя на работы Аксеновой, не покидает ощущение таинственности, уникальности, иногда даже чувство страха. Например, офорты из серии «Новеллы о Томске» просто пронизаны тревогой. Темные силуэты деревянных домов на белом фоне. Здесь город – живое существо, требующее обратить на себя внимание, зовущее на помощь. Две иллюстрации 1974 года к повести Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова» выполнены в той же технике и так же пробуждают чувство беспокойства.

 

     Литография (от греч.lithos – «камень» и grapho – «пишу»). В литографии печать производится с плоской поверхности особых пород известняка, которые обладают способностью принимать на себя после травления краску в местах, прорисованных жирным карандашом, пером и кистью со специальной тушью. Краска наносится на поверхность камня валиком и оттискивается на бумагу при помощи специального литографского станка. Литографии не доступна четкость линии. Ей свойственны мягкие, как бархат, широкие линии штриха.

      Офорт (от фр. eau-forte - «крепкая водка» - азотная кислота). Способ изготовления авторской печатной формы, который соединяет методы ручного гравирования с химическим травлением. Офорт является одной из самых сложных и трудоемких графических техник. Медную или цинковую пластину покрывают кислотоупорным лаком или кислотоупорным грунтом, в состав которого входят воск, канифоль, асфальт. Тщательно высушивают. Линии рисунка процарапывают по лаковой пленке (грунту), обнажая поверхность металла. Гравирование осуществляется офортными иглами различной толщины и сечения. Затем форма погружается в кислоту, и обнаженные места протравливаются на различную глубину и ширину. Благодаря тому, что быстрое и подвижное гравирование острыми иглами происходит без значительных физических усилий, рисунок сохраняет непосредственность, а изображение  - живость. Применение акватинты (добавление асфальтовой или канифольной пыли) дает не штриховое, а полутоновое изображение, аналогичное полутоновому рисунку кистью. Применение меццо-тинто (специальным инструментом вручную придают шероховатость поверхности металлической пластины) дает ощущение бархатистости поверхности гравюры.  

 

Материал подготовлен хранителем фонда графики ТОХМ Станкеевой С.Г.


Азбука. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского ,,Неточка Незванова,,. Офорт, акватинта, меццо-тинто. 1974

Валторна. Офорт, акватинта, меццо-тинто.1973

Вечер. Офорт, меццо-тинто. 1972

Звуки старого дома. Литография. 1973

Молчание. Офорт, акватинта, меццо-тинто. 1980

Натюрморт. Литография. 1972

Новеллы о Томске. Воспоминание 1. Офорт, акватинта, меццо-тинто. 1982

Новеллы о Томске. Воспоминание 2. Офорт, акватинта. меццо-тинто. 1982

Новеллы о Томске. Воспоминание 3. Офорт, акватинто, меццо-тинто. 1982

Осенние сумерки. Офорт, акватинта, меццо-тинто. 1973

Письмо. Иллюстрация к повести Ф.М. Достоевского ,,Неточка Незванова,,. Офорт. акватинта, меццо-тинто. 1974
 
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.