Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Николай Георгиевич Котов (1889–1968)

Николай Георгиевич Котов (19.12.1889–28.08.1968)

К  130- летию со дня рождения художника-фронтовика, автора знаменитых масштабных диорам «Поверженный Берлин», «Героическая оборона Сталинграда», «Штурм Новороссийска в ночь на 10 сентября 1943 года».

В преддверии Дня победы мы с гордостью вспоминаем имя нашего земляка Николая Георгиевича Котова, мастера батальной живописи. События  Великой отечественной войны, герои кровопролитных сражений ярко отражены в его монументальных работах, живописных полотнах, графических сериях и плакатах. Большая часть панорамных  произведений, созданных  на пике патриотических чувств по  выразительности и художественному мастерству, считаются непревзойденными.

Биографическая справка:

Николай Георгиевич Котов родился в Томске.

 В 1909 году окончил Томскую губернскую мужскую гимназию, посещал занятия в вечерних рисовальных классах под руководством художника С.М. Прохорова. Осенью 1911 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1917 г.

С 1921 года жил и работал в Москве, участвовал в научных экспедициях в качестве художника, вместе с М.Б. Грековым активно занимался созданием панорам и диорам, в том числе и для различных музеев. Участник выставок, один из организаторов и член Ассоциации художников революционной России (АХРР).  Имел правительственные награды: медали "За оборону Москвы", "за победу над Германией", "За доблестный труд".

Многие творческие планы художника разрушили  события Великой Отечественной войны. Но, именно эта страшная трагедия дала богатый материал для  воплощения в изобразительном искусстве  сюжетов, связанных с героическими подвигами нашего народа.

К началу Великой Отечественной войны художнику исполнилось 52 года. Николай Георгиевич упорно изыскивал возможность совершить фронтовые поездки, активно добивался командировки в Севастополь для эвакуации панорамы Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя».  Николай Георгиевич выехал в осажденный город, но дальше Новороссийска пробраться  не смог, здесь его застало известие о сдаче Севастополя.

В  Новороссийске он встретил эсминец «Ташкент» с  86 фрагментами панорамы Ф.А Рубо, которые были спасены матросами-черноморцами из разбомбленного горящего здания.

Николай Георгиевич сделал множество  этюдных зарисовок. Будучи прекрасным рисовальщиком, он быстро и точно набрасывал портреты солдат и матросов, рисовал на улицах города, заносил в походный альбом эпизоды из фронтовой жизни.

Несколько зарисовок тех времен, выполненных чернилами и карандашом, на блокнотных листочках размером 9х13 см., пожелтевших от времени, ставших бесценными документами эпохи, хранятся в фондах нашего музея:

1. Старшина  I статьи И.Н.Дибров 1942 Развертка Оборот Бум., кар. 24,1Х16,3;

1а. Оборот;

2. Катера у причала. 1942 Бум., тушь, перо. 16,4х24,1;

3. Стрельба из пушки. 1942 Бум., кар. 42,1х16,4;

4. Оборот Дымовая завеса;

5. Новороссийск. Театр им. Ленина. 1942 Бум., кар., 16,3х24,1;

6. Матрос. Бум.,чернила. 13х9. 

  Николай Георгиевич понимал, что для показа значимости и масштабности событий Великой Отечественной войны, размаха и ожесточенности сражений более всего соответствуют монументальные формы художественного языка, такие как батальные панорамы и диорамы.

С первых дней войны он начинает работать над созданием небольших портативных диорам и масштабных панорам на темы Великой Отечественной войны. Им создаются эскизы к панораме «Героическая оборона Сталинграда».

Начиная с 1956 года,  художник разрабатывает план создания трех диорам, посвященных освобождению Новороссийска.  Диорамный триптих предназначался для  Новороссийского краеведческого музея, состоял из следующих частей:

1.         Высадка десанта на Мысхако, под командованием  Ц.Л. Куникова в ночь на 04.02.1943г.

2.         Штурм города и порта Новороссийска с суши, моря и с воздуха в ночь на 10.09.1943г.

3.         Встреча восточной и западной групп войск в районе порта Новороссийска 15.09.1943г.

Работа над триптихом потребовала создания огромного количества набросков, эскизов.  К работе были привлечены архивные материалы, натурные зарисовки. Николай Георгиевич постоянно консультировался с военными специалистами, уточняя отдельные детали высадки десанта, штурма города и порта Новороссийска. Пригодились изобразительные материалы, созданные во время командировки  1942 года. Впервые в своей практике художник изображает  картины ночного боя,  морские военные действия.  

Своими художественными качествами особенно выделялась центральная часть  «Штурм Новороссийска». Предельно достоверно воспроизведена картина решительного штурма немецких укреплений на окраине города одновременными атаками с моря, суши и воздуха в ночь на 10 сентября 1943.  Перед зрителем развернута величественная живописная панорама города и порта, с яркими, огненными вспышками ракет, трассерами, всполохами пожаров. Сложно прописанное ночное небо прорезают холодные, пересекающиеся лучи мощных прожекторов. На дальнем плане множество военных кораблей. На всем этом грандиозном пространстве заметно движение больших масс сражающихся людей и техники.

В марте 1959 года состоялся общественный просмотр эскизов, позднее они были утверждены Горисполкомом для изготовления триптиха, который вошел в экспозицию Новороссийского краеведческого музея и был открыт 16 сентября 1960 года.

Творчеству Николая Георгиевича Котова  специалисты отводят ключевую роль в  истории отечественного панорамно-диорамного искусства*

. Он создал около 400  панорамно-диорамных произведений (включая завершенные вещи, макеты и эскизы) и посвятивший этому искусству почти 40  лет своей жизни.  С энтузиазмом развивая технику пространственной живописи,  художник  разрушал  ограничения  условной картинной плоскости.

Н.Г. Котов разработал собственный метод  написания диорамных и панорамных полотен.  Он является автором  первой советской диорамы для музейной экспозиции.

Произведения Н. Г. Котова находятся в  Третьяковской галерее,  Русском музее,  Центральном музее современной истории России, Российской государственной библиотеке, Новороссийском государственном музее заповеднике.

Значительное количество живописных и графических работ из его творческого наследия было передано в дар Томскому художественному музею дочерью художника Екатериной Николаевной Котовой. Литературные труды художника также стали достоянием томичей,  и находятся в Государственном архиве томской области.

 Кроме вышеперечисленных работ художника из собрания Томского художественного музея на фото представлены:

7. Десант. Бум., гуашь, 29,5х 93;

8. Штурм Новороссийска. Бум., гуашь, перо 60х165;

9. Штурм Новороссийска. Бум., гуашь 60х175;

10. Встреча в порту На обороте рисунок тушью . Бум., гуашь 59,3х163,5;  

11. Встреча. Бум., кар., 60,5х167;  

12. Новороссийский этюд. Картон, масло 40х120.    

Использованы материалы:

Алексей Дружинин.  «Художник Николай Котов как теоретик и практик «пространственной панорамной живописи» (http://sias.ru/upload/2014_3-4_356-384_drujinin.pdf)

Данные архива художника

 

*Панорамы и диорамы являются особым видом искусства, интегрирующим средства живописи, архитектуры и светотехники с целью наиболее полного наглядного и достоверного показа исторических событий и явлений природы.

Панорама - замкнутая картина, расположенная на стене круглого помещения, которая совместно с предметным планом и освещением дает иллюзию реального пространства. Зритель в панораме находится в центре изображаемых событий и для осмотра перемещается по кругу.

Диорама располагается на стене полукруглого помещения и для ее осмотра устраивается специальный проем.

В панораме и диораме живописное полотно сочетается с предметным планом - макетом местности и реальными предметами. Расположенные по краю полотна, делают незаметным для зрителя переход от трёхмерного пространства к иллюзорному, изображенному на полотне.

С. Станкеева

Н. Боровинских

 


Николай Котов

1. Старшинв I статьи И.Н. Дибров. 1942. Разверстка.Бумага, карандаш

1 а. Оборот рисунка Старшина И.Н.Дибров

2. Катера у причала.1942.Бумага, тушь, перо

3. Стрельба из пушки.1942. Бумага, карандаш

4. Дымовая завеса. Оборот рисунка Стрельба из пушки.

5. Новороссийск. Театр им. Ленина.1942. Бумага, карандаш

6. Матрос.1942.Бумага, чернила

7. Десант. Бумага, гуашь

8. Штурм Новороссийска. Бумага, гуашь.

9. Штурм Новороссийска. Бумага, гуашь

10. Встреча в порту. Бумага, гуашь

11. Встреча. Бумага, карандаш

12. Новороссийский этюд. Картон, масло
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.