Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Митрофан Михайлович Беринговов. 130-лет со дня рождения

В октябре 2019 года исполнилось 130 лет со дня рождения Митрофана Михайловича Берингова (1889–1937), который входил в число известных московских художников 1920–1930-х годов. Берингов очень рано ушел из жизни, но успел многое: за участие в революционном движении три года провел в тюрьме, два года учился в рисовальной школе Общества поощрения художников в Петербурге у А.А. Рылова и Н.К. Рериха, после Февральской революции был председателем Броневого комитета в Армии, принимал участие в борьбе с чехословаками, позже стал активным участником первых арктических экспедиций. Его произведения хранятся в крупнейших музеях страны. Личность настолько многогранная, что неслучайно его портреты писали такие известные мастера как Ф.С. Богородский (Таганрогская картинная галерея) и А.М. Герасимов (Астраханская картинная галерея).

Берингов внес значительный вклад в дело сохранения памятников искусства и старины в Томске и практически является родоначальником музея, который создавался подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины в бывшем архиерейском доме, позже в предисловии к каталогу выставки он написал: «С 1919 года началась моя деятельность в г. Томске по охране памятников старины и организации художественного музея».

Митрофан Михайлович начинал свою деятельность в Томске агентом секции охраны памятников искусств с первого дня создания подотдела искусств Томского наробраза. Он первым начал занимался сбором сведений о памятниках архитектуры и их регистрацией. Весной 1920 года секция начала заниматься фотографированием и обмерами наиболее выдающихся памятников архитектуры и организовала их зарисовки. В марте 1920 года, благодаря Берингову, Томскому наробразу передали архиерейский дом для будущего музея «старины и революции». Это позволило сохранить не только архитектурный и исторический памятник города, но и художественные произведения, собранные подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, которым он руководил с августа 1920 года до реорганизации подотдела в мае 1921 года. В ответ на обращения Берингова со складов реквизированного имущества в подотдел передавались произведения искусства. Зарисовки отдельных памятников архитектуры, наиболее интересных уголков и улиц города, эскизы плакатов, декораций, с проводимых подотделом искусств конкурсов, вписывали в инвентарную книгу по всем правилам музейного дела.

В конце августа из секции сформировали самостоятельный подотдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины во главе с Беринговым в составе 18 служащих с секциями: архитектурной (А.Л. Шиловский), археологической (В.Ф. Смолин), инородческих искусств (П.К. Устюгов) и музейной. Несмотря на то, что на ставку заведующего музейной секцией никого не назначали, возглавлял это направление профессор Б.Л. Богаевский. Он еженедельно приходил в подотдел, писал обзоры по выставкам, читал лекции. Обобщая перечисленное, можно утверждать, что Митрофан Михайлович проявил себя как прекрасный руководитель, умевший подбирать кадры и работать с ними. Большой удачей Берингова было привлечение к работе в подотделе А.Л. Шиловского и Б.Л. Богаевского.

А.Н. Тихомиров в 1925 году в статье «Искусство Томска» дал высокую оценку деятельности Берингова. Очередная реорганизация в Томском губнаробразе совпала с окончанием Гражданской войны, когда всем беженцам разрешили вернуться в места прежнего проживаниях. Последнее, что сделал Берингов перед отъездом в Москву, для будущего музея в Томске – решением коллегии подотдела по делам музеев 2 июня 1921 года рекомендовал во вновь созданную структуру т.е. Политпросвет художников А.Н. Тихомирова, Л.П. Проскурякову и А.В. Лапина.

В Томске известно о его участии на единственной художественной выставке в апреле 1920 года. В ноябре Берингов был призером конкурса эскизов плакатов для деревни к 3-ей годовщине Октябрьской революции. В ТОХМ хранятся несколько работ художника: карандашный эскиз декорации, два рисунка, акварель «Крыши» и из архитектурных зарисовок прекрасная акварель «Новоказанский переулок», поступившая в музей как работа неизвестного автора.

Менялись подчинение, название реорганизуемой структуры, руководимой Беринговым, бесконечно приходили и уходили сотрудники, обновлялись составы различных комиссий, инструкции расширялись и уточнялись, но работа по созданию художественного музея велась планомерно на протяжении полутора лет. Проводились выставки и была собрана коллекция, представляющая изобразительное искусство Томска времен Гражданской войны, которая в настоящее время хранится в ТОКМ и ТОХМ. Митрофан Михайлович Берингов определял стратегию и тактику, цели и задачи подотдела, т.е. именно он является основателем художественной коллекции, с которой началось собрание Томского краевого музея и организатором музея, который официально открыли только в 1922 году. Берингов с 1922 года стал членом АХРР, но участия в общественной и административной деятельности в Москве не принимал, посвятив себя творчеству.

 

20 декабря 2019 г.                                                         Автор статьи Т.А. Бычкова

 


М.Б. Вериго-Чудновская. Портрет М.М. Берингова

М.М. Берингов. Новоказанский переулок №8. 1920

Ф.С. Богородский. Портрет М.М. Берингова. 1927

Надгробная плита М.М. Беригова
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.