Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и мастер-классы / Произведения В.И. Уфимцева начала 1920-х годов из собрания ТОХМ. Новые материалы

Виктор Иванович Уфимцев (1899–1964) – живописец, график, театральный художник, экспериментатор. Один из известных представителей русского авангарда первой половины XX столетия, живший в Сибири. Произведения Уфимцева 1920-х годов, относящиеся к периоду его увлечения авангардными течениями в изобразительном искусстве – это большая редкость и ценность для собрания любого музея страны. Действительно, из работ, выполненных в эти годы, сохранилось немного и потому две гуаши 1922 года и живописный этюд 1921 года в собрании Томского областного художественного музея (ТОХМ) уникальны.

Живописный пейзажный этюд был подарен Виктором Уфимцевым искусствоведу и художнику А.Н. Тихомирову 26 августа 1921 года в Томске во время стоянки агитационного парохода «III Интернационал», который с концертами и выставками двигался по маршруту: Омск-Тара-Тобольск-Сургут-Нарым-Томск-Новониколаевск-Барнаул, пропагандируя новую экономическую политику страны. Во время поездки Уфимцев побывал в городах своего детства Таре и Тобольске, знакомился с новыми для него сибирскими городами и селами, много работал, посещал музеи и мастерские художников, с которыми по давней художнической традиции обменивался работами, написанными в пути. Таким образом, Уфимцев собирал свою известную в дальнейшем коллекцию современной живописи.

Этюд из собрания ТОХМ был написан во время стоянки в старинном селе Уватское, где агитпароход стоял два дня – 5 и 6 августа 1921 года. Село Уватское (ныне Уват Тюменской обл.) стоит на левом высоком берегу Иртыша, в 116 километрах от Тобольска. С реки село не просматривалось, но с высоты обрывистого берега открывался живописный вид. «После затяжных дождей погода переменилась, великолепный день. Солнце. Но на небе бродят облака», – так описывал Уфимцев в своем дневнике природные наблюдения этих августовских дней. Это впечатление было им отражено в небольшом этюде динамичными мазками, резким ритмом их наложения, передающими сложное состояние природы и подтверждающими его увлечение футуризмом, которое случилось после встречи с Давидом Бурлюком в 1919 году. В это во время «отец русского футуризма» совершал знаменитого турне по Транссибу, где по пути следования проводил диспуты, выступал с докладами и лекциями, организовывал выставки в городах Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Среди жителей села Нарым, встречавших на берегу пароход, оказался Михаил Георгиевич Котов – брат томского художника Н.Г. Котова, знакомого ему по работе в Сибнаробразе Омска. Он снабдил Уфимцева необходимыми адресами томичей. В Томске художник познакомился с собранием «старика» М.М. Полякова, музеем, которым ведал в это время А.Н. Тихомиров и с которым они обменялись этюдами. Один этюд у Уфимцева купил Поляков для своей коллекции. Помимо этого, два рисунка он подарил Тихомирову и Вериго-Чудновской. В Томске молодой живописец посетил десять художников, но близкой ему по взглядам на современное искусство оказалась – Магдалина Бронеславовна Вериго-Чудновская, которую он назвал своей «единомышленницей». Позднее, покидая Томск, уватский этюд Тихомиров оставил краевому музею. Название произведения «Уват» было написано на лицевой стороне в правом нижнем углу (по-сырому). Но сотрудники краевого музея, не сумев прочитать надпись, вписали этюд в инвентарные книги как «Гроза». И только при подготовке этой публикации, с деятельным участием исследователя творчества художника, искусствоведа Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля З.Г. Девятьяровой и заведующей реставрационной мастерской ТОХМ Е.Б. Гончаренко удалось вернуть произведению 1921 года ранее утраченное авторское название.

Уфимцев и Тихомиров в 1922 году были увлечены организационной работой: созданием художественных музеев, формированием выставок и др. Один работал в Омском краевом музее, второй – в Томске открывал выставки из наследия «подотдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины», еще не имея официального решения об открытии музея. Вероятно, для планируемой в томском музее будущей художественной экспозиции Уфимцев передал две гуаши «Мечеть. Семипалатинск» и «Мотив» с текстом «Томскому музею» на обороте. Но открыт в Томске был не художественный музей, для которого собиралась коллекция, а краевой – позднее переименованный в краеведческий. После отъезда Тихомирова в Москву активная работа над формированием художественной коллекцией приостановилась на несколько лет. Произведения В.И. Уфимцева до 1982 года хранились в Томском областном краеведческом музее до передачи в ТОХМ, который выделился с коллекцией изобразительного искусства из краеведческого музея. Живопись и графика В.И. Уфимцева экспонируются в музее на различных выставках и представляют яркие страницы в биографии одного из самых неординарных художников русского авангарда.

В публикации использованы архивные материалы и литература, предоставленные искусствоведом З.Г. Девятьяровой (Омск):

  1. ООМИИ им. М. А. Врубеля. ФД-668. Фонд Р-3. Опись 1. Дело.13. Лист. 94. Дневник Уфимцева В.И. «Тетрадь пятая».
  2. Уфимцев В.И. Говоря о себе. Воспоминания / сост. Г.В. Уфимцева – М.: Советский художник, 1973. – С. 38–39.
  3. Виктор Уфимцев. Архив. Дневники, фотографии, рисунки, коллажи, живопись / авт.-сост. И.И. Галеев, З.Г. Девятьярова. – М.: Галеев Галерея, 2009. С. 32–34.

Автор статьи Т.А. Бычкова


В.И. Уфимцев. Мотив. 1922. Бумага, акварель

В.И. Уфимцев. Мечеть. Семипалатинск. 1922. Бумага, акварель

Оборот. В.И. Уфимцев. Мечеть. Семипалатинск. 1922

В.И. Уфимцев Уват. 1921. Картон, масло
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.ћетрика