Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и мастер-классы / Один из этюдов на юбилейной выставке Г.И. Гуркина, посвященной его 150-летию, открыл свою тайну

В начале ХХ века, поселившись в селе Анос, Григорий Иванович Гуркин (1870–1937) писал этюды ежедневно, как он сообщал в одном из писем, по три в день. Сотни этюдов привозил художник из поездок по Горному Алтаю. Невероятно вдохновенно работал Гуркин летом 1908 года во время его первой длительной экспедиции вокруг высшей точки Горного Алтая и Сибири – горы Белухи.

Этюды, созданные художником на натуре, воспроизводят конкретную местность. Между тем, большая часть, дошедших до нашего времени, носит условные названия, не имеет авторских надписей на обороте. Поклонникам творчества Григория Гуркина и всем кто, когда-либо бывал в Горном Алтае, всегда хочется узнать, какой конкретный вид изображен в том или ином пейзаже художника. Такая возможность особенно будоражит сознание, если есть такая зацепка, как авторская дата на лицевой стороне.

Именно авторская подпись «Гуркинъ 1908 iюля 19» на этюде под названием «Горы. Пейзаж Горный» из собрания Томского областного художественного музея позволила нам определить местность, запечатленную живописцем. Из публикации доктора искусствоведения Е.П. Маточкина, восстановившего на основе большого объема материалов хронологию и маршрут сложнейшей трехмесячной экспедиции Гуркина 1908 года, и проделавшего более чем через столетие тот же путь, мы узнали, что этюд написан во время отдыха в Рахмановских ключах. Живописец со спутниками находились там 10 дней с 13 по 22 июля. Маточкин выяснил, что в солнечные дни художник с учеником отправлялся писать этюды на Берельский перевал, с которого открывалась «грандиозная панорама» на Катунский хребет с юга.

Алтайский искусствовед В.И. Эдоков в книге «Мастер из Аноса» писал о Гуркине:

«Разреженный воздух высокогорья улучшает видимость, …делает контуры даже очень удаленных предметов более четкими и определенными». Г.И. Гуркин, по его мнению, «как никто другой, умел увидеть и выразить эту особенность природы Алтая».

О том, что именно эта уникальность видения художника отражена в этюде из собрания музея, помогла нам убедиться консультация у геоморфолога, знатока Алтая – А.В. Осипова. Андрей Витальевич подтвердил, что на этюде изображены южные склоны Катунского хребта: «Левая часть дальнего плана – ледники Капчальские. Правая – бассейн реки Россыпной с ледником Черный. Темная вершина по центру – оконечность скального отрога между Капчалом и Россыпной. Белуха здесь не видна. Она немного правее, за пределами изображения. Внизу композиции невысокие водоразделы рек Белой Берели и Катуни, занятые альпийскими лугами».

А.В. Осипов, как он заметил, «с величайшим почтением к Григорию Ивановичу», для убедительности своего предположения, заменил путем наложения на верхнюю часть музейного живописного этюда – фрагмента фотографии пейзажа этой местности из интернета (Google Earth). Кроме того А.В. Осипов представил топографическую карту с указанием точки, с которой был написан этот этюд художником.

Предлагаем Вам познакомиться с иллюстрацией этой версии.

И. П. Тюрина


Рахмановские ключи. Карта. Точка, с которой был написал пейзаж

Сравним. Верх - Горы. ГОРЫ. ЭТЮД ГОРНЫЙ. 1908. Картон, масло. Собственность ТОХМ. Внизу - на верхнюю часть этюда наложена фотография местности
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.ћетрика