Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Петр Бромирский. Неизвестное имя

В коллекции Томского областного художественного музея хранится очень редкое произведение графики. Сам по себе пожелтевший, загрязненный и помятый лист удивления и восторга не вызывает. Что ж, может и так! Но если учесть, что произведений этого необыкновенного и талантливого художника сохранилось всего семь, то обладание восьмым чудом света заставляет обратить внимание и на то, как лист попал в Томск, и на сюжет, и на судьбу самого автора.

Начнем с первого вопроса: как лист попал к нам?

На лицевой стороне листа два оттиска. По круглой печати мы видим одного «владельца» – Отдел ИЗО НКП Музейный отдел – то есть музейный отдел по изобразительному искусству Народного комиссариата просвещения (далее – Наркомпрос), который был сформирован 18 июня 1918 г. и входил в отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В июле месяце, среди многочисленных задач, отдел определил основные направления деятельности: охрана памятников, музейное строительство, собирание художественного и исторического материала как национального достояния, «инвентаризацию и перераспределение предметов музейного значения между музеями страны». На овальной печати еще один «владелец» – Государственный музейный фонд № 5938. Государственный или национальный музейный фонд – это совокупность предметов искусства и старины всей страны, собранных в хранилище или слитых «в один резервуар» как тогда формулировали. К сожалению, опубликованного списка музейного фонда того времени нет, поэтому начальный источник появления экспоната установить невозможно.

Предметы из усадеб, частных коллекций и галерей, конфисковали, национализировали. Созданные структуры Наркомпроса монополизировали все имущество, имеющее культурно-историческое значение и со временем, часть музейного фонда передавали в региональные музеи. Кроме предметов классического искусства для новых музеев – живописной культуры, в провинцию отправляли произведения современных художников.

В нижней части справа на листе карандашом и чернилами на паспарту надпись, указывающая автора: «Бромирский». В книге «Авангард. Список № 1. К 100-летию Музея живописной культуры» есть документ «художественных произведений, подлежащих передаче в Государственную Третьяковскую галерею, как материал для экспозиции современной живописи», в котором встречается фамилия художника Петра Игнатьевича Бромирского.

Экспонат «Групповой портрет» в 1929 году поступил в Томский краеведческий музей, откуда, в 1982 году, при создании, в Томский областной художественный музей.

А сюжет? Всего два цвета акварельной краски - черный и коричневый, несколько быстрых и уверенных движений, и готов портрет. На листе, которая выполнена «на одном вдохе» мы видим семейный портрет: папа, мама и дочь? Их лица и тела немного не пропорциональны, слегка вытянуты, напоминая иконописное письмо. Автор П.И. Бромирский создал быстрый этюд-состояние, состояние умиротворения. Головы родителей наклонены к центру, они тянутся друг к другу, показывая взаимные отношения любви, доброты и заботу о ребенке. Сложно сейчас понять кто изображен. Но настроение, и созерцательная грусть понятна. Может быть это родители художника и младшая сестра ?..

Судьба художника была нелегкой. Петр Бромирский родился на Украине, в небогатой мещанской семье и учился в городском училище Владимира–Волынска с 1896 по 1900 годы. В 1904 году Петр приехал в Москву и жил при частной лечебнице, в семье доктора Ф.А. Усольцева. Искусствовед Л.А. Кашук так описывает обстановку в доме врача:

«В Москве доктора Усольцева знали не только как крупного врача-психиатра, но и как любителя и ценителя искусства. В своей лечебнице, которую он предпочитал называть санаторией, Усольцев применял не совсем обычные методы содержания больных. Он считал, что больные должны жить в такой обстановке, которая бы как можно меньше напоминала им о болезни. Пациенты жили как бы в гостях, в одном доме с доктором и его семьей. Их не подвергали стеснительному режиму, они собирались по вечерам в гостиной для бесед и развлечений вместе с медицинским персоналом, для них устраивались концерты с участием певцов и артистов».

Именно здесь Петр познакомился с Михаилом Врубелем, который наблюдался у Усольцева. Михаил Александрович стал учителем и наставником молодого человека в искусстве. Художник видел не только талант, но и сходство Петра с погибшим сыном и нарисовал карандашный портрет Бромирского.

В 1905 году, девятнадцатилетний Петр сотрудничал с журналом «Искусство», для которого рисовал виньетки, заставки, обложки и впервые экспонировал свои работы на выставке Московского товарищества художников.

Михаил Врубель познакомил Петра с С.И. Мамонтовым и в 1905–1913 годах начинающий художник работал лепщиком в его майоликовой мастерской на керамическом заводе у Бутырской заставы в Москве. Желая получить образование, Петр посещал Училище живописи, ваяния и зодчества (1906–1910), где занимался в мастерской у С. М. Волнухина и в классе П.П. Трубецкого. Именно в училище он познакомился с Михаилом Ларионовым, стал членом нового объединения и участвовал в выставках «Голубая роза» (1907), «Венок-Стефанос» (1907–1908), «Золотое руно» (1907–1910). В 1907–1908 годах вместе с другими членами содружества занимался декоративным оформлением усадьбы Я. Е. Жуковского «Новый Кучук-Кой» в Крыму.

В 1910 году по приглашению Саввы Мамонтова путешествовал по Италии, долго отсутствовал на занятиях, за что был исключен из училища. В связи с кончиной Михаила Врубеля поездку пришлось прервать и вернуться в Москву. Бромирский снял с художника посмертную маску.

С началом Первой мировой войны, в 1914 году Бромирский был призван в армию. Его признали негодным к строевой, но оставили в запасном батальоне. Несмотря на тяжелое моральное состояние, близкое к самоубийству, он не был комиссован и дослужил до 1917 года.

После революции преподавал в художественной школе Н.И. Васильева. Васильев рассказывал о художнике:

«В 1918 г. он жил на чердаке в театре Сабурова, и когда я открыл художественную школу, мне захотелось, чтобы он преподавал скульптуру. В остатках военной формы, грязный, он однажды утром предстал передо мной. На мои условия заявил с большой добротой, что согласен преподавать при всяких условиях... На мое замечание о месте жительства тихо ответил: «Сегодня на чердаке по желанию Сабурова заколотили последнее окно, а в темноте какая же работа»». Бромирский поселился в студии. Интерес представляют воспоминания Н. Васильева о том, как Бромирский работал: «иногда и ночью. Зажжет сильные лампы и творит. Только стал я замечать, что пропадают вещи: щетка половая, ножки от стульев, табуретки... А фигура женщины все растет, все высится, все крепнет... И вот, когда стали формовать, тут вещи и сыскались. Он автоматически, чтобы глыба большой упор, твердость имела, совал на подпорку все, что под руку попадалось. По отзывам очевидцев, эта фигура была одним из лучших произведений Бромирского. Ей дал весьма высокую оценку и С. Коненков».

В 1918–1919 годах Петр Бромирский возглавлял скульптурную мастерскую Вторых Государственных свободных художественных мастерских, затем – во ВХУТЕМАСе, входил в состав закупочной комиссии Музейного бюро, занимавшегося комплектованием московского Музея живописной культуры. В 1919 году по плану монументальной пропаганды Петр создал памятник Василию Сурикову для Красной площади в Москве. Монумент был исполнен в виде апокалиптического ангела с мечом и чашей в руках из листового железа в технике выколотки. Скульптура, выполненная в материале, не была установлена и не сохранилась.

Петр Бромирский скоропостижно скончался от тифа в начале 1920 года в Старо-Басманной больнице и был похоронен в общей могиле.

Основоположник конструктивизма Владимир Татлин в беседах с коллекционером и «рупором» русского авангардного искусства Николаем Харджиевым, отмечал не только удивительный талант живописца и скульптора, но и «вспоминал об удивительной наблюдательности Бромирского, о его блистательном юморе и неистощимом даре рассказчика. Он был тонким ценителем поэзии и особенно любил лирику Тютчева, Блока и Верлена». Отмечая, что во время войны, «лишенный возможности лепить и заниматься живописью, урывками, между строевыми учениями, под открытым небом и нередко — на морозе солдат Бромирский начал писать роман». Роман, как и многие произведения не сохранились.

Творческий путь художника был коротким, но талантливый скульптор, живописец, график, Петр Игнатьевич Бромирский успел сформировать свой собственный стиль, в котором преобладали евангельские сюжеты или образы-видения ангелов в духе символизма. Портрет из томской коллекции тому свидетельство. Произведения художника хранятся в Русском музее, музее – заповеднике «Абрамцево» и частных коллекциях.

Л. Ю. Исаева.

Прим. В качестве иллюстрации материала использована работа Михаила Врубеля «Портрет скульптора Петра Бромирского». 1904 г. Бумага, графитный карандаш. 27х17 см. Государствен»ный Русский музей.

Биографическая справка:

БРОМИРСКИЙ Петр Игнатьевич

29.07.1886, Городне Любомльского уезда Волынской губернии, Украина – январь, 1920, Москва

Скульптор, рисовальщик, художник декоративно-прикладного искусства

ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ. 1920-е.

Бумага, акварель. 23х11,5. На паспарту: Бромирский. Печать ГМФ. Групповой портрет. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1929 из ГМФ, ранее ГТГ.

Г–1116

Литература и источники:

Авангард. Список №1. К 100-летию Музея живописной культуры. Москва, 2019 // [Сост. Пчёлкина Л.Р., Кочергина И.С.]. С.12–13, 285, 288.

Кашук Л.А. Психиатрическая больница на улице 8 марта. http://rus-krest.blogspot.com/2013/12/8.html. Дата обращения 07.06.2021

Харджиев Н.И. Неведомые шедевры. Памяти Петра Бромирского // Статьи об авангарде. В 2-х томах. Том I. Москва, Издательство RA (Русский авангард), 1997. – С. 226–231.

Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. В 3-х томах. Том I. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013. С. 84–85.

http://semenovgallery.ru/persons/Bromirskij_Petr_Ignatevich. Дата обращения 07.06.2021

https://artinvestment.ru/auctions/46280/#bio Дата обращения 07.06.2021

 


П.И. Бромирский. Групповой портрет. Томский областной художественный музей

П.И. Бромирский. Памяти Н.Н. Сапунова. Частное собрание

П.И. Бромирский. Обезьянка. 1890-1918 гг. Глина 20,5х17,5х20,5. Музей-заповедник "Абрамцево"

П.И. Бромирский. Композиция. Памяти М.А. Врубеля. Частное собрание
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.