Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / «НЕМНОГО ТОМИЧ». Скульптор Азат Баярлин

12 марта отмечает 70-летие Азат Хамбетович Баярлина - скульптор, автор станковых и монументальных произведений, педагог, Почетный член Российской академии художеств, заслуженный архитектор Казахстана.

Почему он «немного томич»? Потому, что прожил в Томске всего три года. С детства мечтавший о творчестве Азат осуществил свою мечту – окончил училище, а затем институт, стал скульптором. Он работал преподавателем в художественном училище в Алматы, но «из-за проблемы с жильем в 1983 с семьей перебрался в Томск, где ему предоставили крышу над головой». В Томске он участвовал в XV областной молодежной выставке и «Художники Томска» к 40-летию Томской организации Союза художников РСФСР. Азат работал над проектами памятников для нашего города. Среди них – бюст Аркадию Гайдару и мемориал врачам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В 1985 его командировали на симпозиум в Ригу, где его произведения были высоко оценены и рекомендованы Союзу художников СССР. В 1986 он уехал в Красноярск для обучения в Сибирском Дальневосточном отделении Академии художеств. Еще несколько лет поисков, переездов, смена стран, места жительства.

Сейчас Азат Хамбетович живет в Нур-Султане, преподает в Высшей школе искусств и дизайна Международного университета Астаны (в Нур-Султане).

У художника творческая мастерская и ученики, среди которых российский скульптор Даши Намдаков.

В интервью Сауле Беккуловой, кандидату искусствоведения Государственного музея искусств им. А. Кастеева Казахстана, художник рассказывал о своей работе:

«Действительно, творчество – это сам процесс. Надо, говоря языком театра, вживаться в образ, прочувствовать его, войти во все мелочи, детали, ощутить кожей каждый миллиметр. Словом, все пережить. И тогда, быть может, проза обратится в «высокий слог», в поэзию. Кстати, о своей мастерской я говорю: «Мой дом».

– Творческим людям свойственно стремление соперничать и опережать. Как справляешься с подобными настроениями? Бывают ли они?

– Сравнивать себя с кем-то, завидовать, сопоставлять… Нелепо! Помню, читал о страхах Федора Шаляпина перед появлением незаурядного певца с его типом голоса… Ошеломляющее впечатление! Все мы смертны. И если есть возможность заниматься любимым делом, что может быть лучше?

– А отдых?

– Когда работаю. Это же кайф!..».

На родине высоко оценено творчество художника, он успешно представлен в станковой и монументальной скульптуре, работая в лучших традициях классической скульптуры, наполняя ее «национальным пониманием пластики форм». Азат Баярлин является автором многочисленных памятников, «в которых он раскрывает не только личностные характеристики выдающихся людей, но и дает оценку их деятельности с точки зрения исторической перспективы, оценивая значимость их вклада в становление казахской государственности и развития национальной культуры».

В собрании Томского областного художественного музея хранится произведение художника: ВОСПОМИНАНИЕ. 1985. Композиция. Шамот, соли, ангобы. В. 45. Пост. в 1988 из УК ТО, куда от автора (Томск)

На небольшом подиуме представлена композиция из трех фигур: мужчина и женщина стоят на коленях, их руки опущены вниз, как бы в бессилии; сзади, к спине женщины, прильнул ребенок. Образы трактованы очень лаконично, статично. В работе нет движения, экспрессии, как будто жизнь остановилась. Несмотря на лапидарность, произведение очень емкое, оно наполнено восточным мотивом, который подчеркивается формой лица, разрезом глаз персонажей, их позами, деталями одежды. Произведение наполнено грустью, печалью. Быть может, это горесть от потери близкого человека. Кажется, что скульптор изображает запомнившуюся сцену и сам грустит, вспоминая о былом.

Скульптура Азата Барялина очень выразительна, вызывает эмоции, и поэтому востребована в музейном пространстве. Она неоднократно экспонировалась на выставках: 1988 Томск областная; 1989 Томск Осенний альбом; 2004 ТОХМ Томск и томичи; 2012 Томск Искусство за толерантность II; Томск 2019 Союз. Художник. Время.

Биографическая справка:

БАЯРЛИН Азат Хамбетович.

12.03.1952, Акмолинск Казахской ССР (ныне Астана).

Скульптор. Педагог. Заслуженный архитектор Казахстана.

Учился в ДХШ, Алма-Атинском художественном училище им. Н.В. Гоголя (1968-1972), ЛИЖАС им. И.Е. Репина (1972–1979). Выполнил дипломную работу «Стройотрядовцы» с оценкой удовлетворительно. Затем обучался в мастерских Дальневосточного отделения АХ в Красноярске (1986–1990). Член СХ с 1985. Член скульптурной ассоциации Канады. Преподавал в Алма-Атинском художественном училище им. Н.В. Гоголя (1979–1983), Красноярском художественном институте им. В.И. Сурикова (1986–1990), Казахском национальном институте искусств в Астане. Профессор (2010). Жил и работал в Томске (1983–1986), Красноярске (1986–1990), Алма-Ате (1990-2002), Канаде (2002–2003), с 2003 в Астане.

 

Л. Ю. Исаева.

Литература и источники:

Выставка «Художники Томска», [посвященная 40-летию Томской организации Союза художников РСФСР]: каталог / авт. вст. ст., сост. Т.А. Кузнецова. – М.: Советский художник, 1986. С. 41;

15 областная выставка произведений молодых художников. Каталог / сост. Т.Н. Микуцкая. Томск, 1989. С. 6.;

Мастерская Азата Баярлина. https://hsoa.kz/bayarlin/. Дата обращения 29.11.2021

Микуцкая Т.Н. Что ищут молодые. Красное знамя. – 18 июня – 1987. № 141 С. 3.

Вебер Е. Вернувшись из эмиграции, казахский скульптор не мог найти свое место. https://rus.azattyq.org/a/sculptor_kazakhstan/2175349.html. Дата обращения 29.11.2021

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.