Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и мастер-классы / «ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ…»

90 лет назад, 7 мая 1932 года в Москве, родился Лев Николаевич Матюшин, скульптор, педагог, заслуженный художник России, член Правления секции скульптуры Московского союза художников.

            Народный художник России Лев Матюшин начал свою творческую деятельность в 1960-е годы. Художник прошел рабочую подготовку в резьбе по камню в Московском художественно-ремесленном училище № 64, участвовал в строительстве МГУ им. М.В. Ломоносова на Воробьевых горах. Потом восемь лет (с 1952 по 1960) постигал законы пластической скульптуры в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское) под руководством преподавателей: Е.Ф. Белашовой, Г.И. Мотовилова, Р.Р. Иотки, А.Г. Шульца, В.И. Козлинского, С.Л. Рабиновича.

Со временем Лев Николаевич стал одним из ведущих скульпторов московской школы. Его произведения находятся в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи, в музее на Поклонной горе, для которого художником сделаны бюсты героев Отечественной войны 1812 года. Художник принимал участие в воссоздании художественного декора храма Христа Спасителя. Скульптуры Л.Н. Матюшина представлены в музеях Мурманска, Орла, Рязани, Таганрога, Томска, Омска, Уфы.

Л.Н. Матюшин активно работает в станковой и монументальной пластике, чаще всего создавая портреты и жанровые композиции. Художник обращается к образам выдающихся ученых, актеров, писателей, спортсменов и коллег-скульпторов. Это портреты С.В. Рахманинова, Н.И. Вавилова, А.П. Чехов, А.Т. Твардовского, В.И. Старшинова, О.К. Комова, Я.Н. Купреянова, В.М. Дронова, Н.И. Нисс-Гольдман и многих других. В каждом из них он руководствовался принципом самого внимательного отношения к отображению внутреннего мира портретируемого, его характера. Важнейшими критериями художника пластической манеры стали уравновешенность композиции, гармония и внутренний ритм, синтез импрессионистических приёмов и выявление фактуры камня или бронзы. Исследователь современной российской скульптуры, член-корреспондент Российской академии художеств Людмила Викторовна Марц о творчестве Матюшина пишет: «… Лев Николаевич Матюшин – один из немногих хранителей и продолжателей традиций живой, развивающейся, классической в своей основе московской школы скульптуры, созданной выдающимися мастерами русской пластики первых десятилетий ХХ века, впитавшей и по-своему переработавшей опыт и новаторские искания современного европейского искусства».

В Томском областном художественном музее хранится произведение художника:

ПОРТРЕТ ПАСТЕРНАКА. 1994

Голова. Бронза В. 80,5. Пост. в 1996 из ГМВЦ «РОСИЗО», куда от автора (Москва)

Выставки. Выставка Московских художников на Кузнецком валу. М., 1994. 2008 Томск Мы – россияне.

Портрет Бориса Леонидовича Пастернака (1890–1960) – знаменитого поэта, писателя, переводчика, чье имя в СССР было под запретом, был создан через пять лет после реабилитации, после того, как в 1989 году сыну поэта, Евгению Пастернаку был вручен диплом Нобелевского лауреата. Удостоенный премии по литературе в 1958 году, Б. Пастернак отказался от награды по политическим мотивам. И только с 1990-х годов памятники и мемориальные доски писателю появляются «по всей земле, по всем пределам».

Авторское видение демонстрирует необычный по трактовке и содержанию образ, знатока русского слова и философской мысли. Портрет выполнен на круглом высоком основании. На таких постаментах в к. XIX - нач. XX вв. размещали кабинетные скульптуры Наполеона, Сократа, Платона. Художник, мастер портрета, гармонично и пластично отразил одухотворенную натуру лирика, передав при этом поразительное внешнее сходство, без стилизаций и обобщений, в духе классицизма, а не импрессионизма. Противоречивая натура Нобелевского лауреата, то обласканного, то гонимого (вспомните – «Пастернака не читал, но осуждаю») противоречивой и жестокой властью, или противоречивой и своенравной судьбой, читается и в повороте его гордо поднятой головы, и одновременно, в скорбном взгляде затуманенных глаз. Скульптор и поэт как бы объединены одной мыслью – «Быть знаменитым некрасиво». Вообще, творчество Л.Н. Матюшина отличается пристальным большим вниманием к человеку, стремлением проникнуть в его внутренний мир, передать характер. Он, как и автор поэтических строк, «дойдет до самой сути». Портрет выполнен из бронзы, в материале, особенно любимом скульптором Львом Николаевич Матюшиным. Свободная текучесть бронзы создает сложную игру света на поверхности, подтверждая приверженность автора к кругу последователей импрессионизма в портретной скульптуре.

Литература и источники:

Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Серия скульптура XVIII–XX веков. Том 3. Скульптура второй половины XX века. М., 1998. С. 216.

Светлов. И.Е. О советской скульптуре. М., 1984. С. 130.

Л.Н. Матюшин. Объединение Московских скульпторов. https://oms.ru/authors/matyushin-lev-nikolaevich. Дата обращения 19.04.2022

Л.Ю. Исаева

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.ћетрика