Размер
Цвет сайта
Шрифт 
Изображения
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Полезные ссылки:



Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Неизвестное из коллекции музея

В фондах художественного музея хранятся две иллюстрации к бессмертному произведению «Песнь о колоколе» Фридриха Шиллера (1759–1805), классика немецкой литературы. Их автор – художник венгерского происхождения Александр (Шандор) фон Лицен-Майер (1839, Дьер – 1898, Мюнхен), творческая жизнь которого в основном связана с Германией.    

«Песнь о колоколе» - одно из лучших произведений Шиллера. На его создание поэта вдохновил конкретный колокол в швейцарском городе Шафхайзене. Отлитая на нем в переводе с латинского языка надпись: «зову живых, оплакиваю мертвых, ломаю молнии» стала эпиграфом к поэме.  Она посвящена важным этапам процесса литья колокола. Постоянное обращение мастера-литейщика к своим помощникам-подмастерьям служат рамой, воссоздающую многогранную картину человеческой жизни. Отдельные моменты работы в литейной соответствуют этапам человеческой жизни: беззаботные дети становятся юношами и девушками, превращаются в мужей и жен, в членов семьи и государства, борются со стихиями природы, своим трудом завоевывают себе право на жизнь и на уважение со стороны общества. При этом мастерская литейщика становится символом всего мира. В поэме история его семьи переплетается с событиями общественной жизни. Поэт призывает к труду на благо родины, завершая словами: «Пусть колокол звучит вольнее и шире. Пусть твердит о мире».

Хранящиеся в Томском художественном музее листы входят в серию иллюстраций. На первом изображена «прекрасная в локонах» невеста перед венчанием, благословляемая матерью. На втором -  готовый колокол, торжественно представляемый создавшим его мастером.

К иллюстрированию классических произведений немецких писателей Лицен-Майер обратился после нескольких лет занятий исторической и портретной живописью.  Первые рисунки к «Песне о колоколе» Шиллера он представил в 1878 году на ежегодной Мюнхенской универсальной выставке, что стало продолжением большого успеха после экспонирования цикла иллюстраций к «Фаусту» Гете, созданных за два года до этого.

Следующие годы стали поворотными в биографии художника. Он занял должность директора Дюссельдорфской академии изящных искусств, затем преподавал в Академиях живописи в Мюнхене, в Штутгарте (1880-1884), затем снова занял место профессора в Мюнхене и оставил несколько талантливых последователей.   

Л. И. Овчинникова.

  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений
© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.метрика