Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / АВГУСТ ШПИС - главный модельмейстер Императорского фарфорового завода

205 лет назад в Пруссии родился Август Карлович Шпис (August Karl Spiess), выпускник Берлинской Академии художеств, скульптор, ставший главным модельмейстером Императорского фарфорового завода и сформировавший художественные вкусы России в правление императора Александра II и его супруги Марии Александровны.

Имя немецкого скульптора Августа Шписа не принадлежит к числу хорошо известных любителям и исследователям искусства.

Август Шпис родился в 1817 г. неподалеку от города Штральзунда в северо-восточной Пруссии.

В 1836 г. девятнадцатилетний Шпис решил связать свою жизнь с искусством и стать студентом скульптурного отделения Берлинской академии. По уставу, на первый курс принимались юноши в возрасте до семнадцати лет. Несмотря на существующий возрастной ценз, Шпис был принят на скульптурное отделение. Стремясь достичь лучших результатов, Шпис в 1845–1847 гг. старательно посещал уроки различных скульптурных классов, в том числе самых сложных — модельного и «рисовального с гипсовых моделей», брал воскресные уроки у скульптора Людвига Вихмана.

По результатам выпускного экзамена от 20 января 1847 г. Шпис получил средний балл со следующим заключением: «Он обладает весьма заурядными способностями, его умения не всегда очевидны…». С такой «печальной» характеристикой, не предвещавшей появление в его лице будущего главу скульптурного отделения фарфорового завода России, он покинул Академию. Начинающий скульптор решил «испытать судьбу» и отправился в Россию.

Успех сопутствовал Шпису с первых дней пребывания в российской столице. Он приехал в Петербург в начале 1847 г. В 1847–1849 гг. работал в Зимнем дворце помощником скульптора и получил прекрасную возможность не только близко познакомиться со вкусами двора, но и изучить шедевры мирового искусства, находящиеся в императорском собрании.

С 1 мая 1849 г. А. Шпис состоял при фарфоровом заводе на правах иностранного вольнонаемного скульптора, а спустя год в недавнем прошлом немецкий студент - «неудачник» был назначен на должность главного модельмейстера (скульптора) завода. Опыт, приобретенный за время работы в Зимнем дворце, помог ему освоиться на новом месте и начать плодотворную деятельность.

В 1871 г. А. Шпис был командирован в Лондон для изучения новых методов организации художественной работы на производстве. С этого времени он определял художественную политику завода в области фарфоровой скульптуры в эпоху историзма. А. Шпис реализовал себя и в мелкой пластике, и как создатель больших фарфоровых изделий для парадных и камерных интерьеров: вазы, люстры, камины, канделябры, столы, консоли, умывальные приборы, зеркала в фарфоровых рамах. Его произведения высоко оценивались современниками.

Секрет профессионального успеха скульптора во многом состоял в его административных способностях, в том, что в настоящее время определяется понятием «менеджмент». Август Шпис был прирожденным менеджером, способным анализировать и точно улавливать потребности своего времени, тонко чувствовать вкусы и предпочтения того круга людей, от которых зависела его дальнейшая карьера. Основным заказчиком пластических статуэток Шписа была императрица Мария Александровна. Составив точное представление о художественных пристрастиях императрицы, Шпис создавал произведения, соответствовавшие ее вкусу. Он проявил себя как выдающийся и очень предприимчивый человек, умеющий правильно оценить ситуацию и занять ту нишу в искусстве, которая найдет отклик у заказчиков.

За многолетнюю службу скульптор был награжден орденами, золотыми и серебряными медалями. Приведем лишь небольшой фрагмент из его послужного списка: «…за изготовление оригинальных скульптурных вещей в 1857 г. 13 июня … получен подарок в 500 руб., в 1862 г. 17 апреля им получена медаль на Станиславской ленте для ношения на шее, в 1864 г. 19 апреля — золотая медаль на Аннинской ленте для ношения на шее, в 1866 г. 27 января — подарок в 500 руб., в 1868 г. 2 мая — золотая медаль на Владимирской ленте для ношения на шее, в 1870 г. 17 апреля — орден Св. Станислава 3-й степени, в 1871 г. 28 марта — подарок в 300 руб.».

Творческая карьера скульптора закончилась с восшествием на престол императора Александра III в 1881 г. Модельмейстер ушел в отставку. И дело не возрасте мастера и не в его таланте. Он мог бы с успехом создавать произведения в новом стиле модерн, но не сошелся характером с императрицей Марией Федоровной. Скончался мастер 12 апреля 1904 г. и был похоронен на кладбище Императорского фарфорового завода. Наследие скульптора велико и находится во многих частных и музейных собраниях.

В коллекции Томского областного художественного музея хранится скульптура «Диана на охоте», выполненная в 1876 г.

Подробнее о скульптуре А.К. Шписа смотрите на платформе Artefaсt.

Исаева Л.Ю., старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ТОХМ.

Литература:

Антикварная лавка Петербург. http://www.salon-petersburg.ru/authors/detail.php?ID=467 Дата обращения 11.11.2019

Хмельницкая Е.С. Фарфоровые вазы Августа Шписа. / Антиквариат. 2011. № 11. С. 4-19.

Хмельницкая Е.С. Развитие фарфоровой пластики на императорском фарфоровом заводе во 2-ой половине XIX в.: А. Шпис. // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). http://www.sisp.nkras.ru/ Дата обращения 16.04.2018

Хмельницкая Е. С. Скульпторы Императорского фарфорового завода: Эволюция творческих поисков от историзма к Ар деко. Реферат диссертации. http://www.libed.ru/knigi-nauka/480578-2-skulptori-imperatorskogo-farforovogo-zavoda-evolyuciya-tvorcheskih-poiskov-istorizma-deko.php. Дата обращения 29.04.2019 г.


Август Карлович Шпис. Государственный исторический музей

Шпис А.К. Диана на охоте. 1876. Бисквит. Томский областной художественный музей
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.