Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Икона Божией Матери «Казанская»

Уже несколько столетий со времени обретения в России образа Пресвятой Богородицы Казанской икона пользуется неослабевающим почитанием.

Через год после вступления в Казань московского войска, в октябре 1552 года, учреждается Казанская епархия. Укреплению православия в этих местах особенно способствовало явление иконы Божией Матери 21 июня 1579 года, которое ознаменовалось «великими чудесы». В этом году страшный пожар опустошил половину города. Среди погорельцев, заново отстраивавших свои дома, оказался и стрелец Даниил Онучин, чья девятилетняя дочь Матрёна в «тонком сне» увидела Царицу Небесную, повелевшую достать из-под земли Ее икону. Девочка пыталась рассказать о явлении Богородицы, но ей не верили до тех пор, пока на пепелище сгоревшего дома Матрёна с матерью не нашли неизвестный прежде образ Богородицы.  Предание сообщает, что новоявленную икону Богоматери торжественным крестным ходом принесли в приходскую Никольскую церковь, где настоятелем служил священник Ермолай, будущий святой Патриарх Московский Гермоген. При обретении святыни именно он первым принял её на руки. По преданию, во время следования крестного хода до храма прозрели двое слепых; и впредь «благодатным потоком» стали изливаться от иконы Богоматери Казанской исцеления «страдающим болезнями глаз».

Через несколько лет Московскому царю Иоанну Васильевичу был отправлен точный список образа Богородицы с подробным донесением о происходящих в Казани дивных событиях, вскоре монаршим повелением на месте обретения иконы была устроена девичья Казанская обитель на сорок инокинь. В обитель нередко поступали богатые подношения и вклады, а риза чудотворной была «убрана царскими дарами» - золотом и жемчугом.

Святой Патриарх Гермоген составил подробную «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы» с описанием произошедших чудес, а также тропарь Богородице, что поётся более четырёхсот лет - «Заступнице усердная…».

 Обретенная икона пребывала в соборном храме Казанского монастыря до 1904 года, когда она была украдена и бесследно исчезла.

В годы Смутного времени, когда поляки захватили Москву, народ поднялся на защиту Отечества по призыву Патриарха Московского Гермогена, «умученного в темнице» за твёрдое стояние в православной вере. А список чудотворной иконы Божией Матери Казанской вручили накануне решающего сражения князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому. Русские дружины, наложив на себя пост, три дня молились перед этим образом. В пронизанный холодом день, 22 октября (4 ноября н. ст.) 1612 года, они огневым штурмом взяли Китай-город, а затем и Кремль.  

По воле царя Михаила Романова, с 1613 года в память освобождения Москвы от польских, литовских и шведских интервентов, 4 ноября устанавливается празднование иконе Казанской Божией Матери. Этот образ Богородицы особенно почитался династией Романовых.

При участии князя Пожарского, около 1636 года, на Красной площади в Москве был построен Казанский храм, куда и «поставили» прославленный в боях чудотворный список знаменитого образа. С 1930 года до сего дня эта икона пребывает в Богоявленском (Елоховском) кафедральном соборе.

При перенесении столицы в Петербург, в числе других святынь, туда привезли ещё один ранний список иконы Богородицы Казанской. С 1730-х годов икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском, а к 1811 году на его месте в честь чудотворного образа по проекту архитектора Воронихина был отстроен величественный Казанский собор.

 Через год разразилась Отечественная война с французами и войсками «объединенной Европы». Перед Бородинской битвой князь М.И. Кутузов долго молился в петербургском соборе пред иконой Божией Матери Казанской, которую возложили на старого воина после молебна. Первую крупную победу русская армия стяжала именно «на Казанскую», 22 октября 1812 года, когда отряды под предводительством героев-полководцев, генерала М.А. Милорадовича и Донского атамана М.И. Платова, разбили войско маршала Даву, арьергард непобедимой прежде французской армии.

День памяти иконы Богоматери Казанской считался в столице Российской Империи, Петербурге, праздничным, нерабочим. Тысячи людей собирались на площадь пред Казанским собором, где совершался молебен перед изнесенным из храма чудотворным образом.

О помощи и покровительстве Царицы Небесной в годы Великой Отечественной войны не раз упоминалось в последние десятилетия. По рассказам ветеранов, икону Божией Матери Казанской перенесли на правый берег Волги и священники служили с ней молебны перед изумлёнными воинами, «не верящими своим глазам». При всех усилиях немцы не смогли перейти русскую реку. Освобождение Киева нашими войсками в день празднования Казанского образа – 4 ноября 1943 года, относится к неоспоримым фактам, связанным с этой иконой Божией Матери.

Под покровительством Казанского образа начался знаменитый поход Ермака Тимофеевича за Урал, увенчавшийся присоединением Сибири. Икона прославляется как раз в то время, когда казаки и стрельцы осваивают и обживают «сибирскую украйну», обустраивают здесь новые города-крепости.

Первые насельники приносят на необозримые и почти необитаемые просторы списки новоявленной чудотворной. Сначала в деревянной Казанской церкви, выстроенной по обету за три дня, а затем в каменном Казанском храме Знаменского Тобольского монастыря пребывала одна из самых почитаемых святынь Тобольска и окрестностей - икона Богоматери Казанской, получившая известность под названием Казанская-Тобольская.

Почти одновременно с возведением в 1604 году «Томского города», в двадцати верстах от него строится мужской монастырь, «обитель во имя Пресвятой Богородицы, чудотворного Ея образа Казанского», который вскоре, из-за вражеских набегов, переносится в Томск. Каменную Казанскую церковь в Богородице-Алексиевском монастыре смогли поставить только к 1789 году. После антихристанских разрушений начала XX столетия, монастырь с главным храмом в честь образа Богородицы Казанской восстановили в 1995 году. До сих пор, по имени любимого образа, монастырь часто именуется «Казанский». Когда-то там пребывал, «древний образ» Божией Матери Казанской, «поставленный стрельцами», строителями первой Томской крепости, как сказано в консисторских отчётах.

Если верить этим отчётам, с XVII и до начала XX-го столетия в огромном Томском крае отстроилось около двухсот Богородице-Казанских храмов. Так, одной из самых известных и красивых в Томской епархии по праву считалась Казанская церковь большого, в несколько тысяч крепких домов, алтайского села Коробейниково Барнаульского уезда. Храм был возведён в 1902 году в «русском стиле с каменным узором», с внутренними настенными росписями. Особенно почитался большой престольный образ Божией Матери Казанской. (Илл.2) Богородица предстаёт в ярко-алом мафории на мозаичном с золотом фоне в полукруглом узорном обрамлении. Её тонкий лик, исполненный кротости и скорби, написан в «живописно-реалистической» манере. После революции, по свидетельству очевидцев, образ бросили под ноги в притворе церкви, превращённой в зерносклад. Нашлись люди, которые тайком забрали повреждённую икону: лики Богородицы и Младенца были почти не различимы, левкас и краска сильно выкрошились, посредине доски проходила трещина шириной в палец. Свидетели уверяют, что постепенное «восстановление» началось, как только святыня оказалась у верующих людей. По их словам, икона полностью «обновилась» через несколько лет к Пасхальной ночи 1972 года: красочная поверхность образа стала гладкой, изображения обрели прежнюю четкость. В этом «самообновлении и самовосстановлении» живописного слоя, местами уничтоженного вместе с левкасом, впервые в наши дни проявилась необычная чудотворная сила Казанского образа, зафиксированная фотографически. Ныне в селе Коробейниково устроен мужской монастырь. В 1994 году с храмовой Казанской иконой, сияющей светлыми красками, возобновился ежегодный многодневный крестный ход из Барнаула в Коробейниково. В сентябре 2005 года Коробейниковская икона Божией Матери Казанской, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, внесена в общецерковный список православных почитаемых святынь.

Одним из самых значимых среди церквей в губернском Томске считался домовый храм в честь иконы Богородицы Казанской при Томском Императорском университете. Здесь служили лучшие, самые грамотные священники, которые могли разрешить все богословские вопросы тогдашних профессоров и студентов. (Илл.3.)

В Петропавловском соборе Томска со времени возобновления служб в 1945 году пребывает большой образ Богоматери Казанской, созданный в иконописной мастерской И.А. Панкрышева в 1903 году. (Илл.4) Икона считается здесь не только известной, но чудотворнй. По утверждению верующих, перед этим не очень древним образом Пресвятой Богородицы и в наши дни происходят исцеления от слепоты. 

В Томском художественном музее пребывает несколько икон Богоматери Казанской. Самым древним является памятник XVII века с необычной трактовкой личного письма, исполненного своеобразной экспрессии. (Илл.5) Личное письмо создано столь густыми слоями красочного пигмента, что даже выступает невысоким рельефом на фоне фигур Девы Марии и Богомладенца. Их почти объёмные лики сочетают некую угловатую схематичность и в то же время - приковывающую энергичную первозданность, как если бы их писал архаичный мастер или на редкость даровитый ребёнок. Талантливый и безымянный сибирский мастер тонко и сострадательно смог выразить облик той что от начала вместила великий и трагический смысл Крестной жертвы Царя Славы.

Празднование образа Казанской Божией Матери 21 июля в день ее обретения в Казани и 4 ноября в память освобождения Москвы от поляков. Уже несколько лет 4 ноября, на «Казанскую», Россия отмечает День народного единства.

И. А. Евтихиева.

 


Икона Богоматри Казанской из Казанского собора Санкт- Петербурга.

Томский Императорский университет имени Александра III. Фот.нач.XX в

Икона Богоматери Казанской из Томского Петропавловского собора. Мастерская И.А. Панкрышева.1903--

Икона Богоматерь Казанская. ТОХМ. XVII в.
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.