Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06

Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипр. Он был современником любимейшего христианского святого Николая Мирликийского Чудотворца и до сего дня почитается ничуть не меньше. 
Житие святого сообщает, что будущий святитель с самого детства пас на Кипре стада овец. Смиренный пастух жил столь чисто и богоугодно, что удостоился дара чудотворений. Призыванием имени Божьего святой пастырь мог исцелять неизлечимые болезни у приходивших к нему людей. А когда был «поставлен во епископа» города Тримифунта, то прославился и воскрешением мертвых. 
Из года в год в день памяти святого Спиридона Тримифунтского мы вспоминаем многие подробности его жизни, изложенные в ряде источников. Удивительным чудесам несть числа: вот он исцеляет смертельно больного Римского императора Констанция, вот напутствует душу своей умершей дочери Ирины, направляя её в посмертном «шествии ко Христу». Вот святитель воскрешает умершего младенца, а затем и его мать, что умерла от радости, увидев ожившего ребёнка. Вот торопится спасти приговоренного к незаслуженной казни и приказывает остановиться потоку воды, вышедшему на его пути из берегов. 
В царствование первого императора-христианина, Константина Великого, в 325 году в Никее был собран 1-й Вселенский собор, на котором рассматривалась ересь Ария,  называвшего «Христа Сына Божия сотворенным человеком, а не творцом всего». Арий и его учёные сторонники с искусным красноречием отстаивали учение об изначальном сотворении Бога Сына Богом Отцом, то есть о - неединосущности Богу Отцу Бога Сына. Они смутили многих собравшихся епископов.


Тогда и совершилось одно из главных чудес святого Спиридона, особо памятное для Церкви. Святитель Тримифунтский, человек простой и не искушенный взял в руки кирпич, плинфу, и произнёс: «Се три стихии, а плинфа одна. Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино». Когда святой произносил эти слова, он надавил на кирпич  - с одной стороны вырвалось пламя, в котором его когда-то его обжигали, а с другой потекла вода. В руках чудотворца остался первоначальный материал, глина. 


Поэтому на иконах святителя Спиридона часто изображают с плинфой, которую он чудесно преобразил на соборе. 
Учение Ария было осуждено на этом соборе, а сам он был отлучен. 


И все же, самым поразительным для нас сегодняшних и самым поучительным оказываются простота и смирение великого чудотворца. Так, незадолго до смерти «он вышел вместе со жнецами на поле и работал сам, не гордясь высотою своего сана».


Есть предание о том, что святитель Спиридон Тримифунтский пришел на собор, облаченный в простую пастушескую одежду и шапочку, а стражник не пустил его. 
- Почему ты меня не пускаешь? Я епископ. Тогда стражник ударил его, а святитель подставил другую щеку. Тот, поразившись, пропустил его. 
 - Теперь вижу, что ты епископ. Проходи. 


Такой вечный документ, как говорят Отцы Церкви: исполняет человек заповеди Христовы или не исполняет.

После падения Константинополя в 1453 его нетленные мощи были перенесены на остров Керкира (Корфу) в Ионическом море, где и пребывают до сих пор. 
Весь мир знает об их удивительных свойствах: нетленное тело святого вот уже 17 веков сохраняет мягкость и упругость, как будто это живой человек. 


У Н.В. Гоголя есть рассказ, как однажды во время паломничества писателя к мощам святого, один английский путешественник, стал утверждать, что такое чудо возможно только в результате бальзамирования, и на спине святителя обязательно должны быть надрезы. Услышав эти кощунственные речи, пишет Гоголь, святой поднялся из раки и показал богохульнику свою спину. Пораженный писатель навсегда отказался от сочинительства мистических произведений и поспешил на покаяние в Оптину Пустынь, к преподобному старцу Амвросию.


Почитание Спиридона Тримифунтского с годами и столетиями всё более возрастает.     Святой приходит ко всем, почитающим его.


Самая известная в России икона святителя Спиридона с частицами его мощей находится в Москве, в Церкви Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Верующие знают, если кто-то приходит к ней с искренней молитвой в страшной нужде, скоро получает помощь святителя. Эта помощь может прийти из самых неожиданных источников. В храме ведется специальная книга с записями чудес, произошедших с прихожанами по молитвам святому Спиридону: это помощь в решении проблем, связанных с квартирами, кредитами, судебными разбирательствами. Эта драгоценная святыня имеет редкий извод, когда святитель показан в молении Богоматери.
Иконография этого святого не совсем обычна. Его изображают в традиционном архиерейском облачении за исключением одной важной детали. На голове, вместо епископской митры — тростниковая шапочка, которые в Греции издавна носили пастухи. 


Однако икона Томского музея представляет святого Спиридона в узорной скуфье с двуперстно благословляющей десницей и закрытой книгой Священного Писания. Личное письмо образа передается грамотно многослойным охрением с легкой подрумянкой. Фон, нимб и поля выложены листовым золотом. «Чешуйчатый» фон создается методом цировки, на полях - геометрические узоры. В поле нимба проведены ровные вертикальные бороздки, означающие сияние. Эти лучики ограничены узором из кружков разного размера, проделанных канфарником.  
 

   
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.