Размер
Цвет сайта
Шрифт 
Изображения
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ

Полезные ссылки:



Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / ИКОНА БОГОМАТЕРИ ИВЕРСКАЯ

История образа Богоматери Иверской с давних времен широко известна в России. Предания об иконе изложены во многих письменных источниках XVII столетия: Согласно самому распространённому из них, связанному с Никеей, история образа начинается во времена императора Феофила (829-842), когда в Византии по его приказу возобновляется политика иконоборчества. (1.) В доме некоей вдовы, жившей неподалёку от Никеи, императорский воин увидел икону Богородицы и, пронзив мечём Её лик, бежал в ужасе от того, что на ланите (щеке) Девы Марии остался кровавый след.
 Чтобы спасти образ от поругания, женщина последовала древнему обычаю и пустила его по морским водам - «на волю Божию». Сын этой вдовы вскоре принял монашество на Афоне. Он-то и поведал насельникам монастыря об истории семейной святыни. Спустя какое-то время (по одной из версий предания –  прошло два века), монахи Иверского Афонского монастыря увидели в высоком столпе света на море икону Божией Матери. Лишь один из них, как говорит история образа, старец Гавриил, смог пройти по водам, взять её в руки и доставить в обитель, где помнили рассказ о византийском образе. Павел Алеппский пишет, однако, что рана на лике Пречистой была получена уже в Иверской обители:

«Ея ланита поранена и кровь течет из нея, ибо, как рассказывают, магребиты, завладев Святой Горой, ударили по иконе ножом, и тотчас потекла из нея кровь». (2.) 

Со времени своего водворения в Иверском монастыре Афонской горы, святыня именуется Иверской. «Сказание о чудесном обретении и последуюшем прославлении Иверского образа Богоматери Портаитиссы» сообщает, что икона сама выбрала место над вратами обители.  Отсюда её второе название - "Портаитисса", то есть Вратарница, или Привратница. Символическая функция иконы Богоматери Иверской выражается в акафисте, посвящённом этой святыне: "Радуйся, благая Вратарница, двери райския верным отверзающая!".
Особым почитанием Иверская стала пользоваться в Москве после принесения в октябре 1648 года первого её списка, созданного афонским монахом-иконописцем Григорием (Ямвлихом).

«И та икона не разнится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом – только слово в слово новая, аки старая». (3.)

В честь почитаемого образа и в память победы над французами в 1812 году у Воскресенских ворот Кремля была установлена Иверская часовня. Красота «Иверской» восхищала посещавших её московских гостей. Не случайно француз Анри Матисс, построивший своё творчество на иконных реминисценциях, признавался: «Чрезвычайно мне понравились украшения Иверской часовни и древние иконы». После всех политических, а по сути - антихристианских трагедий, выпавших на Русский двадцатый век, московскую Иверскую часовню, разрушенную в 1930-е годы, вновь возвели по старым чертежам в 1995 году. Тогда же с Афона был привезен новый список иконы Богоматери.
В последние полвека перед революцией образ Божией Матери Иверской становится одним из самых любимых у сибиряков: всё чаще заказывали точные списки Иверской с Афона, всё больше в городах и сёлах Сибири устраивалось в честь иконы приделов и храмов. Так, города Омск и Красноярск имели свои часовни иконы Иверской Божией Матери.  
В самом центре нашего Томска на Базарной площади (ныне пл. Ленина) рядом с Богоявленским храмом в 1858 году горожане поставили Иверскую часовню, «в честь павших и живых томичей, участников Крымской войны 1853-1856 годов», в частности, воинов из Томского 39-го егерского пехотного полка. Томская Иверская строилась как точное подобие московской у Воскресенских ворот Кремля. «Иверский образ» к открытию прислали с Афона. Эта икона Богоматери действительно оказалась Привратницей Томска, а сама Иверская часовня - главными воротами города. С годами здесь сложился твердый обычай: приезжающие в Томск или отправляющиеся из города считали «первым долгом» непременно затеплить свечу и помолиться «у Иверской» перед дорогой. Икону, являвшую силу чудотворений, поднимали по случаям «торжеств и бед народных», носили в монастыри и приходские церкви, по домам нуждающихся. Круглосуточно без перерыва перед афонской святыней в Томской Иверской часовне проводились службы и молебны. (4.)
 Посетивший Томск в мае 2002 года Патриарх Московский Алексий II освятил восстановленное здание часовни и приложил туда образ Иверской Божией Матери, вновь привезённый с Афона. Многочисленные привесы, состоящие из золотых и серебряных цепочек, колец и серёжек, которые, по древней традиции, приносят к Иверской, и сегодня служат свидетельством благодарности за чудесную помощь.

«Св. Икона Божией Матери Иверской для города Томска и его правоверующих жителей продолжает быть оплотом и защищением от всякого зла и напастей и до сего дня ». (5.)

Прихожане Воскресенского храма, с особым почтением относятся к своей иконе Богородицы Иверской. Лики написаны слоями светлой охры по оливковому санкирю (первый слой личного письма). В целом письмо выдаёт руку профессионального мастера-иконника. Автор покрывает поля, нимбы и фон подобием драгоценной металлической ризы - чеканным гравированным орнаментом, по сусальному золоту, которое к сегодняшнему дню почти утрачено. Выразительный рисунок растительного узора «золотого оклада» из стилизованных листьев и цветов на полях, а также узоров из «прочеканенных» точек и кружков в среднике, выглядит не только крупным и чётким, но лёгким и ажурным.
Наш музей, к сожалению, обладает единственным образом Богоматери Иверской. Это ученический образец из Владимирских иконописных сёл, вероятнее всего, из Мстёры. 
Иверская икона Богоматери относится к иконографическому типу Одигитрии, отличаясь лишь лёгким наклоном головы Девы Марии в сторону Младенца, а также изображением раны на Её ланите (щеке). Иконография музейного памятника остаётся неизменной - поясное изображение Девы Марии, склонившей голову к Богомладенцу и указывающей на Него правой рукой. В исполнении исчерна-лилового мафория Богоматери явно начинающий автор попытался воспроизвести цвет заданного образца, бегло и не очень точно снабдив одеяние узкой сероватой полоской каймы и бахромой в виде волнистых линий. Звёзды приснодевства изображаются неровными перекрещивающимися черточками, а складки, имитирующие серебрение, проведены тем же блеклым оттенком серой краски. Монохромное тёмное письмо ликов создаётся довольно неумело и схематично плотными однотонными слоями охры кирпичного оттенка по коричневому санкирю. 
Без сомнения, публикуемый образ был написан подмастерьем (возможно, несколькими), о чем свидетельствует ученически неумелая, грубоватая манера письма. Характерными чертами памятника, которые присущи многим недорогим образцам из «Владимирских земель», оказываются маховое письмо схематично данных одежд и золотистый колорит нимбов, созданных при помощи ярко-жёлтой олифы, наложенной на охру. 
Обретение Иверской иконы Богоматери празднуется 25 февраля. В этот день монахи Иверского монастыря на горе Афон увидели чудотворный образ.

Евтихиева И. А. 

Литература и источники:
1.    Сказание об Иверской чудотворной иконе Божией Матери, что на Афонской горе. Спб., 1857.
2.    Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века М., 2005. С.447.
3. Сергий (Спасский), архимандрит. Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки её в России. М., 1879.
4. Сказание о чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Иверской Вратарницей. Томск. Типография Дома Трудолюбия. 1916. С.9.
5. Указ. соч. Сказание о чудотворной… Томск, С. 21


Афонская икона Богоматери Иверской

Икона Богоматерь Иверская из Воскресенского храма. XIX в.

Икона Богоматерь Иверская. ТОХМ. Втор.пол. XIX в.
 
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений
© Томский областной художественный музей. Все права защищены.
яндекс.метрика