Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и мастер-классы / БОГОМАТЕРЬ СПОРУЧНИЦА ГРЕШНЫХ

Свое название икона Божией Матери «Споручница грешных» получила по первой строке надписи на вьющемся вокруг изображения свитке:

«Аз Споручница грешных к Моему Сыну; Сей дал мне за них руце услышати Мя выну, да тия, иже радость выну Мне приносят, радоваться вечно чрез Меня испросят».

В этом тексте приводится торжественное заверение Спасителя в том, что Он «дал руце», то есть обещал Своей Матери внимать Её просьбам и молитвам о кающихся людях. Она же, пред лицом Создателя поручается в том, что человек приложит все силы для исправления своей «больной грехом» жизни. Споручница и значит - Поручительница.
Хотя краткие упоминания об образе Богоматери «Споручницы грешных» сохранились еще со времен Петра I, его громкое прославление произошло сравнительно недавно, а потому излагается во многих источниках. Древняя икона становится общеизвестной летом 1843 года, на юго-западе России, в мужском Николаевском Одрином монастыре у реки Одринки на Орловщине. Тогда от забытого в монастырской часовне, почерневшего от времени образа Богородицы стали происходить «чудесные исцеления».  Икону омыли святой водой и торжественно поставили в соборе.
Во время холерной эпидемии 1847-1848 годов образ Божией Матери «Споручницы грешных» принесли в Орел и Карачаев и свирепая болезнь, как пишут современники этого события, немедленно прекратилась. Вскоре в честь «пречистого образа» в Николаевском монастыре сооружается трехпрестольный храм.
В 1846 году один из насельников Одрина монастыря выслал в Москву «подполковнику Д.Н. Бонческулу точный список иконы» в благодарность за заботу и попечение о приезжающих в Москву насельниках обители. Список «Споручницы грешных» также оказался чудотворным – с 1848 года икона начала мироточить, по молитвам перед ней в доме военного последовали одно за другим зафиксированные письменно исцеления. Изумлённый владелец передал образ в свой приходской храм святого Николая Чудотворца в Хамовниках. 
После того как молитва перед этим образом вернула к жизни сотни смертельно больных людей, Московский митрополит Филарет (Дроздов, 1821-1867. Канонизирован в 1994) наказал записывать все чудеса от иконы в специальную книгу, которая с годами оказалась полна историями о невероятных случаях исцеления.  Вскоре в Никольском храме с переосвящением был устроен отдельный предел в честь иконы «Споручницы грешных».
Службы в церкви Святителя Николая продолжались в самые суровые времена гонений. После революционных событий каждый вечер служащие священники вынимали икону из киота и обходили крестным ходом свою церковь, обращаясь к Божией Матери с мольбой о заступничестве: один из немногих в стране, храм остался открытым.
Чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных» до сего дня пребывает в Никольской церкви столицы России в особом киоте под сенью среди старинных больших образов. А главную святыню Николо-Одринского монастыря (Орловской епархии) в годы войны забрали оттуда. Образ носили с молитвами из дома в дом по оккупированным деревням и сёлам. После долгих лет «странствий» осенью 1996 года икона всё же вернулась на своё законное место в Одринскую обитель.
Слава о «Матушке Споручнице» быстро достигла Сибири. Во второй половине XIX века томские купцы не раз заказывали списки иконы Богородицы из Николо-Хамовнической церкви для приходских храмов и своих моленных горниц.
Возможно, именно так попала в Томск икона «Споручницы», украшающая ныне  экспозицию художественного музея. В точном следовании иконографической схеме знаменитого образа Богородицы «Споручницы грешных», голова Девы Марии наклонена и чуть повернута к Младенцу, задумчивый взгляд направлен мимо зрителя. Подобно целому ряду портретных образов того времени, лики обоих выражают сосредоточенное внутреннее внимание, а глаза исполнены едва уловимой печали. 
Предварительный технико-технологический анализ личного письма показал, что оно создавалось сложным составом из масляной краски с большим содержанием цветного лака. Многослойная живопись с мелкими лессировками, не создавая видимого рельефа на поверхности доски, образует глубину изображения. Лики и руки написаны мелкими сплавленными мазками в охристо-розовой гамме. 
Металлическим блеском отсвечивает золотистая кайма ярко-красного мафория Богоматери и богатая отделка ворота и манжет тёмно-синего платья. Её деяния  написаны той же смесью из цветного лака, масла и воска. Вокруг изображения по коричневому фону вьется зеленоватая обетная лента с надписью, поясняющей, что эта икона - «Копия с Чудотворного и Мироточивого Образа Споручницы грешных/, которой въ 1848 году в мае месяце отданъ Подполковником Бонческул/ в храм Николая Чудотворца, Что в Хамовниках/ по случаю Великих Чудес Совершивщихся и ныне совершающихся
Фигуры Матери и Сына написаны по «асфальту», очень красивой краске, которая, привлекала художников своим насыщенным тёмно-коричневым цветом, но впоследствии часто темнела и растрескивалась, подвергаясь так называемой «асфальтовой болезни». Характерной особенностью образа является также специфический тонкий коричневый грунт, видимый на фотографии, который встречается в иконописных памятниках именно этого времени.
Икона «Споручница грешных» чествуется 20 марта. 

И. А. Евтихиева.


Икона Богоматрь Споручница грешных. Москва. Храм св. Николая в Хамовниках. Сер. XIX в.

Икона Богоматерь Споручица грешных. ТОХМ. Сер. XIX в.
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.