Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 75 лет со дня рождения томского художника Виктора Ивановича Самойлова

В марте 2023 года исполнилось бы 75 лет со дня рождения известного томского художника Виктора Ивановича Самойлова (1948–2005).

Он всегда заряжал всех своим оптимизмом, был вечно в трудах и делах – «пахарь земли русской», как часто он себя иронично называл. Его запомнили, как дружелюбного и улыбчивого человека, тонко чувствовавшего сибирскую природу, пейзажиста, который создал свой, узнаваемый образ обского пейзажного мотива с нотами легкой грусти, осенним колоритом и блистательной передачей водной глади.

Закончив Красноярское художественное училище имени В.И. Сурикова и отслужив в армии, в 1973 году он приехал в Томск и начал работу художником-оформителем в Томских художественно-производственных мастерских. Оформление «красных уголков», создание панно, лозунгов, комнат отдыха, экспозиционных залов Томского и Колпашевского краеведческих музеев – эта работа стала на несколько лет основной деятельностью для молодого художника. Уже первое успешное участие во Второй зональной выставке «Молодые художники Сибири» (1978, Омск) позволило переосмыслить творческие приоритеты: выбирать между работой художника-оформителя широкого профиля и живописью. Самойлов вспоминал:

«Надо было приставать к одному какому-то берегу. Интуитивно чувствовал, что прикладная жесткость «оформиловки» – не мой путь».

Переворот произошел после почетной командировки в марте 1979 года на всесоюзные ударные комсомольские стройки нефтяного севера Тюменской области на агитпоезде ЦК ВЛКСМ «Молодогвардеец». Этот поезд совершил 20 поездок с 1978 по 1986 годы. В его состав входили агитбригады из знаменитых людей, артистов, художников, даже Третьяковская галерея вывозила свои мини-выставки в специально оборудованном вагоне. При этом большую часть концертов, лекций и выступлений члены агитбригад проводили вне стоянок поезда – до некоторых отдаленных поселков и палаточных городков группы по 10 человек добирались на перекладных: автобусами, вертолетами, пешим ходом по колдобинам и бездорожью. Попасть в состав работников поезда мечтали многие: конкурс был огромным, а отбор – жестким. По итогам этой поездки в 1981 году Виктор Иванович написал большой холст «Вечер на Уренгое», который экспонировался на всесоюзной выставке произведений молодых художников «Молодость страны», посвященной XIX съезду ВЛКСМ, и воспроизводился во многих изданиях. Работа была закуплена Министерством культуры и ныне хранится в Тесинском художественном музее Минусинского района Красноярского края, куда была передана в 1983 году в момент основания этого музея. В 1985 году Самойлов создал авторское повторение пейзажа, более звучное по колориту, которое в 2001 году подарил нашему музею.

Большая часть известных живописные произведения создавалась Виктором Самойловым во время и в результате путешествий на катере по Оби и ее притокам с ватагой друзей-художников (1978–1996). По итогам поездок было проведено несколько отчетных выставок «По Оби» (1981, 1982, 1988), «Путешествие по реке Кети» (1992). Истоки успехов художника, целеустремленности и четкости его мышления, сдержанности и силы его чувств неразрывно связаны с постоянной работой: он писал ежедневно, рос от этюда к этюду. На одной из его персональных выставок его друг томский дизайнер Николай Евсеич Наврось (1940–2019) заметил:

«Бесконечно уважаю этого человека, однажды сделавшего свой выбор и как локомотив движущегося к точке роста, которую он себе наметил».

Позднее, уезжая во Владивосток, он передал ключи от своей мастерской на Тверской и катер Виктору Ивановичу. Среди нескольких художников той поры, имевших катера, речники и «речное братство» художников считали капитанами только Г.Н. Завьялова, Н.Е. Наврося и В.И. Самойлова. Длительное дружеское общение с Г.Н. Завьяловым оказало существенное воздействие на молодого художника. Пристальное изучение русского классического наследия также стало одним из главных слагаемых его духовного багажа.

В собрании Томского художественного музея – 12 пейзажей художника разных периодов его творчества, их большая часть была подарена автором после персональных выставок в музее. Ранние пейзажи начала 1980-х годов – «Утро» (1980), «Тишина» (1981) и «Утро первого снега», написанные в охристом колорите, отличающиеся графичностью решения, подтверждают стремление художника к четкости композиционного построения, внимательной работе с деталями. В рисунке, лежащим в основе любой живописной работы, видно все как на ладони, здесь не спрячешься за цветовой экспрессией или условной живописностью. Самойлов писал реалистично, не приукрашая природу, находя красоту в обыденности. «Утро первого снега» – пейзаж-предчувствие, художник увидел и запечатлел гибель маленьких сибирских деревенек. Это – его печаль, не случайно перекликающаяся с повестью «Прощание с Матерой» Валентина Распутина. К этой беспокоящей его теме он, путешествуя по малым рекам и видя уходящую жизнь, будет возвращаться в своих снах и полотнах.

Особенностью пейзажей Самойлова конца 1980–1990-х годов является важный элемент создания композиции – точка, которую выбирает художник для написания пейзажного мотива. У Самойлова – это вид на берег со стороны реки, с борта корабля. Выбранная художником точка позволяет передать, волнующий его пейзаж панорамно с некоторой долей монументальности. Пейзажи этого периода отличает также сочетание пасмурного иногда даже грозового освещения и пробивающихся сквозь облака слабых солнечных лучей, смягчающих контрасты и создающих особые эффекты освещения. Виктор Самойлов умел великолепно передавать световые и цветовые оттенки. Обостренная чуткость к состояниям природы, ее непрестанной изменчивости определила не только характер его поиска, но и творческую судьбу.

В 1987 году художник пишет драматичные, сумеречные пейзажи «Тымск» и «Нагорный Иштан». Пейзаж «Нагорный Иштан» – одно из любимых произведений художника с большой выставочной историей.

«У каждого места есть свой характер, свой тон земли, плотность воздуха, большая или меньшая графичность и живописность, – вспоминал он о работе над этим холстом.

Виктор Иванович создал знаковый сибирский пейзаж одного из красивейших мест недалеко от Томска – деревни, находящейся на слиянии Оби и Томи. Это пейзаж-символ сибирской природы, усиленный изображением Петропавловской церкви с драматичной историей, в сложном, любимом художником освещении. Этот пейзажный мотив был использован известным кинорежиссером Андреем Кончаловским на съемках киноэпопеи «Сибириада» в 1979 году.

Реквием сибирской деревни стал драматичный пейзаж «Забытая деревня» (1988), он повторяет на ином уровне трагедийное звучание холста «Утро первого снега». В ней художник пришел к пониманию, что в любой картине важен душевный отклик, который она вызывает.

«Впечатление нужно непрестанно обновлять, освежать. Эмоциональная память слабеет, теряет остроту, непосредственность», – говорил Самойлов в последний год своей жизни.

Хотя несколько последних лет, находясь дома, писал по памяти небольшие пейзажи-воспоминания о путешествиях по сибирским рекам и речкам, привлекающие удивительной проникновенностью русского пейзажа.

САМОЙЛОВ Виктор Иванович

28 марта 1948, Гурьевск Кемеровской обл. – 1 июля 2005, Томск

Живописец. Автор пейзажей, портретов, натюрмортов. Учился в Красноярском художественном училище им. В.И. Сурикова (1965–1969) у В.А. Сергина, Е.С. Кобытева, В.И. Мякишева. Участник выставок с 1978 (Омск). Член Союза художников с 1983. Работы хранятся в собраниях Томского областного художественного музея, Томского областного краеведческого музея, Чаинской картинной галереи (с. Подгорное Томской обл.), художественного музея пос. Тесь Красноярского края, Рубцовска. Работал на агитационном поезде ЦК ВЛКСМ «Молодогвардеец» (1979). Путешествовал на катере по Оби и ее притокам с томскими художниками Н.Е. Навросем, А.Ф. Качаном, С.П. Лазаревым и др. (1978–1996); по итогам поездок проведено 4 отчетные выставки «По Оби» (1981, 1982, 1988); путешествие по реке Кети (совм. с А.М. Потемкиным, С.П. Лазаревым, 1992). Персональные выставки: Томск, 1994, 1998, 2001, 2021. Жил и работал в Томске с 1973.

Произведения В.И. Самойлова в собрании ТОХМ:

ЗИМНИЙ ПЕЙЗАЖ. 1979–1980

Холст на фанере, масло. 50х75. На обороте: Зимний пейзаж. Пост. в 1981 от автора (Томск).

Ж-192

РАЗБУЖЕННАЯ ТАЙГА. 1980

Холст, масло. 50х75. Пост. в 1981 от автора (Томск).

Ж-192

УТРО. 1980

Холст, масло. 65х81. Пост. в 1981 от автора (Томск).

Ж-193

ТИШИНА. 1981

Холст, масло. 72х105. Пост. в 2001 в дар от автора (Томск).

Ж-1769

УТРО ПЕРВОГО СНЕГА. 1983

Холст, масло. 100х120. Пост. в 1985 из УК ТО.

Ж-463

НОЧЬ НА РЕЙДЕ. 1984

Оргалит, масло. 105,3х111,5. Пост. от автора (Томск) в 1981.

Ж-1772

СИНИЙ ВЕЧЕР. (СИНИЙ ВЕЧЕР НА УРЕНГОЕ). 1985

Холст, масло. 80х119,5. Пост. в 2001 в дар от автора (Томск).

Ж-1770

НАГОРНЫЙ ИШТАН. 1987

Холст, масло. 80х100. Пост. в 1987 из УК ТО.

Ж-473

ТЫМСК. 1987

Холст, масло. 109х119. Пост. в 2001 в дар от автора (Томск).

Ж-1771

ЗАБЫТАЯ ДЕРЕВНЯ. 1988

Холст, масло. 80х100. Пост. в 2000 в дар от автора (Томск).

Ж-1722

ОСЕННЕЕ ПОЛЕ. 1991

Холст, масло. 80х120. Пост. в 1991 из УК ТО.

Ж-1378

СЕВЕРНЫЙ ВЕТЕР. 1999

Холст, масло. 40х60. Справа внизу: Самойлов 99. Пост. в 2001 в дар от автора (Томск).

Ж-1783

 

Статья подготовлена Т. Н. Микуцкой.

2023г.


Самойлов В.И. Утро первого снега.

Самойлов В.И. Забытая деревня. 1988.

Самойлов В.И. Нагорный Иштан.

Самойлов В.И. Северный ветер

Самойлов В.И. Синий вечер

Самойлов В.И. Тымск
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.