|
|||||||||||||||||||||
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Реставрация бронзовой скульптуры (статуэтки) «Дионис»
У этой скульптуры интересная история – от создания, обнаружения, наименования и до реставрации в наши дни. «Дионис» поступил в Томский краеведческий музей в 1932 году из Государственного музея изящных искусств, а в 1982 году, наряду с другими произведениями искусства, статуэтка была передана в коллекцию Томского областного художественного музея. Особенности бытования этого музейного предмета подробно описаны искусствоведом Ольгой Львовной Кряжевой . Бронзовый оригинал, со слепка которого отлита эта статуэтка, был найден при раскопках города Помпеи в 1862 году и является римской копией, выполненной приблизительно в период I в. до н.э. – I в. н. э. с греческого оригинала. «Дионис» представляет собой замечательный образец литейного искусства, статуэтка выполнена в бронзе, её высота - 62 см. На верхней части основания указана мастерская – в переводе с итальянского «Литейная мастерская Sabatino de Angelis и сыновья. Неаполь», именно там во второй половине XIX века была отлита копия, хранящаяся в нашем музее. Вид этой копии вызывал вопрос – под левой рукой Диониса находилась инородная (не бронзовая) вставка, предположительно – остаток производственного материала, не удаленного с момента отливки. Было очевидно, что удалять вставку необходимо – фотография оригинальной статуэтки из Неапольского музея подтверждала это, – инородный материал мешал полноценному эстетическому восприятию скульптуры, портил ее экспозиционный вид. С другой стороны, материал вставки не оказывал вредного влияния на физическую сохранность скульптуры, поэтому на стол реставратора попадали вещи с более серьезными проблемами, а гости постоянной экспозиции музея продолжали любоваться «Дионисом» в том виде, в котором он поступил в музейные фонды Томска в 1932 году. В этом году стала возможной работа со скульптурой «Дионис». Художник-реставратор Ярослава Беспалова провела демонтаж вставки. В первую очередь были взяты пробы материала вставки, после чего была разработана методика реставрации, определены инструменты и растворы, которые будут использованы при удалении инородной детали. Реставрация прошла успешно – скульптура экспонируется в залах музея в обновленном, первоначально задуманном виде. Интересно то, что извлеченные в процессе работы технологические материалы «рассказывают» нам о способе отливки копии из бронзы в неапольской мастерской. В труднодоступных углублениях скульптуры был обнаружен материал, содержащий воск, в то время как основная масса вставки состояла из гипса. Такие материалы применялись в технике литья бронзы методом «утраченного воска» (или «потерянного воска») – литье по выплавляемым моделям. Это самый распространенный способ создания бронзовых скульптур, которым пользовались мастера с древнейших времен. Техника литья бронзы методом «утраченного воска» заключается в следующем — с оригинала снимается гипсовая кусковая (т.е. разборная) форма, затем в гипсовые формы заливается расплавленный воск, его остатки сливаются через минуту, чтобы на стенках остался слой застывшего воска достаточной толщины (это будет толщина будущей бронзовой отливки). Полученные элементы соединяются вместе: швы запаиваются. Готовая модель скульптуры из воска называется «восковка». Она полая внутри – такая же, как и будущая бронзовая скульптура (возможность создавать полые тонкостенные фигурки – главное преимущество техники утраченного воска). В восковке делается техническое отверстие и внутрь вливается смесь песка и гипса (создается «литейный стержень»). К восковке приплавляют литники (восковые трубочки разных диаметров), создавая удобную систему каналов, по которым будет течь расплавленная бронза. Литники ведут к литниковой воронке из воска. Восковка покрывается формовочной смесью (в данном случае гипс). В месте воронки остается единственное отверстие. Форма нагревается, воск внутри нее плавится и выливается через отверстие (утрачивается). Вместо воска в форму заливается бронза. После остывания форму расколачивают, бронзовую отливку очищают. Бронзу обрабатывают химическими растворами для появления патины необходимого цвета. Согласно правилам хранения и реставрации образцы материала, удаленного со скульптуры «Дионис», сохранены и при необходимости могут быть изучены специалистами для определения рецептуры составов, используемых литейщиками неапольской мастерской второй половины XIX века. Статью подготовила Я. Р. Беспалова. 2023г.
Поделиться с друзьями: | |||||||||||||||||||||
|