Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / ТОМСКИЙ СКУЛЬПТОР ДЖЕММА СТРОЧКОВА

СТРОЧКОВА Джемма Александровна

20.08.1937, Петродворец, Ленинградской обл. – 10.06.2002, Томск

Скульптор. Монументалист. График. Иллюстратор.

В 2022 году отмечается 85 лет со дня рождения томского скульптора Джеммы Александровны Строчковой. Несмотря на почтенный возраст юбиляра, яркое участие в республиканских выставках, исследований о ее творчестве не проводилось, публикаций и биографического исследования о художнике нет.

Воспоминания отца А.Е. Строчкова, написанные в 2003 г. и изданные племянником Ф.А. Анучиным в 2015 г., а также почтовые карточки и письма Джеммы родителям, датированные 1957-1967 гг., послужили основой для эскиза биографии художника.

Строчков Александр Ефимович (1908-2006) был профессиональным военным, в отставку ушел полковником. А.Е. Строчков окончил Горьковское бронетанковое училище в 1934 г., затем служил в механизированной бригаде в Ленинграде, в Петергофе, где он создал семью и где 20.08.1937 г. родилась дочь Джемма. По окончании химической Академии в Москве, в мае 1941 г. направлен в Харьков начальником химслужбы в танковую дивизию. Там и встретил начало Великой Отечественной войны. Участвовал в Смоленском сражении, битве за Воронеж, дрался на Курской дуге, форсировал Днепр. Закончил войну штурмом Кенигсберга, 9 мая встретил в Риге, потом был направлен начальником химической службы армии в Калининград. с. 2-5.

О жене Лидии Ивановне в воспоминаниях всего несколько строк: «женился на ленинградке Лидии Румянцевой», «растила детей, в свободное время играла в драмкружке», «у Лидии был талант», «моя жена была женорганом при средней школе».

С 1951 по 1957 гг. А.Е. Строчков служил в Румынии. Жила семья в Констанце. Там Джемма окончила среднюю школу. «В свободное от учебы время занималась лепкой из пластилина (цветного)». Видя желание дочери, родители наняли ей педагога, местного архитектора, которая «учила ее рисовать в карандаше» [1. с.165-166].

В 1956 г. Лидия Ивановна отправилась для консультации в Кишинёвское художественное училище: стоит ли дочери получать художественное образование или поискать другую профессию? Педагоги, ознакомившись с рисунками и фигурками Джеммы приняли, как они выразились «врожденного скульптора» на третий курс без экзаменов.

В 1958 г. семья поселилась в Кишиневе. Старшая дочь Нина (р. 1936 г.) училась в консерватории, младшая – в училище. В газете «Вечерний Кишинев» от 03.06.1959 г. опубликована заметка о подготовке к выпускным экзаменам студентки V курса художественного училища «Работы Джеммы Строчковой». Корреспондент пишет: «С большой теплотой и эстетическим вкусом выпускница скульптурного отделения Д. Строчкова решает тему материнства в двухфигурной композиции «Мать с ребенком». Сама студентка комментирует: «В скульптуре «Сбор винограда» я постаралась дать обобщенный образ труженицы орденоносной Молдавии». Преподаватели рекомендовали Джемме продолжить учебу.

После окончания училища, Джемма с отцом отправились в Москву, поступать в «суриковку». Джемма переживала, сомневалась в своих способностях, хотела сбежать. Но Александр Ефимович убедил дочь не трусить. Вот что он пишет: «Первый экзамен был композиция – определяющий, как правило, после этого слабые отсеиваются. Усадили за столики 130 человек, выдали пластилин, жетоны с фамилиями сдающих экзамен. Сказали «Труд», такое-то время... Джемма слепила прачку, стирающую белье и вышла из класса досрочно. Приходит утром другого дня, смотрит на доске список из 21 человека, остальные 109 человек - отсев…Только у одной Джеммы оценки по композиции «отлично» [1. с.183-184]. Джемма поступила в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова.

Среди педагогов Строчковой в справочниках и каталогах указывают Н.В. Томского, М.Ф. Бабурина, В.И. Егорова. Сама Джемма с восторгом пишет о сдаче одного из первых экзаменов: «Алпатов был доволен и даже не дал картинки отгадывать», «Алпатов просто умница!». Студентку Строчкову покорил своими лекциями, показом фильма «Рублев» и прослушиванием музыки времени иконописца, преподаватель истории искусств, искусствовед, Михаил Владимирович Алпатов (1902-1986). В другом письме Джемма обмолвилась, «хуже, что из мастерской ушел Нерода». Можно предположить, это известный советский скульптор Нерода Георгий Васильевич (1895-1983). В письме сестре читаем: «По анатомии у нас Иваницкий. Что за чудо! Совершенно влюблен анатомию и в такой же мере в людей. Он часто читает нам стихи на латыне. Звучат они просто изумительно. Теперь ходить на анатомию – праздник. Но зато он и спрашивает с нас строго…». Упомянутый в письме Михаил Федорович Иваницкий (1895-1969), хирург, выдающийся ученый-анатом.

В письмах отражены годы учебы (1959-1965): семинары, зачеты, лепка этюдов, экзаменационные постановки, просмотры по специальности, будни общежитской жизни, новые покупки, поездки на практику в Ленинград, посещение выставок. В 1962 г. она пишет: «Вчера в Манеже видела Хрущева. Он осматривал выставку. Видела его с расстояния шага. Около него киты художественного мира, Фурцева, Аристов, Брежнев. Приеду, расскажу подробнее». Вряд ли Джемма была участницей знаменитой выставки, но ее выставочная карьера началась именно в Москве, и именно в 1962 г.

Джемма очень хорошо училась, и в 1965 г. после окончания института ей предложили остаться на кафедре. Но она уехала к мужу в Ташкент. Муж Джеммы – Петр Михайлович Мудрак, художник-график, годом ранее окончил МХИ и уехал по распределению в столицу Узбекской ССР. Ташкентское землетрясение разрушило и мечты о самостоятельной жизни, и жилье молодых художников. Они перебрались в Кишинев. Из писем известно, что в феврале 1967 г. Джемма и Петр стажировались в Доме творчества художников в Паланге, в Литовской ССР. Джемма работала над книжной графикой, упоминая в тексте титул, обложку, замечая, что «картинки получились легко» и «теперь немного о «лягушке». Книжица получилась не плохо…». Для молдавского издательства «Лумина» выполнялся заказ на иллюстрации для детских сказок «Царевна-лягушка» и «Принцесса на горошине».

Сестра Нина после окончания Кишиневской музыкальной консерватории была направлена по распределению в Томск. Но занималась она не только музыкой, став прекрасным пианистом, преподавателем в Томском музыкальном училище и детской школе искусств. Нина, которую Джемма звала Николенька, увлеклась живописью. Из писем Джеммы 1967 г. ясно, что она пробует писать. Сестра комментирует ее произведения, указывает про свет, цветовые пятна, обсуждает купленные для нее холсты. Н.А. Строчкова стала членом клуба художников-любителей «Колорит» (1973) и ездила в Дом творчества художников для совершенствования мастерства (Старая Ладога, 1976). Произведения Нины Строчковой находятся в коллекциях Томского областного художественного музея, Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея, Музее русского лубка и наивного искусства.

В 1968 г. к Нине в Томск переехали родители, звали к себе Джемму и Петра. Строчкова отвечала сестре: «Сейчас твой суровый Томск наводит на меня только ужас». Только в 1974 г. перед подготовкой томичей к зональной выставке «Сибирь социалистическая» и V пленуму правления Союза художников РСФСР им это удалось. Вот, что Александр Ефимович пишет: «Мы с женой, находясь в Томске, пошли к заслуженному художнику Залозному и предложили ему пригласить в Томск наших художников – дочь-скульптора и ее мужа – художника-графика. Лигачев приглашает наших детей и дает им благоустроенную трехкомнатную квартиру. А также две большие со всеми коммунальными удобствами мастерские – трудись, не ленись. …Я достаю для Джеммы два кубометра сибирского кедра – бревна в два обхвата, две тонны шамота и много прессованных досок – работай, не ленись. Шамот достал без затруднений. А вот с кедром была заминка. Хозяин склада сидит в своем кабинете - плечистый бородатый мужчина. Прошу его дать мне два кубометра кедра. Он говорит: «Не могу, дать» …Уперся – нет, не могу! Мне пришлось применить политику. Я ему говорю, что из вашего кедра моя дочь скульптор вырубит скульптуру В.И. Ленина! – подписывайте накладную. Белобрысый сдрейфил.... Джемма действительно вырубила из этого кедра бюст Ленина, но на Зональную выставку вырубила в рост обнаженную женскую статую, которая на выставке произвела разнообразное впечатление, вызвала отличные оценки. Ученые видели в обнаженной статуе высокое произведение искусства, а обыватель – только стыд. Но подавляющее большинство записей в книге отзывов было положительным. Около скульптуры всегда было много посетителей. После выставки скульптуру Джеммы закупил томский музей» [1. c. 190-191]

Дальнейшая жизнь Джеммы Александровны Строчковой связана с Томском. Как член Томского отделения Союза художников она принимала участие в областных и региональных, союзных выставках. Созданные ее рельефы украшали фасад здания «Кассы аэрофлота» по пр. Нахимова (1975-1977), керамическими панно были облагорожены интерьеры общежития Томского медицинского института (1979).

Дочь Джеммы Александровны и Петра Михайловича унаследовала творческий талант родителей. Лидия Петровна Мудрак – преподаватель детской художественной школы и известный молдавский художник, подаривший музею произведения родителей. В коллекции Томского областного художественного музея хранится 36 произведений Джеммы Александровны, в том числе и экспонат зональной выставки – скульптура «Юность», о которой писал А.Е. Строчков.

КАТАЛОГ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СКУЛЬПТУРЫ Д.А. СТОЧКОВОЙ ИЗ СОБРАНИЯ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Фото работ Д. А. Строчковой в Госкаталоге. РФ

Литература:

  1. Анучин Ф.А. Память военных лет. Комсомольск-на-Амуре. 2015.
  2. Буклет из серии «Областные организации СХ зона «Сибирь социалистическая» // автор и сост. В. Хоменко, В. Ротман / Новосибирск, 1975;
  3. «Томские художники», Т., 1987 с. 100, воспр. с. 101
  4. Союз художников России: альбом-справочник, посвященный 85-летию Томского регионального отделения «Союз художников России» / авт. вступ. ст., справочника, приложений Т.Н. Микуцкая. – Новосибирск: ООО «Деал», 2018. с. 439, воспр. С.282-283
  5. Алексеев А. Творческая жизнь организаций художников социалистической Сибири и их задачи / Художник 1975 № 9, с. 29, воспр. 47.
  6. Ротман В.Г. Томские художники: [справочник] / В.Г. Ротман. – Томск: филиал западносибирского книжного изд-ва, 1978
  7. Томские художники.1946–1996: альбом-справ. членов Союза художников Томска / авт. вступ. ст., биогр. справ., прил. Т.Н. Микуцкая. – Томск, 1997. с. 136, воспр. 137.
  8. Архив ТОХМ. Фонд Строчковой Д.А.

Материнство. ТОХМ

Тайга. ТОХМ

Юность. ТОХМ

Строчкова Д.А.
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.