Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Портретист Н.Г. Игнатовская. Цикл «Выставка одной картины»

Томский областной художественный музей продолжает проект «Возрожденные имена томских художников».

Наталья Григорьевна Игнатовская родилась 11 августа 1885 года в Томске в семье начальника 3-го отделения Томского губернского управления Г.А. Игнатовского (1). Семья, как обычно в те времена, была большая, но теплые дружественные отношения у Натальи Григорьевны сохранились только с двоюродной сестрой Еленой Гавриловной Мако-Тюменцевой. Они обе учились в Киевском художественном училище, в 1920-х годах преподавали в художественных студиях подотдела искусств Томского губнаробраза, участвовали на выставках, вступили в Союз художников в 1942 году и жили в доме Тюменцевых (ныне кафе «Мясной ряд» на проспекте Кирова в Томске) на первом этаже.

По воспоминаниям младшей дочери томского художника Г.И. Кочнева – Риммы Гавриловны – в цокольном этаже была мастерская, где по всем комнатам лежали натюрморты с цветами Натальи Григорьевны. Елена Гавриловна овдовев, работала в сороковые годы научным сотрудником краеведческого музея, занималась бытовыми вопросами: «отоваривала карточки» стоя в очередях, выращивала ягоды в саду, разбитом у дома. Наталья Григорьевна продолжала много творчески трудиться. Невзирая на условности, увидев красивые цветы, она могла сесть на асфальт в центре города и начать рисовать.

До обучения в Киевском художественном училище она занималась в Томске у А.С. Капустиной. Получив образование, Игнатовская преимущественно работала в технике пастели, преподавала в студиях скульптуру (ни одного скульптурного произведения в ее исполнении не известно). Впервые, Игнатовская показала свои работы на городской выставке 1922 года. Б.Л. Богаевский, «главный идеолог» изобразительного искусства Томска в двадцатые годы, отмечал ее произведения в статьях о выставке в газете «Красное знамя»: «Ряд пастелей, чрезвычайно привлекательных в живописном отношении…».(2)

Художница некоторое время работала в краевом музее, которому было поручено «выявлять и брать на учет «культовое имущество» всех закрытых томских церквей.(3) В 1923 году Наталья Григорьевна входила в Комиссию по определению художественной и исторической ценности предметов, хранящихся в ризнице домовой церкви архиерейского дома. Томский краеведческий и художественный музеи обязаны ей своими небольшими коллекциями древнерусского искусства. Она не являлась знатоком русской иконы, но как профессиональный художник отличала художественное произведение от поделок и печатной продукции. Ей были известны отчеты профессора богословия Томского университета Д.Н. Беликова о наиболее ценных иконах в Томской губернии для Академии художеств (публиковались в городских газетах). Часть икон из отчетов Беликова в настоящее время хранится в собрании Томского областного краеведческого музея.

Игнатовская была членом Общества изучения Томского края (1925), членом Общества по изучению художественного творчества (1925). Она участвовала в выставках 1925 года в Томске и Новосибирске. Известно, что во время работы выставок планировалось чтение лекции художником Игнатовской о русской скульптуре. Но позднее её имя до 1941 года исчезает из художественной жизни Томска. Она не входила в составы Ассоциации художников революционной России, Всесибирского общества «Новая Сибирь», Союза советских художников, созданного в Томске в 1933 году. Сложно определить причину творческого молчания Игнатовской. Характер у нее был сильный и сложный, возможно наступило разочарование в выставочной и общественной деятельности, либо из-за отсутствия пролетарского происхождения предпочла лишний раз «не светиться». Братья и сестры ее, наверное, по этой же причине покинули Томск. Из-за отсутствия близких родственников художница завещала квартиру своей ученице, студентке одного из томских вузов. Примерная дата ее смерти (1958) указывается со слов Риммы Гавриловны Кочневой. Гавриил Иванович Кочнев дружил с сестрами Игнатовской и Мако-Тюменцевой и со своей семьей часто бывал в их доме. В собрании ТОХМ хранится его портрет с дочерью Евгенией, выполненный Н.Г. Игнатовской.

Особый интерес представляет портрет Августы Николаевны Кузнецовой 1924 года из собрания Томского областного художественного музея, исполненный в излюбленной ею технике пастели. Каталогов выставок 1925 года не сохранилось, но этот портрет, вероятно, экспонировался в числе других ее произведений. После выставок в краевом музее авторы обычно дарили по одной работе в собрание музея. На зрителя обращен волевой взгляд яркой женщины. Невольно вспоминаются слова из статьи Б.Л. Богаевского: «В ее портретах, помимо живописных качеств, несомненно, много характера».

Автор статьи Т.А. Бычкова

1. ГАТО. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1436. Л. 2 Дело Г.А. Игнатовского

2. Выставка картин томских художников / Красное знамя. 1922. № 207; К закрытию выставки картин / Красное знамя. 1922. № 212.

3. Архив ТОКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 36, там же Д. 7. Л. 103


Н. Г. Игнатовская. Портрет А. Н. Кузнецовой. 1924. Бумага, пастель.
   
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.