Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Икона «Сорок святых» из собрания Томского художественного музея

Одним из самых необычных и привлекающих внимание памятников в экспозиции Томского художественного музея является большой «мощевой» образ с изображением сорока святых.

 

С годами удалось выяснить историю этой иконы, как выяснилось, издавна почитаемой. В 1703 году в предместье Томска, называемом Заозерье, была освящена церковь во имя иконы Знамения Абалацкой Божией Матери. В том же году строитель храма дворянин Иван Качалов «приложил к храму образы греческого письма», созданные в Москве, для двух иконостасов, а главное 83 частицы святых мощей и часть животворящего древа Креста Господня, составляющих предмет особенного почитания жителей Томска и ближайших к нему городов и сел. Частицы мощей, так же как и иконы, Иван Качалов также привез из Москвы, куда стекались христианские святыни со всего света1.

В это время томскими стольниками служили Георгий Петрово-Солового и его сын Лаврентий, потомки древнего и славного дворянского рода, как гласит Гербовник дворянских родов 1797 года2. Семья стольника Георгия отличалась благочестием, его усердием в Томске были воздвигнуты в 1702 году часовня и крест на месте первой встречи жителей Томска и чудотворной иконы Святителя Николая из села Семилужного. Не раз стольник заказывал у местных иконописцев  иконы для церквей, часть образов сохранилась до сего дня3. Ближайшим сподвижником стольников Петровых-Солового и был Иван Качалов. Можно предположить, что они вместе прибыли из Москвы «послужить Отечеству в Сибири».

    Частицы святых мощей хранились сначала внутри единого  серебряного с позолотой ковчега. На лицевой его стороне были пробиты овальные отверстия, в которых на воскомастике и пребывали мощи, покрытые слюдяными листочками. Вверху над каждой частицей было вырезано на металле имя святого. Но при этом, как писали современники, «недоставало достаточного благолепия, приличного святыням и мало было удобства в почитании святых мощей»4.

Один из величайших христианских богословов, святой Григорий Нисский, в своих трудах  уделил внимание теории сфрагидации - наложении душою знаков на вещество5. Согласно его учению, принятому Церковью, душа всегда остается в частицах тела, оформившего ее, где бы и когда бы, они не были рассеяны и как бы ни смешивались с другим веществом. Таким образом, почитание мест упокоения святых и самих их мощей стало распространяться по всему христианскому миру. Издавна было принято прикладываться к мощам или к частицам мощей, как правило, вставленным в икону святого.

Для должного почитания святых мощей, оказавшихся в Томске, епископ Томский и Енисейский Афанасий (Соколов, 1841-1853 гг.)6 в 1848году  заказал две иконы с ростовыми изображениями святых и вырезанными под каждым образом  овальными отверстиями для святых мощей, куда архиерей торжественно их и переложил. Эти ковчежцы представляли собой серебряные с позолотой ящички округлой формы длиной 35 мм и шириной 15 мм, выходящие краями на поле иконы. Края всех отверстий и сегодня остаются слегка скошенными для закрепления серебряных ящичков. В этих ящичках на воскомастике (особый состав из воска. ладана, ароматных масел) хранились частицы мощей святых, изображенных на иконах.

Обе иконы были украшены тяжелыми «сребро-позлащенными ризами» усердием купчихи Евпраксии Ненашевой-Королевой. Сооружение массивных окладов стоило ей по тем временам очень дорого – 730 рублей серебром.

Образы с мощами до революционных событий находились в приделе Всех Святых Абалацко-Знаменской церкви за правым и левым клиросами на аналоях, два с лишним столетия они пользовались теплой любовью и почитанием не только томичей, но и всех верующих сибиряков.

В феврале 1922 года, следуя известному декрету ВЦИК, начали изымать церковные ценности в пользу государства. По документам не удалось проследить когда были сняты оклады с икон-мощевиков. Тяжелые серебряные ковчежцы для мощей также не могли не привлечь внимание ретивых исполнителей воли новой власти. Мощи, скорее всего, были просто уничтожены, как это было со многими святынями России. В том же Знаменском храме в отдельных больших ковчегах пребывали части мощей св. Великомученицы Варвары и преподобного Александра Свирского, которые также бесследно исчезли. Сами же святые иконы были изъяты из церковного обихода. Во всяком случае, в описи имущества Градо-Томской Знаменской церкви7 в связи с закрытием её 9 мая 1935 года8 эти иконы уже не упоминаются.

В начале 1930-х годов икона с изображением сорока святых попала в краеведческий музей. После образования нового музея образ Сорок святых, в числе прочих, был передан из краеведческого музея в художественный.

Пока не удалось точно установить место создания памятника. Стилевые особенности образа позволяют предположить, что вероятнее всего, он был написан в Москве или же - местным мастером, который прошел в столице хорошую школу.

Икона большого размера - 71 х 61 см, и очень тяжелая, поскольку написана на кипарисовой доске. На кипарисе писали и пишут иконы в основном в Греции, в частности, на Афоне. На Руси кипарис использовали лишь в особых случаях, твёрдая и крепкая древесина была очень дорога. Ещё в древности Плутарх рекомендовал все законы вырезать на прочных кипарисовых досках, а древние египтяне делали из кипариса долговечные саркофаги. Наша икона состоит из трёх кипарисовых досок, скреплённых врезными встречными шпонками. Шпонки сделаны из крепкого дуба и профилированы по краям узкими бороздками; они широкие, но невысоко выступают над доской. Характерный гладкий, цвета слоновой кости левкас и паволока плотного плетения, заходящая на нижний торец иконы подтверждают время своего создания, указанную в источниках – середину XIX века.

Образы святых на иконе расположены в четыре ряда, по десять фигур в каждом. Икона Сорок святых представляла, конечно, величайшую святыню, редкую для Сибири. Имена первохристианских и русских святых говорят сами за себя: 1 ряд – святые Василий Великий, Иоанн Предтеча, преподобный Иоанн Милостивый, преподобный  Анастасий, Григорий Богослов, преподобный Ефрем Сирин, мученик Кир, благоверный князь Георгий Владимирский, благоверный князь Гавриил Юрьевский, Алексий митрополит Московский. 2 ряд – святые мученик Феодор Тирон, Ираклий Севастийский, преподобный Моисей, Герман Соловецкий,  князь Роман Рязанский, преподобный Антипа Пергамский, преподобный Феодор Сикеот, Георгий великомученик, Петр митрополит Московский, Евангелист Марк. 3 ряд – святые мученик Василий Анкирский, великомученица Ирина,  Исайя епископ Ростовский, Димитрий царевич, царь Константин, Леонтий епископ Ростовский, Игнатий епископ Ростовский,  мученик Феодор Стратилат, апостол Варнава, апостол Варфоломей; 4 ряд – святые преподобный Михаил Клопский,  митрополит Иоанн,  апостол Павел, целители Косма и Дамиан, Прокопий Устюжский, князь Владимир, мученик  Диоген (?), мученица Марина,  мученица Христина. Под каждым изображением святого расположены округлые отверстия, около 1,5 см глубиной, в которые были вставлены ковчежцы с мощами. Эти ковчежцы были без донышка, так как в углублениях сохранились остатки воскомастики, на которой покоились частицы мощей.

Поля иконы тёмно-охристые, опушены широкой зелёной и узкой красной полосами. Святые изображены в полный рост на золотом фоне. Золото фона одновременно является цветом и светом. Оно означает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые. Золотой свет пронизывает всё в иконе, лучиками ассиста падая на складки одежд. Поле иконы разделено на сорок ровных прямоугольников с изображениями святых, которые  не парят в пространстве, но твёрдо стоят на позёме оливкового цвета.

Подобно древним образам, наша икона не имеет лишних, второстепенных деталей, мешающих восприятию. Большое значение имеют предметы в руках святых, они являются знаками их подвига, мученичества или прославления. Одеяния также рассказывают об их служении и соответствуют каждому чину: святительские, апостольские, царские и княжеские, монашеские и схимнические.

На иконе представлено четыре апостола: Варнава, обладавший необыкновенным пророческим даром, на мощах которого найдено Евангелие от Матфея; Варфоломей, один из двенадцати, пострадавший в Альбанополе, нынешнем Баку; Марк, основавший Александрийскую церковь, где был первым Епископом и потерпел мученическую кончину; и, наконец, Павел, апостол язычников, главный проповедник святой любви Христовой. Апостолы изображены босыми в хитонах и гиматиях; обеими руками они держат закрытые книги Священного Писания, которое пронесли по всему свету. Святой Константин император, создавший первое в мире христианское государство Византию изображён в царских одеждах с эмблемой власти скипетром; Киевский князь Владимир равноапостольный и убиенный царевич Димитий священномученик, сын Ивана Грозного – со скипетром и державой. Святые отцы и учители церкви, великие Каппадокийцы, Василий Великий и Григорий Богослов – самоотверженные друзья, блестящие богословы, ходатаи за бедных и угнетённых, показаны в архиерейском крестчатом облачении с непокрытыми головами и книгами Священного Писания в руках. Святые великомученики, воины Георгий Победоносец, Феодор Стратилат и Феодор Тирон представлены в воинских одеждах, с крестами в руках – символами страдания за Христа. В святительских ризах, белых наглавиях с Писанием в руках изображены первые Митрополиты Москвы: строитель Московского царства и иконописец, Митрополит Пётр и Митрополит Алексий, всея России чудотворец, опекун и попечитель Дмитрия Донского, друг и соратник св. Сергия Радонежского. Святая великомученица Ирина, обратившая в христианство 100 тысяч язычников, и, сожжённая в Солуни в 1 веке, и святая великомученица Марина, воплотившие своим подвигом заветы Писания, изображаются со свитками в руках. Святой Патриарх Александрийский Иоанн Милостивый, прославившийся безграничной благотворительностью, держит в руках мешок с дарами.

Иконописец тщательно выписал лики святых, пользуясь приёмами многослойной плави на санкирной подкладке, вохрением и светами-оживками. Фигуры написаны немногослойно, даже облегчённо. Необходимо отметить, что икона была подчинена архитектурному замыслу храма и составляла с ним неразделимое целое. Подчиняясь архитектурным линиям храма, высокому удлинённому иконостасу, человеческие фигуры выписаны прямолинейно, с использованием классических удлинённых пропорций 1 к 9.

Прошлое, настоящее и будущее в иконе одновременны; её пространство не подчинено законам физического мира. Поле иконы не заключает в себе точку схода всех линий, подобно картине. Точка схода пребывает там, где стоит созерцающий, а точнее перемещается в его душу, цвет и свет иконы зажигают ее радостью, к которой постепенно примешивается глубокая скорбь. Стёртые лики, утраченные мощи без слов повествуют о трагическом пути России от революции, братоубийства и террора к опустошающему безбожию и богохульству.

Однако икона Сорок святых помогает увидеть не только земную, очевидную реальность, но и иную подлинную, несказуемую правду.

Текст подготовила И.А. Евтихиева

 

  1. Сулоцкий А.И. Описание краткое всех церквей, существующих в Тобольской Епархии. Спб, 1852; Буцинский П.Н. Заселение Сибири и быт первых её насельников. Харьков, 1889; Беликов Д.Н. Старинные монастыри Томского края. Томск, 1898.
  2. Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской Империи, начатый в 1797 году. Репринт. Москва, 1992.
  3. Явление Святителя Николая и его иконы на Томской земле. Монография. Томск,  «STT». 2016.
  4.  Сулоцкий А.И. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской Епархии. Спб, 1864.
  5. Нисский Григорий. Великое спасительное слово о душе. Москва, 1890.
  6. Беликов Д.Н. Томские старинные духовные начальники. Томск, 1906.
  7. ГАТО. Ф.430. Оп.1. Д.169.
  8. ГАТО. Ф.430. Оп.1. Д.8.
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.