Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс. Автопортрет.

Немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс  по праву считается самым крупным художником эпохи классицизма. Известностью при жизни с ним в Европе мог конкурировать только итальянец Помпео Батони. Винкельман назвал Менгса "величайшим художником своего и последующего времени", а современники видели в нем нового Рафаэля.

Высокие почести и признание сопровождали художника на протяжении всего творчества. Он возглавлял академию св. Луки в Риме и королевскую академию в Мадриде, был членом художественных академий Болоньи, Флоренции, Генуи, Венеции, Аугсбурга. Ему позировали самые могущественные деятели эпохи - от папы Клемента XIII до Фридриха Великого, королей Саксонии, Испании.  Русскую императрицу Екатерину II в парадном портрете-аллегории "Триумф Екатерины" он изобразил в образе богини правосудия Фемиды. Она отдавала должное таланту художника, в свою коллекцию в Эрмитаже она между 1774 и 1783 годом приобрела шесть его картин. Этой чести удостоился и "Автопортрет". Он был повторением самого известного из автопортретов, исполненного в 1773 или 1774 году для галереи Уффици во Флоренции, где занял почетное место под картиной Рафаэля.

Как признанный теоретик классицизма А. Р. Менгс неукоснительно следовал стилю в творческой практике. Композиция "Автопортрета" отличается строгостью композиции и выверенностью форм. В этом произведении он подчеркнул значимость творческой личности. Художник изобразил себя в артистически небрежном костюме, с кистью и папкой в руках. 

                       

Художник  повторял "Автопортрет" не только по заказу Екатерины. Кроме того с него многократно делались копии, в том числе учениками его студии. Одной   из лучших является копия из лондонской частной коллекции с работы из Уффици, местонахождение которой ныне неизвестно. Она  участвовала на аукционе Sotheby's в Нью Йорке (20 января 2011, лот 28),  как  произведение круга Менгса. Исследователи творчества сделали предположение, что на заключительном этапе ее коснулась кисть автора. Еще одну копию, скорее всего с оригинала из Уффици, исполнил Ф. Г. Наумен (1729- 1779), которая ныне хранится в Музее изящных искусств в Будапеште.

Известно, что с эрмитажного авторского повторения в 1807 году для Императорской академии художеств сделал копию И.П. Александров. 

Не исключено, что уменьшенная копия из томской коллекции, несколько отличающаяся деталями,  сделана с эрмитажного "Автопортрета". Она передана в музейную коллекцию художественного отдела в 1928 году в числе  картин западноевропейских живописцев из московского Государственного музейного фонда, ранее находилась в столичном Отделе охраны памятников искусства и старины, куда поступали работы из реквизированных частных коллекций.

Художественные достоинства томской копии в полной мере оценила музейный реставратор Евгения Борисовна Гончаренко в процессе ее реставрации. В прошлом году она была включена в постоянную экспозицию и первой предстает перед посетителями музея. Обращенный к ним жест руки на "Автопортрете", данный в сложном ракурсе, как бы приглашает к диалогу с картинами. Просветительские идеи, программые для классицистов, имеют неприходящее значение.

 

Материал подготовлен Л.И. Овчинниковой

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.