Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 455-летию со времени рождения Иоса Момпера

Известный фламандский пейзажист учился у своего отца Бартоломеуса Момпера, Он рано достиг творческой зрелости и признания. В 1581 году был принят в антверпенскую гильдию живописцев, ее деканом которой стал в 1611. Путешествие по Италии в ранние годы вдохновило художника на создание альпийских горных пейзажей, полуфантастических по сути, которые занимали видное место практически на протяжении всего творчества.

С появлением в России художественных коллекций картины фламандца не остались без внимания. А. Бенуа в «Путеводителе по картинной галерее Императорского Эрмитажа» писал о несколько однообразном колорите работ Момпера, но отмечал их красоту и великолепную технику.

Хранящийся в коллекции томского художественного музея «ГОРНЫЙ ВИД» скорее всего относится к его ранним произведениям. В нем художник еще на освободился от традиций условного панорамного пейзажа предшествующего периода: диагональ между «кулисами», которые построены в виде последовательных планов, усиливают чувство глубины, живописная поверхность делится на три части (первый - коричневатый, второй -  зеленый, третий – голубой). Сильные контрасты цветов переднего плана контрастируют с дальним, тонущем в голубоватой дымке.  Поздние горные пейзажи отличаются большим цветовым единством, исчезают кулисные композиции с ярко выраженными диагоналями.

В пейзажах Момпер с одной стороны соприкасался с традициями поколения Брейгеля, с другой – предопределил появление барочного декоративного фламандского пейзажа в творчестве Рубенса, занимая таким образом срединное положение.

Фигуры в томской картине написаны поверх пейзажа кистью другого художника, что характерно для многих современников Момпера. Жанровая специализация – отличительная черта фламандской живописи этого времени.

Картина хранится в томской музейной коллекции с 1928 года, в дореволюционный период   входила в большую коллекцию семьи Брокар, участвовала в выставках и не вызывала сомнений в авторстве. В настоящее время она приписывается Момперу с большой степенью достоверности в силу характерности и тонкости исполнения.  

Л.И. Овчинникова

Момпер И. Горный пейзаж

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.