Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Художники Томска о войне.

Изобразительное искусство Томска накануне и в годы Великой Отечественной войны (1941–1945).
История создания Союза советских художников в Томске.
Томский период в истории Главного управления изобразительного искусства Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР (1941–1944).


Статья подготовлена по материалам газеты «Красное знамя» (1934–1945), архивов Томского областного краеведческого музея, Томского областного художественного музея и Центра документации новейшей истории Томской области, публикациям научных сотрудников музеев Томска.

Художественная жизнь довоенного Томска отличалась крайней пассивностью в сравнении с активным послереволюционным периодом. Осенью 1932 года Николаю Федоровичу Смолину (1988–1963) и Александру Георгиевичу Заковряшину (1899–1945) удалось утвердить на собрании художников города решение о создании Томского филиала Новосибирского отделения Союза советских художников (далее – Союз художников). Пока его регистрировали в Новосибирске, уехал из города А.Г. Заковряшин, и первую выставку Союза художников в Томске Н.Ф. Смолин открыл только в 1934 году. Н.Ф. Смолин – блистательный организатор, на котором держалась вся выставочная деятельность Томска второй половины двадцатых – начала тридцатых годов прошлого века. Он провел всю организационную работу к выставке 1935 года, но до ее начала переехал жить в Новосибирск. После отъезда Н.Ф. Смолина Союз художников возглавил Николай Константинович Мраморнов (1907–1942), который вернулся в Томск в 1932 году после окончания Омского художественного техникума им. М.А. Врубеля. Он не обладал такими организаторскими способностями, как его предшественник, да и организовывать было почти некого. К этому времени, наиболее творчески активные художники постепенно разъехались из Томска. На первой и второй выставках 1934 и 1935 годов участвовали по 7–8 авторов. Из корифеев остались только С.И. Голубин и В.И. Лукин. В.М. Мизеров в Союз художников не вступал, как принципиальный противник Н.Ф. Смолина. Молодежь практически вся не имела профессионального образования – это были воспитанники художественных студий.

Третья художественная выставка состоялась только через шесть лет в мае 1941 года. О том, что это третья выставка Союза художников говорит только обложка самиздатовского каталога. Несколько экземпляров для участников выставки были отпечатаны на пишущей машинке. На каждом экземпляре проставлены печать товарищества «Художник», подпись председателя и секретаря Союза художников (так же был выполнен каталог выставки 1935 года). В каталоге было представлено двадцать пять авторов. После длительного перерыва, вернулись в выставочную деятельность города художники – бывшие члены Томского общества любителей художеств – Н.Г. Игнатовская, Е.Г. Мако-Тюменцева, А.И. Соловкин, Д.И. Ильин. Кроме живописцев и графиков появились скульпторы. В целом характеризуя выставку можно отметить, что сформирована она была из небольших живописных и скульптурных этюдов, по причине отсутствия профессиональной подготовки и творческого опыта большинства авторов. Было очевидно для всех, что особых достижений на выставке не было и потому, на диспуте 18 мая 1941 года, посвященном этому событию, говорили только о планах на будущее.

Эта выставка была организована товариществом «Художник», возглавляемым Б. Шепилем и очень хорошо освещалась в местной прессе. Это были анонсы, статьи о художниках, зрителях и диспуте на выставке. Красной нитью через все материалы проходили темы: отсутствие художественных мастерских, заказов и расширение рынка сбыта художественных произведений (в это время, выпускаемые в Томске художественные изделия, реализовывались в Томске, Кузбассе, городах Новосибирской области и Алтайского края). Все это свидетельствовало об этапах становления и развития товарищества «Художник», созданного весной 1934 года по постановлению Союза художников с целью «способствовать творческой работе художников и их материальному обеспечению». Первым председателем правления товарищества был избран Николай Григорьевич Гиргилевич (1901–1966) – репатриант из Китая, театральный художник труппы Харбинской оперы, которому Томск был определен местом проживания. Товариществу было выделено 2-х этажное здание в центре города. На первом этаже размещалась выставка-продажа, второй этаж использовался для исполнения оформительских работ и копий произведений старых мастеров. При товариществе работали два изокружка, которыми руководил С.И. Голубин. Один кружок был для молодежи, второй для повышения квалификации членов товарищества «Художник».

Особое место на выставках 1930-х годов занимали произведения Георгия Петровича Нагорского (1915–1941). Воспитанник студий С.И. Голубина и В.М. Мизерова, участник городских выставок с 1934 года он выделялся на общем фоне явным художественным дарованием, но авторы обзоров по выставкам, на которых он участвовал, тут же отмечали у него отсутствие образования. Молодой человек, обладавший прекрасными творческими способностями и задатками лидера, вероятно, не видел для себя перспектив на этом поприще и выбрал впоследствии профессию геолога, при этом не расставаясь с этюдником. На первой городской выставке 1934 года, он выставлял рисунки пером. Один из них был подарен краевому музею, где экспонировалась выставка. На второй выставке 1935 года уже появляются акварели и этюды маслом, но небольшие (15х20 см) и потому совсем не экспозиционные, больше демонстрирующие профессиональный рост, но не претендующие на законченность. На этой выставке он остался незамеченным. Позже мастерство молодого автора совершенствуется. Уже в 1941 году он экспонировал живописные картины последних лет, выполненные во время экспедиций по Алтаю. Работы были удачно композиционно построены и профессионально написаны. Он по-прежнему был молодым начинающим художником, в силу возраста и небольшого творческого опыта, и таким остался навсегда. На выставке 1942 года его последние работы экспонировали уже родственники, еще не зная, что он погиб под Смоленском в первые месяцы Великой Отечественной войны.

В прессе о выставках 1930-х годов выделяли работы еще одного начинающего художника, студента – Алексея Борисовича Травина (1908–?), сына художника Бориса Дмитриевича Травина (1995–1937). Творческий период этого художника оказался очень коротким. Начинал он в Томском отделении АХРРа и, несмотря на юный возраст и отсутствие профессионального образования, в 1931 году являлся кандидатом в бюро АХРРа, а в 1935 году был удостоен первой премии на художественной олимпиаде в Москве. Но на третьей выставке Союза художников 1941 года его работы не экспонировались.

Художественная жизнь Томска в годы Великой Отечественной войны – это отдельная, яркая страница в истории города. Значительную роль в эти годы в Томске сыграл Комитет по делам искусств при Совете Народных Комисаров СССР, возглавляемый музыковедом Борисом Давидовичем Владимирским (1902–2012), эвакуированный из Москвы в Томск в августе 1941 года. (Это организационная структура, предшествующая Министерству культуры, далее в тексте – Комитет). В составе Комитета были главные управления учебных заведений, театров, музыкальных учреждений, художественной самодеятельности и изобразительного искусства, которые занимались эвакуацией творческих коллективов, их размещением, репертуаром и их работой в условиях эвакуации. Благодаря Комитету в городе оказалось большое количество творческих коллективов. Концертные афиши, размещенные в газете «Красное знамя», пестрят известными именами артистов театра и эстрады. В местной прессе печатали свои произведения на военную тему известные поэты, в том числе П.Г. Антокольский (1896–1978), работавший режиссёром Томского областного драматического театра им. В.П. Чкалова. В Томске и Томской области обкатывали новые концертные программы известные деятели культуры.

Главное управление изобразительного искусства, которое возглавлял Петр Матвеевич Сысоев (1906–1998), размещало музейные коллекции, семьи художников, организовывало выставки и работу художников в эвакуации. Сотрудниками управления изобразительного искусства были в основном молодые искусствоведы. Старший инспектор Константин Андреевич Ситник (1910–1957) уже в те времена входил в число ведущих искусствоведов страны, имел изданные труды. Невозможно перечислить все статьи и книги, написанные за его короткую жизнь. Он был в Томске вместе с женой, искусствоведом М.А. Орловой, которая «обладая прекрасным, добрым характером, вносила много тепла в коллектив Союза художников». Оба принимали активное участие в художественной жизни города.

Работала в Комитете по делам искусств при СНК СССР и Зоя Семеновна Супищикова, родом из Нарыма, закончившая Московский государственный институт (МГУ) по специальности «история искусств». Помимо этого в Томске в 1944 году она выполняла обязанности научного сотрудника краеведческого музея, а ранее работала начальником цеха на одном из томских заводов. Из-за непомерных нагрузок к концу войны она оказалась инвалидом. В художественную коллекцию ТОКМ поступило несколько произведений из ее личного собрания.

В Томск было эвакуированы коллекции несколько музеев и группа художников из Центральной России, Белоруссии и Украины. Среди них: Евгений Александрович Кацман (1890–1976) – живописец, заслуженный деятель искусств, один из создателей АХРР; Заир Исакович Азгур (1908–1995) – белорусский скульптор, заслуженный деятель искусств; Лидия Александровна Острова (1914–2009), живописец, аспирантка Всероссийской академии художеств из Ленинграда. Она была эвакуированная сначала в Новосибирскую область, откуда самостоятельно перебралась в Томск, работала в краеведческом музее, газете «За Родину» и выполняла работы по оформлению города. Из Киева приехали три художника, за плечами которых был Киевский художественный институт: Василий Кондратьевич Стеценко (1902–1971), который работал в краеведческом музее и газете «За Родину» и А.А. Найдич, работавший художником в Томском Горкоме ВКП (б) и прифронтовом кукольном театре. Позже приехала живописец Тамара Александровна Хитрова (1913–1991). Из Минска, в составе труппы прибыл художник Белорусского драматического театра Иван Михайлович Ушаков (1910–1966). Вернулся в город своей юности из Харькова Михаил Михайлович Щеглов (1885–1955) и стал ведущим художником «Окон ТАСС». Из Москвы приехала большая группа: художник-реставратор Борис Васильевич Желтухин (1890–1976), живописцы Аркадий Иванович Интезаров (1909–1979) и Ирина Николаевна Басинова (1915–1982), выпускники Московского художественного института, живописец В.А. Шепелев (1906–?) – выпускник Академии художеств, график Елена Владимировна Плехан (1911–1988), Татьяна Николаевна Грушевская (1885–1976), художница из артели «Художественная игрушка» из Загорска. В целом, художники, оказавшиеся в Томске, были совсем молодыми, которым пятидесятисемилетний М.М. Щеглов казался «древним стариком».

На основании предложений Комитета по делам искусств Томский горком ВКП (б) от 13 ноября 1941 года принял решение: «Об издании в гор. Томске газеты-плаката «За Родину» и выпуске цветных литографских агитплакатов…В целях улучшения политико-воспитательной работы среди населения и наглядно-политической агитации, показа лучших образцов героизма на фронте и в тылу, мобилизации всех сил на помощь фронту, горком ВКП (б) считает, что газета-плакат «За Родину» и литографский плакат сыграет огромную роль, и, учитывая, что в городе Томске имеются квалифицированные художественные и литературные силы, бюро горкома ВКП (б) постановляет:
1. Просить обком ВКП (б) разрешения на издание в городе еженедельной газеты-плаката «За Родину» и серийного выпуска литографских агитплакатов.
3. Поручить Союзу художников к 22 ноября 1941 г. выпустить два пробных номера газеты-плаката. «За Родину» и комплект литографских агитплакатов с иллюстрацией доклада тов. Сталина на торжественном заседании Моссовета 6 ноября 1941 г.
4. Утвердить ответственным редактором газеты-плаката «За Родину и литографского плаката начальника главного Управления изобразительных искусств при Комитете тов. Сысоева и художественным редактором тов. Азгур.
5. Директору типографии «Красное знамя» тов. Левину отпечатать пробные экземпляры газеты-плаката.
6. Обязать Томский Союз художников к Ленинским дням организовать в городе художественную выставку о героическом прошлом нашей Родины, о великой отечественной войне.
9. Обязать тов. Годовицина предоставить помещение для мастерской Союза художников и несколько квартир для их размещения».

Текст этого протокола стал планом работы для художников Томска на время войны. Но не все планы могли быть выполнены. Иллюстрированная газета «За Родину» должна была стать печатным органом ВКП (б) и городского совета депутатов трудящихся. На заседании бюро Томского ВКП (б) был утвержден состав редколегии: ответственный редактор – Сысоев Петр Матвеевич, начальник управления изобразительного искусства Комитета Совнаркома СССР, художественный редактор – белорусский скульптор Заир Исакович Азгур, М.А. Ремов – зав. отделом пропаганды горкома ВКП (б) Томска, на которого возлагалось общее руководство и контроль за работой, Левин – директор типографии «Красное знамя», А.В. Солодовников представитель Комитета. Из художников – Е.А. Кацман и М.М. Щеглов, ранее уже имевший опыт работы в газете. П.М Сысоев пригласил работать в газету административно высланного в Томск саратовского художника Курта Ивановича Винтера (1906–?), которого хорошо знал как профессионала и организатора Союза художников Саратова. К выпуску пробных номеров были привлечены живописец Л.А. Острова, иллюстратор Е.И. Плехан, график В.К. Стеценко, архитектор Н.А. Попов. Несмотря на то, что опыт работы в полиграфии, имели только М.М. Щеглова и В.К. Стеценко, пробные номера получились информативными и зрелищными. Но Центральный комитет ВКП (б) не утвердил издание еженедельной газеты «За Родину» из-за отсутствия бумаги. В это время в стране закрывались многие газеты и журналы, и даже единственная томская газета «Красное знамя» перестала быть ежедневной, уменьшилась в размерах.

Одним из главных направлений в работе управления изобразительного искусства в 1942 году стали агитационные плакаты «Окна ТАСС». Их начинают выпускать с первых дней войны по всей стране. 28 февраля 1942 года П.М. Сысоев уже получил замечание по качеству оформления «Окон ТАСС» в Томске. В этом же протоколе отмечалось наличие большой мастерской, располагавшейся в здании на набережной реки Ушайки, которая была создана ранее для предполагаемой газеты «За Родину». Положение «Окон ТАСС» в Томске было особым из-за постоянного контроля и участия Комитета. Приказом Комитета от 17 июля 1942 года утверждена редакционная коллеги, которую возглавлял К.А. Ситник – старший инспектор Главного управления изобразительного искусства Комитета Совнаркома, А.М. Ремов – представитель горкома ВКП (б), художники М.М. Щеглов и В.А. Шепелев. Для работы привлекались все художники, жившие в городе, но ведущим автором был М.М. Щеглов. По трафарету делали до двадцати экземпляров плаката на городской и районные агитпункты, Научную библиотеку ТГУ, площадь Революции, Дом Красной Армии, Белое озеро, фабрику «Карандашная дощечка», вокзал Томск-1, вокзал Томск-2, электромеханический завод, речной вокзал, Томскпромстрой, цирк. Только за первый год своего существования мастерская выпустила 70 плакатов. «Лучшие «Окна ТАСС были экспонированы на Всесоюзной выставке 1943 года в Москве и заслужили отличную оценку». Михаил Михайлович Щеглов, перед возвращением в Симферополь, сдал в краеведческий музей плакаты мастерской, отчего позже в ТОКМ ему приписали авторство всех томских плакатов «Окна ТАСС».

В Томске решались основные задачи, которые были предусмотрены планом основных мероприятий Комитета. При очень плохой связи с московской группой самой сложной и важной для Комитета на 1942 год было проведение всесоюзной выставки «Великая Отечественная война», которую формировали из работ с выставок в крупнейших городах страны или, как их называли в то время, кустовых выставок. Новосибирской выставке предшествовала городская выставка живописи и графики «За Родину» в Томске, которая была открыта в мае 1942 года в помещении городского агитпункта (пер. Кооперативный, 5). Организацией выставки занимались москвичи, у которых был богатый опыт выставочной работы. На высочайшем уровне был подготовлен К.А. Ситником каталог со вступительной статьей и биографическими справкам, с указанием не только годы рождения, но и довоенного места проживания, образования. Каталог выставки «За Родину» стал летописью изобразительного искусства военных лет Томска, который позволил восстановить исторические события более чем 70-летней давности. Выставка состояла из двух разделов «Великая Отечественная война» и «Наша Родина»: первый был посвящен военным события, а второй мирной жизни. Многие работы из раздела «Великая Отечественная война» были приобретена в фонд Комитета. Из томских художников были закуплены работы у С.И. Голубина. Это было, вероятно, не столько признание мастера, сколько поддержка почти слепого художника. Лучшие работы с выставки экспонировались затем в Новосибирске на выставке «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны». Во вступительной статье к каталогу К.А. Ситника, которая была опубликована ранее в газете «Красное знамя», был дан подробный анализ выставки, и характеристика творчества каждого участника. И хотя В.М. Мизеров, В.И. Лукин, С.И. Голубин показали только довоенные работы, каждому нашлись теплые слова. Москвичи в тяжелое сложное время всячески способствовали созданию доброжелательной обстановки в Союзе томских художников. Участниками майской выставки 1942 года стали также художники-исполнители товарищества «Художник»: М.И. Кологривов, М.А. Корнилов, В.Г. Халявин, Г.Д. Грехнев.

В.М. Мизеров после долгого затворничества не только вернулся в выставочную деятельность города, но и в 1942 году вступил в Союз художников. В эти годы он преподавал в Томском политехническом институте и там же был ответственным за стенную газету, которая на смотрах признавалась лучшей в городе. Внимание к стенным газетам в военные годы было не меньшим, чем к «Окнам ТАСС». Начальник Главного управления изобразительного искусства Комитета П.М. Сысоев был ответственным за выпуск стенной газеты в общежитии для эвакуированных, за что регулярно получал порицания по партийной линии. Вероятно, к нему предъявлялись высокие требования, как главному в изобразительном искусстве страны.

Приехавшие в эвакуацию искусствоведы и художники обнаружили, что Союз художников в городе существует номинально. В ноябре 1941 года вновь было принято решение о создании городского союза художников Томска. Е.А. Кацману, как самому титулованному из москвичей, и имевшему опыт организационной работы, была поручена его повторная регистрация в областном Союзе в Новосибирске. Соответственно, он возглавил организацию, а его заместителем был З.И. Азгур. Затем, после их отъезда, Союз художников возглавляли: председатель – Л.А. Острова, заместитель председателя Михаил Павлович Крошицкий (1894–1972), директор Севастопольской картинной галереи, приехавший в Томск с музейной коллекцией. После отъезда эвакуированных художников Союз художников возглавил Н.Н. Попов.

Большой удачей для Томска было появление в городе Николая Александровича Попова (1926–1947), возвратившегося в родной город в начале войны, и не успевшего завершить образование в Новосибирском строительном институте, где он учился на отделении «Архитектура». Молодой талантливый художник иногда стал единственным исполнителем заказов Горкома и Обкома ВКП (б), облисполкома и горисполкома по оформлению города. «Он был организатором Союза художников с 1942 года, ее первым членом». В 1946 году был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне (1941–1945)». В Томском областном художественном музее хранится большая коллекция его произведений, выполненная на севере Томской области, в Нарыме, часть из которых экспонировалась на первой областной выставке 1948 года. Он умер очень рано, 25 января 1947 года от туберкулеза, оставив на мать больного малолетнего сына.

В местной прессе планировались и анонсировались новые выставки, которым не суждено было осуществиться, потому что некоторые художники ушли на фронт, другие уехали по месту нового назначения. С освобождением территорий от фашистских захватчиков все устремились в родные города. Коллектив Союза художников поредел уже в 1943 году, хотя и было в этом году проведено несколько персональных выставок.

В мае в Доме партпросвещения экспонировалась выставка ленинградки Лидии Александровны Островой. Каталог выставки был подготовлен К.А. Ситником с хорошей аналитической статьей о творчестве молодой художницы. Константин Андревич подготовил этот каталог, несмотря на то, что в декабре 1942 года сдавал в печать монографию о лауреате Сталинской премии скульпторе С.Д. Меркулове. Автопортрет, многие этюды и эскизы к картинам «В неволю», «Казнь партизанки» Л.А. Островой с выставки хранятся в Томском областном художественном музее, часть которых была закуплена из экспозиции, остальные позже она подарила музею.

В 1943 году прошла персональная выставка графика иллюстратора Елены Ивановны Плехан, ученицы Д.Н. Кардовского, Ф.И. Рерберга и Н.П. Ульянова. Союзом художников был издан каталог, подготовленный Мариной Александровной Орловой. Место экспонирования выставки не удалось определить. В этом же году в горагитпункте была устроена персональная выставка М.М. Щеглова «Дневник Отечественной войны». Рисунки из этого цикла периодически печатались в газете «Красное Знамя». Создавались они на основе сообщений СовИнформбюро. Темой их стали зверства немцев на захваченных территориях, героические подвиги Красной Армии и партизан.

Вторая городская выставка состоялась в июле 1944 года, когда эвакуированных художников уже не было в городе (следует отметить, что счет выставок ведется с года второй регистрации Союза художников 1942 года). На выставке было около 200 произведений. Составной частью этой выставки стала посмертная персональная выставка старейшего томского художника В.И. Лукина и карикатуры М.М. Щеглова из «Дневника Отечественной войны». В экспозицию были включены работы самодеятельных мастеров и детские рисунки. В этом же году работы томичей экспонировались на выставке в Новосибирске.

Сотрудники Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР вернулись в Москву, оставив о себе добрую память. Художественная жизнь Томска в очередной раз замерла, но ненадолго. Уже в 1945 году, благодаря возвращению с фронта художников, начинается активная работа по подготовке выставки к Томской областной партийной конференции, а в 1947 году томичи участвуют на межобластной выставке в Новосибирске, где Мизеров был удостоен Диплома Комитета за акварель «Академик А.Г. Савиных за работой».

В 1946 году с возвращением Томску статуса областного центра в третий раз была создана Томская организация Союза художников, которая отмечает в 2016 году свое семидесятилетие. На этот раз она называлась Томское отделение Союза советских художников, с подчинением Москве. Выставки в городе стали называться областными, и счет их вновь начался с первой.

 

 

Бычкова Тамара Анатольевна

 

 


КАТАЛОГ
Произведений томских художников, посвященных Великой Отечественной войне, произведений, созданных фронтовиками и произведений, созданных в годы войны.

Живопись

ГАЛКИН Иннокентий Агапович
1951, пос. Южный Томской обл. – 2011, Томск
Живописец

ПЕРЕД РАЗЛУКОЙ. 1989
Оргалит, темпера. 44х61. Справа внизу: Галкин / 1989. На обороте: Галкин Иннокентий Агапович; наклейка: Галкин И.А. Томск 1989 / «Перед разлукой». Пост. в 2007 от автора (Томск)
Ж-2099

ДОРОФЕЕВ Вадим Алексеевич
1946, Челябинск – 2003, Кемерово
Живописец
ПОРТРЕТ ВЕТЕРАНА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ А.С. АВДЮШКО. 1978
Картон, масло. 65х50. Слева внизу: В. Дорофеев 78 г. На обороте: В. Дорофеев Томск / Портрет ветерана войны Авдюшко А.С. Пост. в 1981 от автора (Томск)
Ж-189

ЗАЛОЗНЫЙ Константин Григорьевич
1929, с. Подлесовка Томской губ. – 1992, Томск
Живописец. Заслуженный художник РСФСР (1976)
ПИСЬМО С РОДИНЫ. ПОСЛЕ БОЯ. 1958–1959
Холст, масло. 122х82. Справа внизу: К Залозный 1958 г. На обороте: Залозный 1929 Письмо или После боя; набросок углем женской фигуры. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1959 от автора (Томск)
Ж-552

ПОРТРЕТ ВЕТЕРАНА. ОТЕЦ. 1963
Холст, масло. 55х64. Слева внизу: 1963 К. Залозный. На обороте: Портрет ветерана (отец) К.Г. Залозный. Пост. в 1980 из УК ТО
Ж-190

ПОРТРЕТ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Г.Н. ВОРОШИЛОВА. 1980
Холст, масло. 96х83,5. Справа внизу: К. Залоз… 1980. На обороте: Томск Залозный К.Г. Герой Советского Союза Ворошилов Г.Н.; наклейка V зональной выставки «Сибирь социалистическая». Пост. в 1984 из МК РСФСР, куда в 1980 от автора (Томск)
Ж-548
Ворошилов Геннадий Николаевич. (1923–2014). Участник Великой Отечественной войны (1943–1945). Воевал на Южном, 4-м и 3-м Украинских и 1-м Белорусском фронтах. Командир пулеметного расчета, младший сержант. Отличился в боях за освобождение Польши и форсирование реки Пилица. Герой Советского Союза (1945). В Томске живет с 1953. За успехи в труде награжден орденом Октябрьской революции (1972).

КАЧАЛЬСКИЙ Генрих Болеславович
1919, ст. Тайга Томской губ. – 1971, Новосибирск
Живописец
ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ТОМСКЕ. 1944
Холст, масло. 61х48. На обороте: Воскресенская церковь 1944 г. Г. Качальский. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 в дар от М.И. Качальской (Новосибирск), вдовы художника
Ж-778

ЛАМАНОВ Геннадий Михайлович
1926, Томск – 2007, Томск
Живописец. Заслуженный художник РСФСР (1983)
ПОРТРЕТ ВЕТЕРАНА ВОЙНЫ Р.Л. НЕЧАЕВА. 1968
Холст, масло. 100х75. На обороте: Томск Г.М. Ламанов. Ветеран войны Нечаев. Пост. в 1994 в дар от автора (Томск)
Ж-1542

ДЕВЯТОЕ МАЯ. 1985
Холст, масло. 90х120. Слева внизу: Ламанов Г М; ниже – 85. На обороте: г. Томск Ламанов Г.М. Девятое мая; наклейка VI зональной выставки «Сибирь социалистическая». Пост. в 2002 от автора (Томск)
Ж-1911

ЛУКИН Вильгельм (Александр, Эдуард) Иванович
1871, Стомерзе, Шваненбург (ныне Гулбене в Латвии) – 1943, Томск
Живописец
КАРТОФЕЛЬ. 1942
Холст, масло. 31х54. Справа внизу: В. Лукин Томск II/1942 г. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1958 дар от Д.В. Каракулович-Лукиной (Томск), вдовы художника
Ж-904

ПОДАРКИ НА ФРОНТ. 1943
Холст, масло. 46х56. Справа внизу: В. Лукин 1943 – Томск. На обороте: 14.VIII.44 Лукин «Подарки на фронт». Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1958 дар от Д.В. Каракулович-Лукиной (Томск), вдовы художника
Ж-138

МРАМОРНОВ Николай Константинович
1907, Томск – 1942, под Ленинградом
Живописец. Участник Великой Отечественной войны
ВИД АЛТАЯ. ЭТЮД. 1931
Бумага, масло. 30,2х40,5. Справа внизу: Н. Мраморнов 1931. На обороте: Мраморнов Н.К. Вид Алтая. Пост. в 1982 из ТОКМ
Ж-1715

БЕРЕЗКИ. ЭТЮД. 1936
Холст, масло. 36х51,5. Справа внизу: Н. Мраморнов. На обороте: Березки / худ. Мраморнов / 1936 / г. Томск. Пост. в 1986 в дар от Л.И. Обабковой (Томск), вдовы художника
Ж-1786

ОЗЕРКО. ЭТЮД. 1936
Холст, масло. 39,5х52,5. Справа внизу: Н. Мраморнов / 1936. На обороте: Этюд. / Озерко / худ. Мраморнов / 1936 / г. Томск. Пост. в 1986 в дар от Л.И. Обабковой (Томск), вдовы художника
Ж-1787

ВЕСНА. 1937
Холст, масло. 37,5х56,5. Справа внизу: Н. Мраморнов / 1937. Пост. в 1986 в дар от Л.И. Обабковой (Томск), вдовы художника
Ж-1785

ДЕРЕВНЯ НЕКРАСОВО. ЭТЮД. 1940
Холст на картоне, масло. 26,5х35. Справа внизу: Н. Мраморнов 1940. Пост. в 1986 в дар от Л.И. Обабковой (Томск), вдовы художника
Ж-1784

СТЕПАНОВКА. 1940
Холст, масло. 34,5х51. Справа внизу: Н. Мраморнов / 1940. Пост. в 1986 в дар от Л.И. Обабковой (Томск), вдовы художника
Ж-1788

ОСТРОВА Лия (Лидия) Александровна
1914, Сочи – 2009, Санкт-Петербург
Живописец. В Томске жила в эвакуации (1941–1944)
ЭСКИЗ К КАРТИНЕ «В НЕВОЛЮ». 1942
Холст, масло. 53х47,5. На обороте: Острова VI к 1942. Пост. в 1990 от автора (Ленинград)
Ж-1107

ЭТЮД К КАРТИНЕ «В НЕВОЛЮ». 1942
Холст, масло. 49х34,5. Пост. в 1990 от автора (Ленинград)
Ж-1106

ЭТЮД К КАРТИНЕ «В НЕВОЛЮ». 1942
Холст, масло. 39х49,5. Пост. в 1990 от автора (Ленинград)
Ж-1108

ПОСЛАВСКИЙ Валерий Владимирович
1949, Ивано-Франковск (Украинская ССР) – 1985, Томск
Живописец
ПРАЗДНИК ПОБЕДЫ. 1976–1979
Холст, масло. 198х158,5. Пост. в 1996 в дар от Н.П. Пославской (Томск), вдовы художника
Ж-1588

ЧЕРЁМИН Василий Васильевич
1926, с. Житниково Челябинской обл. – 2002, Томск
Живописец. График
ПОРТРЕТ М.М. НОЛЛЕ. ОН ДЕЛАЛ «КАТЮШИ». 1985
Холст, масло. 80х97. Слева внизу: В. Черемин 85. Пост. в 1987 от автора (Томск)
Ж-563

ГРАФИКА

ЕВТИХИЕВ Александр Васильевич
1929, ст. Болотное Новосибирской обл. – 1979, Томск
График. Живописец.
РАЗДУМЬЕ (ПЕРЕД БОЕМ. ПРИВАЛ В СОБОРЕ). ИЗ СЕРИИ «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» 1963
Бумага, офорт, акватинта. 33х71; 64х73,5. Слева внизу: «Раздумье»; справа: А.Евтихиев, 1963 г. Пост. в 1982 из ТОКМ
Г-3248, 741, 2777

В СЕРОЙ ШИНЕЛИ РЯДОВОГО ШЕЛ СОЛДАТ (ЗЕМЛЯ ОПАЛЕННАЯ. В ПОХОДЕ). ИЗ СЕРИИ «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО». 1963
Бумага, офорт, акватинта. 92х71; 59х49. Внизу: «…В серой шинели шел солдат», А.Евтихиев, 1963 г. Пост. в 1983 от ТО СХ РСФСР
Г-3249, 740, 2778

ДОМ У ДОРОГИ. ИЗ СЕРИИ «НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО». 1963
Бумага, офорт, акватинта; 93х71; 64х49. Слева внизу: Дом у дороги; справа: А.Евтихиев 1963 г. Пост. в 1982 из ТОКМ
Г-3260, 730, 731

ЗАКОВРЯШИН Александр Георгиевич
1899, Барнаул – 1945, Берлин
График. Участник Великой Отечественной войны
ПО ОДЕЖКЕ ПРОТЯГИВАЙ НОЖКИ. 1942
Бумага, акварель, тушь. 15х10. Внизу: ПО ОДЕЖКЕ ПРОТЯГИВАЙ НОЖКИ / КОГДА МОРОЗ ДЕРЕТ НА ПОЛЕ / А ФЮРЕР НЕ ДАЕТ ОДЕЖИ / ЕГО МАМАШУ ВСПОМЯНИ / И В НЕБО НОГИ ПРОТЯНИ. На обороте текст письма и дата: 31.3.42. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от вдовы А.П. Моисеенко (Новосибирск)
Г-2106

НЕ ВСЯК КУСТИК НОЧЕВАТЬ ПУСТИТ. 1942
Бумага, акварель, тушь. 15х10. Вверху: НЕ ВСЯК КУСТИК НОЧЕВАТЬ ПУСТИТ. Внизу: ЯСНА ПОСЛОВИЦА ПРО КУСТИК / НО ПОМНИТ ПУСТЬ ФАШИСТСКИЙ ХЛЮСТ / НЕ ВСЯКИЙ КУСТ К СЕБЕ ПОДПУСТИТ / КОГДА ТОТ КУСТ – СОВЕТСКИЙ КУСТ... Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от вдовы А.П. Моисеенко (Новосибирск)
Г-2101

В РУБКЕ. ШКОЛА РАДИСТОВ. 1943
Бумага, акварель. 10,4х13,5. Слева вверху: А. Зак, 43. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1975 от вдовы А.П. Моисеенко (Новосибирск)
Г-2102

ИГНАТОВСКАЯ Наталья Григорьевна
1886, Томск – конец 1950-х, Томск
Живописец. Скульптор
ПОРТРЕТ Г.И. КОЧНЕВА С ДОЧЕРЬЮ. 1945
Бумага, пастель. 63,3х48,8. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1953 в дар от автора (Томск)
Г-2127
Кочнев Гавриил Иванович (1899–?), томский художник, участник Великой Отечественной войны, участник межобластной выставки 1947 (Новосибирск) и первой областной выставки в Томске (1948)

КОТОВ Николай Георгиевич
1889, Томск – 1968, Москва
Живописец. График
КАТЕРА У ПРИЧАЛА. 1942
Бумага, тушь, перо. 16,4х24,1. Слева внизу: Н.Г. Котов, справа: 3/VII.42
Г-3278

МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ. 1942
Бумага, карандаш. 24х16,4
Г-3273

НОВОРОССИЙСК. ТЕАТР ИМ. В.И. ЛЕНИНА. 1942
Бумага, карандаш. 16,3х24,1. Слева внизу: Театр им. Ленина, справа: 6.VI.42 / Новороссийск / Н.Г. Котов
Г-3271

СТАРШИНА 1-Й СТАТЬИ И.Н. ДИБРОВ. 1942
Бумага, карандаш. 24,1х16,3. Слева внизу: Старшина 1 статьи / ГВ Кр. Орд. Кр. зв. И.Н. Дибров», справа: 18.П.42. Н.Г. Котов
Г-3272

СТРЕЛЬБА ИЗ ПУШКИ. 1942
Бумага, карандаш. 24,1х16,4. Слева внизу: 18.IX.42, справа: Н.Г. Котов
Г-3279

ГОСПИТАЛЬ. В ПЕРЕВЯЗОЧНОЙ. 1943
Бумага, карандаш. 20,8х28
Г-3277

ГОСПИТАЛЬ. МАКАРОВКА. 1943
Бумага, карандаш. 28,2х21. Справа внизу: 29/XII.43. Макаровка. Н.Г. Котов. На обороте: Госпиталь. Макаровка
Г-3275

ГОСПИТАЛЬ. МАКАРОВКА. 1943
Бумага, карандаш. 20,8х28. Слева внизу: 29/XII.43 / Н.Г. Котов. Справа внизу: Макаровка. На обороте: Госпиталь. Макаровка
Г-3276

ПОВОЗКА С РАНЕНЫМИ. МАКАРОВКА. 1943
Бумага, карандаш. 18х30,7. Справа внизу: Н.Г. Котов / 25/XII.43 / Макаровк
Г-3274

МОСТ БЛИЗ РОМАНКОВО. 1944
Бумага, карандаш. 21,9х32,1. Слева внизу: 5/I.44, справа: Н.Г. Котов. Бл. Романково
Г-3281

ПЕЙЗАЖ С КОЛОННОЙ СОЛДАТ НА ДОРОГЕ. 1944
Бумага, карандаш. 21,9х32,1. Слева внизу: 5/1.44, справа: Н.Г. Котов / бл. Романково
Г-3280
Пост. в 2000 от Е.Н. Котовой (Москва), дочери художника

КУДРЯШОВ Владимир Константинович
1944, с. Мещерское Московской обл. – 2003, Омск
График
СУХОЙ ПАЕК. 1973
Бумага, литография. 34х46. Слева внизу: Сухой паек, справа внизу: ВКудряшов 73. На обороте: Для выставки «На страже Родины». Пост. в 1982 из ТОКМ
Г-2982

МИЗЕРОВ Вадим Матвеевич
1889, Красноуфимск Пермской губ. – 1954, Томск
График. Педагог
ФУРАЖ ФРОНТУ. 1942–1943
Бумага, акварель. 44,5х58,3. Справа внизу: ВМ. На обороте: В. Мизеров Фураж - фронту. Пост. в 1982 из ТОКМ, ранее в 1943 от автора (Томск)
Г-1857

НАГОРСКИЙ Георгий Петрович
1915, Томск – 1941, Смоленский фронт
График. Живописец. Участник Великой Отечественной войны
СТОГА СЕНА ЗИМОЙ. 1933
Бумага, тушь, перо. 14х20. Справа внизу: Нагорский Г. 33. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1934 от автора (Томск)
Г-2281

ОСТРОВА Лидия (Лия) Александровна
1914, Сочи – 2009, Санкт-Петербург
Живописец. График. В Томске жила в эвакуации (1941–1944)
ЛЕЖАЩАЯ ЖЕНЩИНА. 1941
Бумага, карандаш. 50,4х37,8. Справа внизу: Томск / Л. Остро. 1941 / декабрь. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1943 от автора (Томск)
Г-2406

РИСУНОК К КАРТИНЕ «В НЕВОЛЕ». 1942
Бумага, уголь. 45,0х59,5. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1943 от автора (Томск)
Г-2407

ПЛАКАТ «КРОВЬ НАШИХ ДЕТЕЙ ЗОВЕТ К МЕСТИ». 1942
Бумага, уголь, гуашь. 63,8х43,7. У центра правой кромки: Острова, 1942. Пост. в 1989 от автора (Ленинград)
Г-1049

ЭСКИЗ К КАРТИНЕ «В НЕВОЛЕ». 1942
Бумага, уголь, белила. 57,0х45,0. Пост. в 1989 от автора (Ленинград)
Г-1047

ЭСКИЗ К КАРТИНЕ «В НЕВОЛЕ». 1942
Бумага, уголь. 57,0х45,0. Пост. в 1989 от автора (Ленинград)
Г-1048

ЭСКИЗ К КАРТИНЕ «КАЗНЬ ПАРТИЗАНКИ. ЗОЯ». 1942
Бумага, уголь. 48,0х38,0. Пост. в 1989 от автора (Ленинград)
Г-1046

ЭСКИЗ К КАРТИНЕ «КАЗНЬ ПАРТИЗАНКИ. ЗОЯ». 1942
Калька, акварель, гуашь. 80,0х59,4. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1943 от автора (Томск)
Г-2466

АВТОПОРТРЕТ. СИБИРЯЧКА. 1943
Бумага, уголь, соус. 41х31,7. Справа внизу: Томск / Л. Остро. 1943. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1943 от автора (Томск)
Г-2465

ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ. 1943
Бумага, карандаш. 31,2х21,7. Справа внизу: Л. Остро./ 1943 / Томск. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1943 от автора (Томск)
Г-2402

ЖЕРТВА ФАШИЗМА. 1943
Бумага, карандаш. 34,5х31. Справа внизу: Л. Остро. 1943. На обороте: Жертва фашизма. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1943 от автора (Томск)
Г-2411

ПРОКЛЯТЬЕ. ИЗ СЕРИИ «ЖЕРТВЫ ФАШИЗМА». 1943
Бумага, уголь, карандаш. 39,5х33,5. Справа внизу: Л. Остро. 1943 Проклятье. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1943 от автора (Томск)
Г-2408

ПРОКЛЯТЬЕ. ИЗ СЕРИИ «ЖЕРТВЫ ФАШИЗМА». 1943
Бумага, уголь, карандаш. 43,5х33,5. Справа внизу: Л.Остро.- 43. На обороте: Жертвы фашизма I. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1943 от автора (Томск)
Г-2409

ПОЕДИНОК. 1943
Бумага, уголь, соус. 44,6х39,5. Справа внизу: Л. Остро. 1943. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1943 от автора (Томск)
Г-2410

ПАНТЕЛЕЕВА Розалия Васильевна
1935, Кошки Куйбышевской обл.
График. Живописец. Заслуженный художник РСФСР (1984)
22 ИЮНЯ 1941. ИЗ СЕРИИ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ». 1977
Бумага, литография. 45,5х37,5. Слева внизу: 4/15, 22 июня 1941г., справа внизу: Р. Илларионова.
Г-2854

ВОЕННЫЙ МАРШ (ВЕСЕННИЙ МАРШ). ИЗ СЕРИИ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ». 1977
Бумага, литография. 45,2х37,5. Слева внизу: Великая Отечественная. Лист «Военный марш», справа внизу: 5/10, Р. Илларионова. 77
Г-2855

НА ПАМЯТЬ. ИЗ СЕРИИ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ». 1977
Бумага, литография. 47,4х37.6. Слева внизу: Великая Отечественная. Лист «На память», справа внизу: 3/10, Р. Илларионова, 77
Г-2856

ОСВОБОЖДЕНИЕ. ИЗ СЕРИИ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ». 1977
Бумага, литография. 47,0х38,0. Слева внизу: Великая Отечественная. Лист «Освобождение», справа внизу: 4/15 Р. Пантелеева. Томск. 1977.
Г-2857

НЕ ВСЕ ВЕРНУЛИСЬ. ИЗ СЕРИИ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ». 1977
Бумага, литография. 45,0х37,0. Слева внизу: Серия «Великая Отечественная». Лист «Не все вернулись», справа внизу: 6/10 И. Илларионова,1977 Томск
Г-2858

СНОВА МИР. ИЗ СЕРИИ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ». 1977
Бумага, литография. 48,5х37,4. Слева внизу: 5/10 Серия «Великая Отечественная». Лист «Снова мир», справа внизу: Р. Пантелеева. 77
Г-2859
Пост. в 1999 в дар от автора (Томск)

ПАСТУХОВ Василий Васильевич
1913, Тула – 1995, Томск
Рисовальщик. Участник Великой Отечественной войны
ВЕСНА В 1944 ГОДУ. 1985
Бумага, смешанная техника. 22,6х32. Справа внизу: В. Пастухов 85. Пост. в 1990 от автора (Томск)
Г-1082

РУЖЕЙНИКИ НА УРАЛЕ. ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА. 1985
Бумага, смешанная техника. 29,5х39,5
Справа внизу: В Пастухов 85. На обороте: Оружейники на Урале. Пост. в 1990 от автора (Томск)
Г-1085

ТУЛЬСКИЕ ОРУЖЕЙНИКИ В Г. МЕДНОГОРСКЕ. 1987
Бумага, цветные карандаши. 25,3х33,5. Справа внизу: В. Пастухов. На обороте: В. Пастухов. 90. Пост. в 2003 от Т.В. Пастуховой (Томск), дочери художника
Г-3452

ТАК НАЧИНАЛАСЬ ЖИЗНЬ ЗАВОДА. 1988
Бумага, смешанная техника. 39,9х50,1. Справа внизу: В. Пастухов 88. На обороте наклейка: Электроламповый завод в 40-е военные годы В. Пастухов 88 г. Пост. в 1990 от автора (Томск)
Г-1081

ПЛЕХАН Елена Владимировна
1911, Санкт-Петербург – 1988, Ленинград
График. В Томске жила в эвакуации (1941–1944)
ПЕТР I И ГАННИБАЛ. ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «АРАП ПЕТРА ВЕЛИКОГО». 1941
Бумага, гуашь. 40х29,8. Слева внизу: Е. Плехан 41 г. На обороте: Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Арап Петра Великого». Пост. в 1982 из ТОКМ
Г-1533

ТРОЕ. 1942
Бумага, гуашь. 30х34. Слева внизу: Плехан 42. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1942 от автора (Томск)
Г-1532

ФАШИСТЫ ПРИШЛИ. 1942
Бумага, соус. 49,4х35,5. Справа внизу: Е. Плехан. 1942. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1942 от автора (Томск)
Г-1534

ПОПОВ Николай Александрович
1921, Томск ? – 1947, Томск
График.
ОНИ УХОДЯТ. ИЗ ЦИКЛА «ВРАГ». 1943
Бумага, тушь, гуашь. 27х25,2. Справа внизу: Н. Попов / Томск 1943. На паспарту: Из цикла «Враг». Они уходят
Г-2479

ПЕЙЗАЖ.1943
Бумага, тушь, перо. 10,5х13,5. Справа внизу: Н.П. 43
Г-2515

ПЕЙЗАЖ. 1943
Бумага, тушь, перо. 10,5х14. Справа внизу: Н.П. 1943
Г-2513

СЕЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖ. 1943
Бумага, тушь, перо, акварель. 10х14,2. Справа внизу: Н.П. / 43
Г-2491

ПОЛИТСАТИРА. 1944
Бумага, тушь, гуашь. 19,5х20. Справа внизу: Н. Попов. На паспарту: В поисках новых жизненных пространств. 1944 (Политсатира)
Г-2481

ДОЖДЬ. 1945
Бумага, соус. 15,7х22,7. Слева внизу: Ник. Попов 45
Г-2473

ЛУНА НАД РЕКОЙ.1945.
Бумага, уголь. 27,5х17. Справа внизу: Ник. Попов 45. На паспарту: Луна над рекой
Г-2478

ПЕЙЗАЖ. ДЕРЕВНЯ АЛИПЫ. 1945
Бумага, карандаш, соус. 14,5х22. Слева внизу: Ник. Попов.45. На обороте: дер. Алипы Верхнекетского р-на, Томской обл.
Г-2476

РЕКА ОРЛОВКА. 1945
Бумага, уголь. 14,5х22. Справа внизу: Ник. Попов 45. На паспарту: Река Орловка
Г-2483

ТАЕЖНАЯ ГАРЬ. 1945
Бумага, уголь. 22х15,5. Справа внизу: Ник. Попов 45. На паспарту: Таежная гарь
Г-2477

ТАЕЖНАЯ НИЗИНА.1945
Бумага, гуашь. 16х23,5. Слева внизу: Ник. Попов. 45. На паспарту: Таежная низина
Г-2480

ТАЕЖНЫЙ ПЕЙЗАЖ. 1945
Бумага, тушь, перо. 7,7х13,3. Справа внизу: Н. П / 45. На обороте: Ник. Попов. Томск. На паспарту: Таежный пейзаж
Г-2475

БЕРЕГ РЕКИ. 1940-е
Бумага, уголь, соус. 22х34,7
Г-2471

ДОРОГА В ЛЕСУ. 1940-е
Бумага, уголь, мел. 12,8х21,8
Г-2514

ДОРОГА В ПОЛЕ. 1940-е
Бумага, уголь, пастель. 13,9х24,2. На обороте: Дорога в поле. Попов
Г-2474

КУРЬЯ В ТАЙГЕ. 1940-е
Бумага, уголь. 17,5х23. На паспарту: Курья в тайге
Г-2484

НАРЫМСКОЕ УТРО. 1940-е
Бумага, мел, уголь. 14х18,5
Г-2482

ОЗЕРКО. 1940-е
Бумага, сепия. 17,3х31,3
Г-2516

ОЗЕРО. 1940-е
Бумага, карандаш, соус. 35х4х25
Г-2470

ПЕЙЗАЖ. 1940-е
Бумага, тушь, перо, акварель. 8х11
Г-2499

РАССВЕТ. 1940-е
Бумага, соус. 14,9х21,4
Г-2512

РЕЧКА ОРЛОВКА. 1940-е
Бумага, сепия. 18х25,7
Г-2517

УТРО НА РЕКЕ ТОМИ. 1940-е
Бумага, уголь, соус. 17,4х25.
Г-2472
Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1947 из семьи художника (Томск)

СТЕЦЕНКО Василий Кондратьевич
1902, с. Казацкое Киевской губ. – 1971, Киев
График. В Томске жил в эвакуации
ЗИМА. 1942
Бумага, уголь. 42,4х30,8. Справа внизу: Стеценко. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в 1942 в дар от автора (Томск)
Г-2519

ШАФИГУЛИН Абдула Нигматулович
1912, ст. Шамордан Казанской губ. – 1942, Краснодарский фронт
График. Участник Великой Отечественной войны
ПОРТРЕТ ДРУГА БАХТИНА. 1936
Бумага, акварель, карандаш. 36х30. Справа внизу: Шафигулин А. 1936. Пост. в 2005 в дар от М.А. Шафигулина (Томск), сына художника
Г-4095

ЩЕГЛОВ Михаил Михайлович
1885, Самара – 1955, Симферополь
График. Живописец. Прикладник. Педагог. В Томске жил эвакуации (1941–1944). Ведущий художник томской мастерской «Окна ТАСС»
ПЛОХАЯ БУХГАЛТЕРИЯ. 1943
Бумага, смешанная техника. 43,6х32. Справа внизу: М.Щеглов 43 / Плохая бухгалтерия. Пост. в 1982 из ТОКМ
Г-2530

ЭТЮД. 1943
Акварель. 43,6х32. Слева внизу: М. Щеглов / Томск 1943. Пост. в 1982 из ТОКМ
Г-2525

НА ВУЛКАНЕ. 1940-е
Бумага, цветная тушь. 63,8х43,8. Справа внизу: М. Щеглов. Пост. в 1982 из ТОКМ
Г-2524

ЯКОВЛЕВ Николай Константинович
1925, Дубны Полтавской обл. – 2008, Томск
Архитектор. Участник Великой Отечественной войны
АВТОПОРТРЕТ. 1944
Бумага, карандаш. 20х16,3
Г-2557

БОЙ. 1944
Бумага, карандаш. 13х17,5
Г-2558

ДОПРОС. 1944
Бумага, карандаш. 14х20,5
Г-2556

МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ. 1944
Бумага, карандаш. 16х15,8
Г-2559

В МИНУТУ ОТДЫХА. 1945.
Бумага, карандаш. 12,5х8,5
Г-2572

ВО ВРЕМЯ БОЯ. 1945
Бумага, карандаш. 14х19,9
Г-2549

ЗАДУМАЛСЯ. 1945
Бумага, карандаш. 15,5х11,3
Г-2568

ЗЕМЛЯКИ. 1945
Бумага, карандаш. 9,3х13,4
Г-2581

ЗНАКОМСТВО. 1945
Бумага, карандаш. 9,2х13,5
Г-2582

МАМА УБИТА. 1945
Бумага, карандаш, гуашь. 25х18,6
Г-2562

МОЛОДОЙ СОЛДАТ В ГИМНАСТЕРКЕ. 1945
Бумага, карандаш. 15,3х13,4
Г-2554

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК С КОРОТКОЙ СТРИЖКОЙ. 1945
Бумага, карандаш. 12,5х8,6
Г-2575

МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК С ПОГОНАМИ И ПЕТЛИЦАМИ. 1945
Бумага, карандаш. 12,6х8,6
Г-2574

МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ. 1945
Бумага, карандаш, акварель. 15,7х15,3
Г-2563

МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ. 1945
Бумага, карандаш, акварель. 21х16,2
Г-2548

МУЖСКОЙ ПОРТРЕТ. 1945
Бумага, карандаш, акварель. 16х13,2
Г-2550

МУЖЧИНА В ВОЕННОЙ ФОРМЕ В ПРОФИЛЬ. 1945
Бумага, карандаш. 11,5х8,9
Г-2580

МУЖЧИНА С ОПУЩЕННОЙ ГОЛОВОЙ. 1945
Бумага, карандаш. 12,7х9,5
Г-2571

НАБРОСОК. 1945
Бумага, карандаш. 12,5х12
Г-2565

НАБРОСОК. 1945
Бумага, карандаш. 12,6х9
Г-2573

НАБРОСОК МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА. 1945
Бумага, карандаш. 11,6х8,7
Г-2576

НАБРОСОК СОЛДАТА В ПИЛОТКЕ. 1945
Бумага, карандаш. 11,5х8,6
Г-2579

РАЗДУМЬЕ. 1945
Бумага, карандаш. 14,4х8,6
Г-2577

СЕСТРА. 1945
Бумага, карандаш. 13,7х9,7
Г-2578

ОТДЫХ.1945
Бумага, карандаш. 26,5х23,2
Г-2552

ПОРТРЕТ СОЛДАТА. 1945
Бумага, карандаш. 12,2х9,1
Г-2551

ПОРТРЕТ СОЛДАТА. 1945
Бумага, карандаш, акварель. 16,2х13,5
Г-2553

ПОРТРЕТ СОЛДАТА. 1945
Бумага, карандаш. 20х16
Г-2570

ПОСЛЕ БОЯ. 1945
Бумага, карандаш. 15,7х14,4
Г-2561

РАНЕНЫЙ. 1945
Бумага, карандаш. 19,5х17,2
Г-2560

СВОИ ПРИШЛИ. 1945
Бумага, карандаш. 20,1х27,4
Г-2567

С КНИГОЙ. 1945
Бумага, карандаш. 32,7х22,8
Г-2547

СОЛДАТ. 1945
Бумага, карандаш. 19,1х15,4
Г-2569

СОЛДАТ. 1945
Бумага, карандаш, акварель. 23х18,6
Г-2564

СОЛДАТ В ПИЛОТКЕ. 1945
Бумага, карандаш. 17,2х12,6
Г-2545

ТАНКИСТ. 1945
Бумага, карандаш. 15,5х13,8
Г-2546

ТРЕВОГА. 1945
Бумага, карандаш. 26,4х14,1
Г-2566
Пост. в 1985 в дар от автора (Томск)

Скульптура

ВИЛЬВОВСКИЙ ВЛАДИМИР НАУМОВИЧ
СОЛДАТ. 1982
Этюд
Гипс. В. 47,5
С - 1343
Пост. в 1998 от Н.Л. Цыгановой, вдовы скульптора (Москва) в дар

ДВА СОЛДАТА. 1960–1965
Композиция
Шамот. В. 30
С - 1344
Пост. в 1998 от Н.Л. Цыгановой, вдовы скульптора (Москва) в дар

ГАЛУМОВА-СЕРОПОВА ЛЮСЯ СТЕПАНОВНА
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГНИДО-ПЕРРО. 1944
Гипс тонированный. В. 52
Пост. в 2001 от творческого объединения московских художников «Владыкино» (Москва)
С-154
Выставки: «Салют, Победа», посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Томск (ТОХМ), 2005; «Мы – Россияне». Томск (ТОХМ), 2008. С. 41; ПЭ «Открытые фонды скульптуры». Томск. ТОХМ

ГУРЬЯНОВ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЗА ТЕХ, КТО НЕ ВЕРНУЛСЯ. 2000
Гранит. В. 58,5
На тыльной стороне у основания подпись: Гурьянов
Пост. в 2007 от автора (Горно-Алтайск) в дар
С-240

БАБЫ (композиция из 2-х частей)
Песчаник. В. 50;.51
Пост. в 2007 от автора (Горно-Алтайск) в дар
С-232-233

ШТАММ НИКОЛАЙ ЛЬВОВИЧ
ВОИН С РЕБЕНКОМ
Глина. В. 22
Пост. в 2001 от творческого объединения московских художников «Владыкино» (Москва)
НВ-1204

ЯСТРЕБЕНЕЦКИЙ ГРИГОРИЙ ДАНИЛОВИЧ
ОФИЦЕРЫ (ОФИЦЕРЫ СОРОК ПЕРВОГО). Из цикла «Никто не забыт, ничто не забыто». 1980
Группа.
Известняк. В.. 105
Пост. из МК РСФСР в 1982
С-111
Выставки: Зональная художественная. Л, 1980. Воспр.: VI республиканская художественная «Советская Россия». М., 1980. С. 160; Героическому подвигу посвящается. Л., 1984. [буклет] С.4.; Мир и война. Томск, 1995. С. 57
Литература: Р.С. Евсеева. Героическому подвигу посвящается. Л., 1984 [буклет]. С. 4;
В. Гусев. Верность избранному пути //Творчество. 1983. № 6. С. 11

 

 

 

 

Каталог подготовлен зав. научно-исследовательским отделом Микуцкой Т.Н., ст.н.с. Бычковой Т.А. и ст.н.с. Станкеевой С.Г. подбор иллюстративного материала ст.н.с. И.Г. Проваленок

 

 


К.Г. Залозный. Портрет Героя Советского Союза Г.Н. Ворошилова

Н.К. Мраморнов. Вид Алтая. Этюд. 1931

В.В. Пославский. Праздник Победы. 1976-1979

В.В. Черемин. Портрет М.М. Нолле. Он делал Катюши. 1985

Н.Г. Котов. Пейзаж с колонной солдат. 1944

Н.Г. Котов. Стрельба из пушки. 1942

Л.А. Острова. Жертвы фашизма. 1943

Л.А. Острова. Плакат Кровь наших детей зовет к мести. 1942

Л.А. Острова. В неволе. Эскиз к картине. 1942

Л.А. Острова. Поединок. 1943

Л.А. Острова. Эскиз к картине Казнь партизанки. Зоя. 1942

А.В. Евтихиев. Земля опаленная. 1963

Р.В. Пантелеева. 22 июня 1941. 1977

Е.В. Плехан. Трое. 1942

Е.В, Плехан. Петр и ганнибал. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина Арап Петра Великого. 1941

Е.В. Плехан. Фашисты пришли. 1942

Н.А. Попов. Нарымское утро. 1940-е

Н.А. Попов. Озеро. 1940-е

Н.А. Попов. Политсатира. 1944

Н.А. Попов. Утро на реке Томи. 1940-е

Н.К. Яковлев. Мама убита. 1945

Н.К, Яковлев. Солдат

Н.К. Яковлев. Автопортрет. 1944

Н.К. Яковлев. Знакомство. 1945

Н.К. Яковлев. Солдат. 1945

Г.А. Заковряшин. Школа радистов. 1943

Н.Г. Игнатовская. Портрет Кочнева с дочерью. 1950-е

В.К. Кудряшев. Сухой паек. 1973

В.М. Мизеров. Фураж фронту. 1942-1943

Г.П. Нагорский. Стог сена зимой. 1933

В.В. Пастухов.Так начиналась жизнь завода. 1988

В.К. Стеценко. Зима. 1942

А.Н. Шафигулин. Портрет друга Бахтина. 1936

М.М. Щеглов. На вулкане. 1940-е

М.М. Щеглов. Плохая бухгалтерия. 1943

Лукин В.И. Подарки на фронт

Мраморнов Н.К. Весна

Мраморнов Н.К. Степановка
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.