Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Забытые имена в истории Томска. Художник А.Н. Внуков.

В публикациях Томского областного краеведческого музея привлекли внимание иллюстрации акварелей А. Внукова. На фоне множества зарисовок Томской архитектуры, выполненных в 1920-х годах, его произведения, часто с введением в городской пейзаж жанровых сценок, несомненно отличаются профессиональным уровнем исполнения. Информация о авторе на этом исчерпывалась.

Среди работ 1920-х, переданных в художественный музей, обнаружена акварель «Церковь» неизвестного автора с плохо читаемой строкой текста на обороте листа. При внимательном изучении полустертой надписи удалось прочитать название «Церковь Георгия на Воробьевке». Благодаря Интернету, определили: церковь – это Калужский храм в честь Воздвижения Креста Господня с приделом великомученика Георгия «на Воробьевке», который был разрушен в 1930-е годы. Описание церкви точно соответствует изображению. В подборке старых фотографий Калуги, мы увидели купола церкви, воспроизведенные на нашей акварели. Буквы фамилии просматривались, но прочитать ее не удалось. Кроме того, кто-то из предшествующих исследователей вытался восстановить читаемые буквы и это окончательно запутало понимание части текста, который являлся его подписью.

В процессе работы над «Хроникой художественной жизни Томска 1920-х годов» удалось найти в ГАТО дело Алексея Николаевича Внукова. Родился он в 1888 году в д. Тарасенково Орловской губернии. Закончил четыре курса Института гражданских инженеров в Петербурге (1906–1910). Это старейшее в России высшее учебное техническое заведение по подготовке инженеров-архитекторов. Работал в Петербурге, Брянске, Тюмени. В Томске жил с 1918 по адресу: улица Солдатская, 38-8. Сейчас уже не понять, с белым или красным потоком его занесло в наш город, но заполняя анкету в графе «партийность», писал «по убеждению – коммунист». Он выиграл конкурс и получил премию за проект «Крестьянской гончарной посуды» и технический проект «Русской печи для крестьянской избы» конкурса промышленного отдела Томского губернского земства в 1919 году. Алексей Николаевич работал техником строительного подотдела государственных сооружений с 20 апреля 1920 года и занимался обследованием дач Городка и Басандайки. Учитывая бесконечные смены наименований учреждений в те годы, можно только предполагать, что они работали вместе с архитектором А.Л. Шиловским. В числе первых художников с 1920 года Внуков сдавал свои акварели с видами старого Томска в секцию ИЗО.

В личном деле из ГАТО привлекла подпись художника с характерным написанием «у», которая в подписи сильно растягивается и воспринимается в фамилии как четвертая буква, а не третья. Этого нет в акварелях, которые автор подписывал кистью чертежным шрифтом. Так проектировщики обычно писали экспликации на чертежах. Подпись художника из анкеты оказалась идентична оборотной надписи на музейной работе. Таким образом, авторство было установлено.

Секция охраны памятников, которая организовала зарисовки старого уходящего Томска в 1920 году, воспринимала их как документ, а не художественное произведение. Некоторые рисунки и акварели закупались, но большая часть сдавалась как секционная работа художников. Каким-то образом среди томских работ оказалась акварель А.Н. Внукова, выполненная в более ранний его творческий период.

Автор статьи  Бычкова Т.А.                                                                      15 ноября 2016 г.

 На фото: ЦЕРКОВЬ ГЕОРГИЯ НА ВОРОБЬЕВКЕ.

Бумага, акварель. 18,6х19. На обороте: А. Внуков. Церковь Георгия на Воробьевке. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда ранее от автора.

Г-2393

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.