Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕРЕМИН. ИЗ СОБРАНИЯ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЧЕРЕМИН.

ИЗ СОБРАНИЯ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

25.09.1926. с. Житниково Челябинской обл. – 28.01.2002, Томск

Павский С.С. . Портрет художника В.В. Черемина. 2000
Павский С.С. Портрет художника В.В. Черемина. 2000

Имя старейшего томского художника Василия Васильевича Черёмина широко известно в Сибири. В 2016 году исполняется 90 лет со дня его рождения. Эта виртуальная выставка посвящена его юбилею. Почти пятьдесят лет связывали его с Томском, городом, ставшим для художника источником и вдохновителем его основных произведений: с 1954 года от постоянно жил в Томске. Для Томска он стал «гением места».

Черёмин окончил с отличием Иркутское художественное училище, где учился у известных сибирских художников С.С. Скопцова, А.П. Крылова, К.А. Грюнберга. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1941–1945). В 1964 году был принят в члены Союза художников СССР.

Его крупные персональные выставки экспонировались в Томске в 1976, 1986, 2002 годах. Он был участником многих крупных выставок в стране и за рубежом (Амьен, Париж), постоянным экспонентом региональных выставок «Сибирь социалистическая» и «Советская Россия». Он рано и заслуженно стал признанным мастером живописи в Сибири. Произведения его хранятся в Томском областном художественном музее, Томском областном краеведческом музее, в музеях Красноярска, Кемерово, Иркутска, Колпашево, с. Подгорного, Дирекции художественных выставок РФ.

Одной из основных тем в творчестве Василия Васильевича являлся томский Север, который художник объехал с этюдником на машинах, вертолетах и просто прошел пешком. Работал на строительстве железной дороги Асино – Белый Яр, у нефтяников Васюганья, Усть-Сельги, Улу-Юла, в Вертикосе, Каргаске. Результатом этих поездок и встреч явились серии рисунков, линогравюр и живописные произведения. Начинал свой творческий путь Василий Васильевич как график, работал в технике линогравюры, офорта, рисунка, иллюстрировал книги. В 1960–1970-х годах его графические работы стали известны: они воспроизводились в художественных журналах и других изданиях, как позднее и его живопись, а «Утро на трассе» и «Васюган, мой Васюган» экспонировались на зарубежных выставках.

Черемин принадлежал к категории художников много работающих с натуры. Изучая Сибирь в бесчисленных творческих поездках, он собрал огромный материал. На базе своих наблюдений он создавал живописные произведения, ставшие, по-своему, знаковыми для томичей («Васюганье», «Станция Улу-Юл», «Городок нефтяников», «Вертикос. Теплый вечер»). В лучших холстах В.В. Черёмин нашел свой язык, свою узнаваемую и отличную от всех томских художников манеру письма.

Особое место в творчестве В.В. Черёмина занимают произведения, посвященные Томску. Они полны эмоциональной теплоты, проникнуты светлым лирическим чувством. Он любил изображать старый город; к сожалению, для томичей, город уходящий. Черемин – единственный в Томске живописец, который сумел сохранить и оставить для памяти потомков красивый деревянный старинный Томск («Старый Томск», «Октябрьский взвоз», «Последний квартал», «Заисток строится», «Февральский день», «Бодрое утро»).

На протяжении своей полувековой творческой жизни В.В. Черёмин всегда много и успешно работал: в живописи, графике. В 1960-х годах он активно сотрудничал с Томским книжным издательством, почти сорок лет по велению души, бескорыстно курировал томский клуб самодеятельных художников, имел своих учеников и последователей. В течение его большой жизни в искусстве Василия Васильевича всегда выделяли скромность, доброжелательность, мудрость, опыт и юношеская свежесть взгляда.

       В октябре 2000 году Василий Васильевич Черёмин за бескорыстное служение и значительный вклад в искусство нашего города стал лауреатом премии фонда П.И. Макушина (Томск). 28 января 2002 года художника не стало. Эта выставка – выставка памяти о благородном и красивом человеке, томиче.

Несомненной заслугой В.В. Черёмина – «гения места», как называют его томичи, стал пейзаж-символ любимого старинного города.

 

Фрагменты из статей о В.В. Черёмине:

Из статьи Н. Амельянчик «Душа, открытая миру. С персональной выставки В.В. Черёмина». Газета «Красное знамя» от 13 января 1987 года.

Мы всегда узнаем на выставках картины этого художника. Они отличаются особой простотой, дышат теплом и человечностью. Василий Васильевич Черёмин не пытается удивить необычностью сюжета, поразить яркостью красок, головоломной композицией. Эта живопись требует спокойного и долгого созерцания. И тогда возникают какие-то обратные токи, и эти, скромные, на первый взгляд, творения надолго завоевывают душу. Задумчивые или радостные, печальные или ясные картины вызывают глубокое чувство сопереживания.

…За тридцать с лишним лет, связанных с Томском, было много поездок – на катере по Оби, и на машине, и вертолетом – в самые дальние уголки томского Севера, ставшие темой и любимым предметом многих произведений. Вертикос, Каргасок, Васюганье – художника влекла сюда жажда новых впечатлений, чувство сопричастности с теми большими делами, что совершают там сильные и мужественные люди…

В начале 1960-х Черемин создает свои линогравюры – «Васюган мой, Васюган», «Утро на трассе», «Краны шагают», «В затоне» и другие. Тогда же появляется серия портретов рабочих-нефтяников Усть-Сильги. …И затерянный среди бескрайней тайги островок буровой («Васюганье»), и заснеженные ряды балков («Городок нефтяников») не меньше говорят нам о живущих здесь людях…

Обаяния его картин, непреходящей ценности природы говорит нам художник в своих работах – будь то тихий северный пейзаж («Вечер в Нарыме»), тусклое серебро и бронза рыбьей чешуи («Язи», «Копченая рыба»)…

И все-таки Черёмин – прежде всего певец Томска. У него особый талант видения – взгляд добрый и чистый. Его работам чужда документальность: отбрасывая все лишнее, художник тщательно выбирает лишь то, что помогает раскрыть характер города, создать нужное настроение. Одна из светлых и праздничных картин – «Переулок Совпартшкольный». В ней, как и в работах «Октябрьский взвоз», «Обруб», «Томская старина», «Весна на Октябрьской», художник снова и внова заставляет нас восхищаться давно знакомыми и привычными местами. Умение показать обыденное, не впадая в банальность, высвободить поэзию – именно в этом секрет обаяния его картин…

Художник старается увидеть что-то свое в тихих улочках и дворах, как бы изнутри угадывая за этими старыми стенами человеческие судьбы («Томск зимний», «Февральский день»). Многое, изображенное Черёминым, уже неузнаваемо изменило свой облик, многое обречено исчезнуть под натиском новостроек, но эти уголки старого Томска останутся в его полотнах. Прорастание новой жизни – волнующая художника тема. Она вызывает не только восхищение стремительным ростом родного города, но и ностальгическую грусть («Заисток строится», «Последний квартал»).

            Неутомимый труженик, Василий Васильевич почти не расстается с этюдником. Нет, кажется, уголка в окрестностях Томска, который бы он не писал. Наброски, этюды помогают сохранить в памяти не только ускользающие краски изменчивой природы, но и особое состояние души. Почти в каждом этюде таится зерно будущей картины. Труд и любовь – вот простые секреты его мастерства. И еще постоянная учеба. «Я всю жизнь учусь, – говорит Василий Васильевич, – Учусь у великих мастеров, у своих товарищей т у своих учеников. (Больше 20 лет занимается Черемин с самодеятельными художниками). Многое помогают понять и книги, и музыка.

            Прожита большая жизнь в искусстве. Но мудрость опыта и свежесть взгляда художника ещё подарят нам новые работы.

 

Выдержки из статьи Нины Петляевой «В мастерского художника звучит музыка». «Газета «Красное знамя» № 80 от 21 марта 1998 года.

Было время, Черёмин изъездил вдоль и поперек не то что Томскую область, почти всю Западную Сибирь. Побывал во многих городах Золотого кольца и в Средней Азии. В местах, о которых писал Павел Бажов.

«Васюганье» – пейзаж по рождению своему удивительный. Василий Васильевич наблюдал его с вертолета. Делал кое-какие черновые наброски, а закончил в мастерской.

«А вот это село называется Вертикос, в переводе с остяцкого – Высокий Яр». И продолжал вспоминать, как …зарисовал первые антенны, едва появившиеся в селе в начале 70–80-х годов…

«Натуралисты в погоне за точностью копирования упустят суть, абстракционисты суть исказят. Художник же должен увидеть то, что есть в действительности, но одновременно увидеть эту действительность так, как видит он сам».

Есть такое интересное выражение у Черёмина – «кусочек правды» или «кусочек жизни». Вся сила творчества в том, чтобы перенести его на холст.

«Томск – это не отдельные церкви и не в одиночку стоящие дома».

Реалистическое восприятие мира, по мысли живописца, привили ему в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, где он после окончания художественного училища в Иркутске учился два года на отделении «история искусств».

Одно имя Василий Васильевич выделял особо – М.А. Врубеля, о его работах говорил увлеченно, с искренним восхищением. Образ неистового демона художник исследовал детально: фона, позы, глаз, скул, волос. По его мнению, демон оживал под кистью Врубеля. «Вот как нужно! Вот оно искусство, – восхищенно говорил Василий Васильевич. – Картина должна говорить сама за себя! Должна звучать…Тога бывают холодные и горячие. Горячие звучат. И необязательно яркие цвета – красный, желтый, оранжевый – создают звук. У Врубеля, если он пишет море, синий звучит. А бывает и красный цвет мертвый».

Отсюда глубокое убеждение Черёмина: «Художник всегда понимает музыку». На концерты ходить удается не всегда. Но в углу мастерской стоит старенький проигрыватель, а в ящике напротив громоздятся грампластинки. Разные и очень много.

 

Вступительная статья Т. Кузнецовой к каталогу персональной выставки произведений Василия Черемина к 60-летию со дня рождения. 1986 год. Изд-во «РИО».

            Около 35 лет творческой работы связывают В.В. Черемина с Томском. Художник формировался одновременно с ростом и становлением областной организации художников. Вместе с тем мы легко узнаем по манере и общему характеру произведений его пейзажи Томска, графические листы, портреты. В результате долгой и упорной работы в различных видах творчества достигнута эта индивидуальность, узнаваемость сделанного художником, найдено свое место в ряду мастеров искусства Томска.

            В.В. Черёмин родился в Курганской обл., окончил с отличием Иркутское художественное училище, после чего в течение трех лет вел рисование в средней школе. С середины 1950-х годов он постоянно живет в Томске, работает творчески, показывает свои произведения на областных выставках. На первых порах это были пейзажные и портретные этюды. Как и многие живописцы того времени он брался за сюжетно-тематическую картину, примером тому служат «В детской музыкальной школе», «Заморский гость».

            …В период 1960-х годов художники много ездили по области. Эти поездки расширили жизненный кругозор художника. В такой обстановке были созданы графические листы, принесшие успех на зональных, республиканских и зарубежных выставках. Не случайно и обращение В.В. Черёмина к линогравюре…участие в работе семинара графиков Сибири дало возможность изучить её специфику и выразительные возможности. В первых листах, таких как «Лесоперевалка», «В затоне», еще нет свободного владения техникой линогравюры.

            Черёмин принадлежит к категории живописцев много работающих с натуры. Изучая свой край в творческих поездах, он собрал огромный материал: рисунки, этюды, наброски. На таком материале созданы произведения о томском Севере. Среди них: «У диспетчерской», «Городок нефтяников», «Теплый вечер. Вертикос», «Вертикос». С наибольшей силой образности, в более емкой форме художнику удалось воплотить свои впечатления от севера в картине «Васюганье», ставшей этапным произведением.

            Но темой в большей степени, определившей его творческое лицо, стала тема Томска. На протяжении многих лет рисует и пишет он старые деревянные дома, новые постройки, центральные улицы и безлюдные окраины. Отличительной чертой этих изображений является очень точная достоверная передача облика старинной архитектуры. На них легко узнать и то, что ушло от нас под влиянием различных обстоятельств.

            Ясный, спокойный эмоциональный настрой отличает большинство произведений, посвященных Томску. Даже изображая то, как обветшалые старые постройки постепенно сменяются новыми кварталами («Последний квартал»). В.В. Черёмин не ищет в этом только драматический эффект, не заостряет внимание на моментах умирания, разрушения, а скорее находит положительные гармонические начала, отвечающие характеру Томска.

            На протяжении своей творческой жизни художник сильно менялся. Ведь за плечами большой опыт работы в различных видах и жанрах искусства: в живописи и графике, пейзаже и портрете, картине и натюрморте, сотрудничество с Томским книжным издательством.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.В. ЧЕРЁМИНА ИЗ СОБРАНИЯ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Живопись

*В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 1957.

Холст, масло. 62х84. Слева внизу: В. Черемин 57

Ж-646

*ЦЫГАНКИ. ЭТЮД. 1958

Картон, масло. 44,5х60,2. На обороте: В дар Томскому Краеведческому музею – В. Черемин 12/XII-1958 г. Этюд написан на творческой даче «Горячий ключ» (Кубань. Краснодарский край)

Ж-1645

*ЗАМОРСКИЙ ГОСТЬ. 1959–1960

Холст, масло. 76х97,5. Справа внизу: В Черемин. На обороте: г. Томск Черемин

Ж-110

*ПОРТРЕТ РЕВОЛЮЦИОНЕРА Н.К. ГОРБУНОВА. До 1967

Холст, масло. 80х95

Ж-562

*СТАНЦИЯ УЛУ-ЮЛ. 1967–1970

Холст, масло. 80х88. Справа внизу: В. Черемин 67. На обороте: В. Черемин Ст. Улу-Юл 1970

Ж-111

*УГОЛОК СТАРОГО ТОМСКА (СТАРЫЙ ТОМСК). 1969

Картон, масло. 56х102. Справа внизу: В. Черемин 69. На обороте: Старый Томск В.В. Черемин

Ж-649

*ОБСКОЙ ЭТЮД. 1960-е

Картон, масло. 26.5х45,5. На обороте: Черемин В.В. «Обской этюд»

Ж-1198

*Пост. в 1982 из ТОКМ

ТИХАЯ ГРУСТЬ. 1960-е

Холст, масло. 53х67. На обороте: В дар художественному музею Томска Вас. Вас. Черемин. Пост. в 1988 в дар от автора (Томск)

Ж-631

*КОНЕЦ НАВИГАЦИИ. ПЕРВЫЙ СНЕГ. 1973

Холст, темпера. 92х98. Справа внизу: В. Чер… 73. На обороте: «Первый снег. Конец навигации» 1973

Ж-109

*ПЕРВЫЙ СНЕГ. 1973

Холст, масло. 98х70. На обороте: Черемин

Ж-560

*ПОСЛЕДНИЙ КВАРТАЛ. 1974

Холст, масло. 110х120. На обороте: «Последний квартал» В. Черемин г. Томск

Ж-108

*ВЕРТИКОС. ТЕПЛЫЙ ВЕЧЕР. 1974–1975

Холст, масло. 85х125. Слева внизу: В. Черемин 75. На обороте: Вертикос Теплый вечер В. Черемин 1974

Ж-547

*ГОРОДОК НЕФТЯНИКОВ. 1975

Холст, масло. 97х150. На обороте: Городок нефтяников В.В. Черемин г. Томск 1975

Ж-1195

*Пост. в 1982 из ТОКМ

БОДРОЕ УТРО. 1975

ДВП, темпера, гуашь. 93х96. Пост. в 1989 из УК ТО

Ж-112

ВЕРТИКОС. 1975

Холст, масло. 150х115. Слева внизу: В. Черемин 75. На обороте: В.В. Черемин 1926 г. Вертикос. Пост. в 1990 от автора (Томск)

Ж-1617

ЗАИСТОК СТРОИТСЯ. 1978–1979

Холст, масло. 98х140. Справа внизу: В. Черемин 78–79. На обороте: «Заисток строится» В Черемин г. Томск 1978. Пост. в 1980 в дар от автора (Томск)

Ж-561

ВАСЮГАНЬЕ. 1980–1981

Холст, масло. 120х150. На обороте: Черемин В.В.1926 Васюганье г. Томск 1981. Пост. в 1983 от автора (Томск)

Ж-633

*НАТЮРМОРТ. КОПЧЕНАЯ РЫБА. 1981

Холст, масло. 65х73. На обороте: Натюрморт. Копченая рыба. 1981

Ж-460

*В ДЕКАБРЕ. 1982

Холст, масло. 50х73. Справа внизу: В. Черемин. На обороте: В декабре В. Черемин Томск 82

Ж-648

*Пост. в 1987 из УК ТО

ФЕВРАЛЬСКИЙ ДЕНЬ. 1982

Холст, масло. 59х70. Слева внизу: В. Чере…82. На обороте: Томск Февральский день В. Черемин 1982. Пост. в 1986 из СХ РСФСР

Ж-632

ТОМСК. ОКТЯБРЬСКИЙ ВЗВОЗ. 1982–1984

Холст, масло. 80х115. Пост. в 1986 из СХ РСФСР

Ж-559

ПОРТРЕТ М.М. НОЛЛЕ. ОН ДЕЛАЛ «КАТЮШИ». 1985

Холст, масло. 80х97. Слева внизу: В. Черемин 85. Пост. в 1987 от автора (Томск)

Ж-563

ТОМСК. ОБРУБ. 1985

Холст, масло. 80х120. Справа внизу: В. Чере… 85. На обороте: Томск. Обруб 1985 В. Черемин Томск. Пост. в 1986 из СХ РСФСР

Ж-647

ИРИНА. 1986

Холст, масло. 90х70. На обороте: Ирина / 1986/ холст, масло/ 90х70. Пост. в дар в 2007 от Р.Л. Нечаева (Томск)

Ж-2098

ТОМСК. РАСКАТ. 1988–1991

Холст, масло. 75х120. На обороте: 197 «Томск. Раскат» х/м / 75х120 1988-1991 В. Черемин. Пост. в 2009 от С.Н. Мадюжина (Томск)

Ж-2125

 

Графика

*ГУБАЧЕВ ВЛАДИМИР – ВЕРХОВОЙ РАБОЧИЙ Р-19. 1966

Бумага, карандаш. 46х35,5. Справа внизу: Губачев Владимир верховой рабочий. На обороте: Володя Губин. Р-19

Г-745

*НОВЫЕ ЛОДКИ. 1969

Картон, гуашь. 37.0х80.0. На обороте: Новые лодки / Черемин В.В. / Томск, наклейка ХФ

Г-1059

*ОБЛАСКИ. 1969

Картон, гуашь. 50х80. На обороте: Обласки / В. Черемин / Томск, наклейки выставкома СХ и художественного фонда 1973 года

Г-748

*ХОЛОДНЫЙ ДЕНЬ (ТОГУР. СКЛАДЫ). 1969

Бумага, гуашь. 32х65. На обороте: Тогур. Склады, наклейка ХФ 1973: Черемин В.В. Холодный день

Г-260

*ПОРТРЕТ КОРКИНОВОЙ. 1960-е

Бумага, соус. 52х46. На обороте: Портрет Коркиновой

Г-746

*Пост. в 1982 из ТОКМ, куда от автора (Томск)

 

Материал подготовлен Т.Н. Микуцкой


Бодрое утро. 1975

В декабре. 1982

Васюганье. 1980-1981.

Вертикос. 1975

Заисток строится. 1978-1979

Портрет М.М. Нолле. 1985.

Последний квартал. 1974.

Старый Томск. 1969

Томск. Обруб. 1985

Томск. Октябрьский взвоз. 1982-1984.
  
Поделиться с друзьями:
Павский С.С. . Портрет...
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.