Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06

Суббота всех святых. Шестоднев

С начала XVII столетия одним из самых известных иконописных центров  оказывается Палех, «богоспасаемая слобода» во Владимирской губернии. К середине XVIII века в Палехе появляются первые иконописные мастерские Сафоновых, и Белоусовых. В конце XVIII – начале XIX столетий в иконописный промысел включаются   целые семьи-династии, ставшие впоследствии знаменитыми «на весь христианский мир» - Корины, Хохловы, Париловы. К середине XIX века боле тысячи палешан занимались иконописанием, служили подмастерьями или обучались в иконописных школах. К этому времени дорогие иконы палехского письма пользовались особым спросом в России, их высоко ценили и в Сибири.
Палешане считали себя наследниками строгановских мастеров и создавали образы, которые выделялись тонким рисунком, декоративностью и изысканностью цвета. Мастерские Палеха работали в разных манерах и стилях. В «сафоновской» и «коринской» главным для «художества» оставался древний иконописный канон. В ряде других «заведениях» масляными красками создавались востребованные образы "фряжского" письма, а также иконы в традициях западно-европейского барокко или академической светской живописи. Часто мастер оставлял свою подпись на работе, эти иконы именуются авторскими.
В собрании Томского художественного музея числится храмовая икона «Воскресение Христово. Сошествие во ад», представленная в экспозиции. Ее в середине XIX столетия заказал в одной из палехских мастерских Томский архиерейский дом. Этот образ, раскрывающий в сюжетах своих клейм великий спасительный смысл искупительной жертвы Христа, пребывал в архиерейской Крестовоздвиженской церкви. 
Список икон из Палеха в экспозиции Томского музея продолжает «Суббота всех святых» или «Шестоднев»,  являющая столь же блистательную живописную манеру, очень сходную с образным языком «Воскресения Христова». 
Известно несколько очень похожих друг на друга иконописных памятников этого редчайшего сюжета, находящихся в Государственной Третьяковской галерее,   Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и в коллекции Хорста Вейбера (ФРГ). Два образа являются подписными, их автор палехский мастер Василий Иванович Хохлов. Все иконы хохловского «Шестоднева», написанные в 1810-е годы, считаются первоклассными, вошедшими в плеяду лучших, в целом созданных в Палехе. 
Томский  памятник, как и другие иконы этого сюжета письма Хохлова отличает блестящее композиционное мастерство, колористическое богатство, точный «мелочный» рисунок и виртуозное вохрение плавями мельчайших ликов. Все эти образы «созданы как под копирку», немного различаясь в составе изображенных святых.
Однако на иконе Томского музея не сохранилась подпись мастера. Дело в том, что во  всех четырех памятниках подпись художника располагается по краю иконы под клеймом «Убиение царевича  Дмитрия московского»,  как, например, на иконе из ГТГ:  «Написася сей святый образ от Миротворения 7321 года, от воплощения Бога Слова 1813 года, писал иконописец села Палеха Василий Иванов Хохлов». (Буквенные литеры заменены на цифры.) В случае с нашим памятником, по аналогии, возможно предположить, что художник оставил свою подпись под этим же клеймом. Однако именно на месте подписи утрачен большой фрагмент живописи вместе с левкасом и рядом с утратой затерт красочный слой. В любом случае, все стилистические признаки и техника письма отчетливо указывают на принадлежность иконы, если не авторству самого В.И. Хохлова, то к его мастерской.
Композиция иконы под названием «Шестоднев», известна с XVI столетия и существует в двух главных вариантах. Это изображение шести клейм с фигурой Саваофа, иллюстрирующих сотворение мира, в другом варианте шесть дней недели, «Шестоднев», отождествляются с шестью христианскими праздникам. В томской иконе «Шестоднев» или «Суббота всех святых» объединены оба варианта. 
Сложная композиция средника образа предлагает несколько сюжетов. Клейма, окружающие центральную часть средника включают праздники церковной «Седьмицы», когда каждый день недели посвящен евангельскому событию (слева-направо, сверху-вниз):  воскресенье – «Воскресение Христово. Сошествие во ад», понедельник – «Собор Архистратига Михаила и всех Сил небесных», вторник – «Усекновение главы Иоанна Предтечи»,  среда – «Благовещение Пресвятой Богородицы», четверг – «Омовение ног апостолов на Тайной Вечере»,  пятница – «Распятие Иисуса Христа». В нижних рядах средника, представляющих субботу, показаны все святые Православной Церкви - «Суббота всех святых», «лик всех святых»: апостолов, святителей, архидиаконов, мучеников и мучениц, святых царей и цариц,  блаженных и юродивых, отроков и «святых младенец, Христа ради избиенных в Вифлееме Иудейстем». На нимбах у стоящих в первых рядах святых различимы  мельчайшие надписи с их именами.
Центральная часть средника (сверху вниз) представляет шесть маленьких квадратов, шесть дней творения в поясном образе Бога Саваофа, простирающего обе руки своим созданиям, также символизирующих «Шестоднев». Ниже Саваоф представлен в окружении сияния «славы» и сонма ангелов. Под Ним показан «Деисис» (молитва) - Вседержитель на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, окруженные ангельскими чинами. Еще ниже сотворение Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из рая. 
В угловых клеймах иконы представлены четыре евангелиста. 


В центре верхнего ряда клейм помещено изображение Евхаристии:  «Агнец Божий», лежащий на престоле в дискосе, окруженный «Силами небесными. В нижнем ряду изображен сюжет убиения царевича Дмитрия в трех сценах: посредине показан выход царевича на прогулку, слева - убиение, справа - оплакивание.
Порядок клейм на полях:   
  Евангелист   Марк
 Григорий Богослов, Василий Великий
    Агнец на дискосе 
    Иоанн Златоуст, Иаков брат Божий
    Евангелист Матфей
    Митрополиты московские  Петр и Алексий 
Митрополиты московские Иона и Филипп 
    Иаков и Леонтий Ростовские
   Исайя и  Игнатий  Ростовские
    Феодосий и Антоний Печерские
    Макарий Желтоводский и Иоанникий Великий
Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский  
    Григорий Декаполит и Прохор Печерский
    Антоний Великий и Иоанн Дамаскин.
    Евангелист Иоанн Богослов 
    Блаженные Василий и Максим 
     «Убиение святого  князя  Димитрия царевича»
  Блаженные Иоанн и Исидор    
Евангелист Лука 

Наша икона создана яичной темперой по паволоке и левкасу. Письмо миниатюрное, клейма по  полям разграничены золотыми полосами. Нимбы выложены листовым золотом. Одеяния также написаны золотом, но твореным. Фоны клейм голубые, розовые и чуть желтоватые, поземы темно-коричневые.
В настоящее время в Палехе возобновляется работа иконописных мастерских. Известна мастерская, продолжателей семейной иконописной традиции Вадима и Ольги Париловых, мастерские Олега Духанина и Юрия Федорова. 

И.А. Евтихиева

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.