Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К юбилею французского гравера Жака Калло

К юбилею французского гравера Жака Калло  (1592–1635)

Творчество известного гравера и рисовальщика Жака Калло, творившего в первой трети XVII века, значительное явление в искусстве не только Франции, но всей Западной Европы. Впервые французская гравюра выдвинула художника с мировым именем, который начинает плеяду мастеров Нового времени.

Произведения Калло хорошо представлены в собраниях нашей страны. Из полного собрания гравюр, насчитывающего примерно 1400 листов, в Эрмитаже отсутствует лишь несколько и то не первостепенного значения. В нем хранится и самая крупная в мире коллекция рисунков (850 работ), не вызывающая сомнений в таланте блестящего рисовальщика. Большое собрание его гравюр сосредоточено в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Отдельные гравюры мастера входят в графические коллекции других отечественных музеев. Томский художественный музей в их числе. Он располагает 6 гравюрами из известных серий.

Одной из популярных является серия "Цыгане", которая состоит из четырех листов. Это многофигурные композиции, сопровождаемые дистихами анонимного автора. Каждая сцена самостоятельна по сюжету и посвящена повседневной жизни, быту этого кочевого народа с самобытными традициями и обычаями.

Эта серия гравюр издавна привлекала к себе внимание исследователей и ценителей творчества Калло. С ней связан легендарный эпизод из жизни мастера, описанный ранними биографами. Фелибьер первым поведал историю о том, как юный Жак в возрасте 11–12 лет, увлекшись рассказами о далекой чудесной стране Италии, решился на побег в заветные края с табором, направлявшимся из Нанси во Флоренцию. Вряд ли эту историю следует считать достоверной - во всяком случае документальных подтверждений нет, тем  не менее эта романтическая история довольно долго занимала знатоков и  биографов художника. Она стала частью творчества, так как способствовала истолкованию сюжета. Возможно, рожденная в богатом детском воображении, она осталась в памяти или была создана после смерти художника на основе известного сюжета.

Не до конца решенным остается вопрос о времени создания "Цыган". Серия не датирована, как и многие другие. Не вызывает разногласий факт, что листы награвированы после пребывания художника в Италии и скорее всего опубликованы  в 1630–1631, когда Калло стал отдавать свои гравюры для печати  своему парижскому издателю Израэлю  Анрис.

Открытым остается вопрос  о героях Калло. Серия имеет несколько названий. "Цыгане" – лишь одно из них, наиболее распространенное. Наряду с ним встречается "Египтяне", "Путь цыган" и др. Это объясняется тем, что в XVII веке слово "цыгане" было синонимом слова "египтяне".

Обращает на себя внимание и то, что для представителей бедного кочующего племени они хорошо вооружены. Мужчины несут копья, пики, у некоторых самое лучшее для семнадцатого века оружие - мушкеты. В серии "Бедствия войны" этим оружием они будут расправляться со своими жертвами. Неправомерность этого оружия у цыган подтверждается историческими материалами. Во времена Калло простую шпагу разрешалось носить только дворянину, нарушители, например буржуа, заключались в тюрьму. Цыган в эти годы преследовали, архивы Лотарингии полны свидетельств об их жестоких наказаниях. Скорее всего  в условиях Тридцатилетней войны цыгане оказались нужны для внешнего оформления сюжета. По сути дела Калло говорил о трагических для его страны событиях, свидетелем которых он был.

Серия из четырех листов не пронумерована. В коллекции Томского музея – два из них.

Фризообразная композиция "Авангарда" повествует о  бродячей жизни цыган и полна занимательных деталей. Действие медленно двигающегося по дороге табор с всадниками, возглавляющими уверенно сидящих на тощих лошадях женщин с детьми, разворачивается слева направо. В верхней части дано двустишие, которое назидательно и раскрывает смысл сцены. В нем с легким юмором автор вступает в диалог со зрителем: " Не разряженные ли это в пух и прах послы, отправившиеся колесить по чужим краям?".

Другая сторона жизни кочующего племени раскрывается в листе "Приготовление к пиршеству", самом проникновенном листе серии. Расположившись группами по кругу  вокруг костра, они заняты приготовлением и ожиданием  ужина. Каждый из них является неотъемлемой частью сообщества. Созданные типы цыган отличаются меткостью характеристик и жизненной убедительностью. 

В серии "Цыгане" Калло подступает в теме войны, что найдет достойное завершение в серии "Большие бедствия войны", в которой всесторонне раскрываются последствия этого общественного бедствия. В листе "Грабеж на большой дороге" дана картину насилия и бесчинств, творимых солдатами ради наживы. В листе "Дыба" изображена сцена казни на городской площади. Лист "Сражение" дополняет суровые реалии эпохи, которые переживали современники художника.

Еще одна гравюра  Калло, хранящаяся в нашей коллекции, является иллюстрацией к поэме Анри Эмбера "Битва у барьера",  которая посвящена представлению в Нанси. Оно было дано в герцогском дворце в честь возвращения из изгнания герцоговины де Шеврез. По обычаю того времени празднество сопровождалось состязаниями, включавшими в себя инсценировки-интермедии по мотивам античной мифологии. Исполненные  на отдельных листах гравюры дополнялись поэтическим текстом и служили своего рода афишами. На них были изображены торжественные выезды персонажей. На листе из коллекции томского музея изображено шествие господ де Вронкур, Тийон и Маримон.

Жак Калло был прирожденный график. Линии в его работах отличаются чистотой и разнообразием. Фигуры художник моделирует четко проведенными гибкими, преимущественно параллельными вертикальными линиями, которые следуют форме, утолщаясь и сгущаясь в тенях. Только в глубоких тенях он обращается к перекрестной штриховке, поэтому лучшие его работы имеют светлый серебристый тон. Мастерски Калло изображает дали, набрасывая на заключительном этапе резцом крошечные фигуры, здания, деревья тончайшими, почти неуловимыми для глаза линиями.

Высокие художественные результаты художника связаны с находками в чисто технической области офорта. Он одним из первых обратился к многократному травлению доски, что существенно расширило выразительные возможности офорта.  Этому способствовало и применение твердого или флорентийского лака, что позволило делать линии любой толщины  и на любом расстоянии друг от друга.  Он впервые использовал иглы резцы разных калибров, что также делало успешным воплощение замысла. 

Материал подготовлен Л. Овчинниковой (текст), С. Станкеевой (иллюстрации)


Авангард. Изсерии "Цыгане"

Приготовление к пиршеству. Из серии "Цыгане"

Грабеж на большой дороге. Из серии "Большие бедствия войны"

Дыба. Из серии "Большие бедствия войны"

Сражение. Из серии "Большие бедствия войны"

Шествие господ де ВронкурТийон и Маримон. Из серии иллюстраций к поэме Анри Эмбера "Битва у барьера"
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.