Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 110-летию со дня рождения талантливого художника Прейсса Юргиса Ионасовича
Интересно, найдется ли в Томске хоть один человек, кто вспомнил бы художника Прейсса Юргиса Ионасовича, жившего в нашем городе с 1943 по 1956. Выпусник Кенингсберской академии художеств, владевший пятью языками и объехавший всю Европу, он оказался в Томске в не самый лучший период его жизни.

ПРЕЙСС ЮРГИС ИОНАСОВИЧ (ГАНС РИХАРД, 1.09.1904, Кенигсберг (Восточная Пруссия) – 2.02.1984, Кемерово.

Живописец. График. Учился в Кенигсбергской академии художеств (1925–1930) у Р. Прейфера. Участник выставок с 1923. Член Союза Художников с 1946. Жил и работал в Томске (1943–1956), в Кемерово с 1956.

Персональные выставки: Париж, 1937; Кемерово, 1974 (совместно с Р.Г. Бергом), 1980, 1984, 1990 (совместно с Р.Г. Бергом); Калининград, 1993; Люнебург (Германия), 1996.

В 1939, приняв подданство СССР, он поселился в Москве, но в начале войны, как лицо немецкой национальности, был выслан в Сибирь и оказался вместе с женой в лагере для интернированных. Неизвестно как, но через два месяц члены Коминтерна (еще со времен его руководства Эрнестом Тельманом) и зарубежные агенты внешней советской разведки Юргис Прейсс и Гертруда Геннис были освобождены. Но время было военное и никакие заслуги не могли дать полной свободы. Два года они прожили в поселке Ояш Новосибирской области, в ожидании разрешения на проживание в Томске, а через год Гертруда умерла от туберкулеза. Юргис Ионасович женился на преподавателе Томского мединститута Евгении Ивановне Гонтарь-Замотринской. В эти годы Юргис Ионасович Прейсс становится членом Союза художников, выставляет работы на выставках, но в целом, не выделяется на фоне художественной жизни города, несмотря на прекрасное образование. В Томске он не сблизился ни с кем из художественной среды.

Юргис Ионасович в своей жизни был трижды женат и всегда на ярких и сильных женщинах, которые оказали большое влияние на его судьбу. С первой женой он стал коммунистом и разведчиком. Это было время больших надежд в их жизни. Они много путешествовали. В Париже Прейсс провел свою первую персональную выставку. Вероятно, творческая профессия была своего рода прикрытием для молодых чекистов. Кроме того, нужно помнить, что это было время вынужденной ссылки. В послевоенные годы он зарабатывал на жизнь анатомическими атласами для кафедры анатомии Томского мединститута, возглавляемой его женой, и писал заказные портреты. Все это сказалось на творчестве, которое уходит на второй план. Сам Прейсс эти годы называл «вырванными из искусства». В 1956 Евгения Ивановна уезжает открывать Кемеровский медицинский институт, и Прейсс покидает Томск навсегда.

Он проживет в Кемерово до 1984, еще раз овдовеет и женится в третий раз. Это будет период более спокойный и творчески более активный. Об этом периоде его жизни много написано кемеровскими исследователями.

Несмотря на сложную судьбу и многократные переезды, художнику удалось сохранить свои произведения, созданные в разные годы жизни. Возможно, его работы томского периода остались в городе, в частных коллекциях преподавателей медицинского института или друзей и соседей их семьи, но все представленные на выставке, поступили в коллекцию музея из Кемерово, из его творческого наследия, от Людмилы Алексеевны Бирюковой, дочери его последней жены Любови Ивановны Бирюковой.

ЖИВОПИСЬ

ЖЕНЩИНА В ЖЕЛТОМ. 1936
Картон, масло. 55х38,5. На обороте: 6.VI.36. Пост. в 1989 от Л.А. Бирюковой (Кемерово), наследницы художника
Ж-1078

НАТЮРМОРТ С ПАМЕЛОС. 1939
Картон, масло. 47х54. Справа внизу: II/39. На обороте: II 36. Пост. в 1989 от Л.А. Бирюковой (Кемерово), наследницы художника
Ж-1077

ГЕНЯ. 1939
Холст на картоне, масло. 68х56,5. На обороте: Прейсс Геня IX.39; наклейка: Bildnis Genja/ OI/ Leinwand, sptember 1939/ Privatbestz Kemerowo/ Eine der stilistigch am weitesrers entwickelten Arbeiten des Malers Aus seiner, wie er spater sllbst / befand «besten Zeit». Пост. в 2004 в дар от Л.А. Бирюковой (Кемерово), наследницы художника
Ж-1990

БАСАНДАЙКА. 1957
Картон, масло. 34,7х50. Справа внизу: август 1957 Басандайка. Пост. в 2004 в дар от Л.А. Бирюковой (Кемерово), наследницы художника
Ж-1991

АВТОПОРТРЕТ. 1961
Картон, масло. 49,8х35. Справа внизу: 22 Х 61. Пост. в 1989 от Л.А. Бирюковой (Кемерово), наследницы художника
Ж-1079

АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. 1980–1981
Холст, масло. 42х30. Пост. в 1989 от Л.А. Бирюковой (Кемерово), наследницы художника
Ж-1076

ГРАФИКА

ОБНАЖЕННАЯ. 1939
Бумага, карандаш. 45х34. Справа внизу: Ю.П. / 1939. Пост. в 2005 в дар от Л.А. Бирюковой наследницы художника (Кемерово),
Г-3814

НАТЮРМОРТ. ЯБЛОКИ И НОЖ. 1946
Бумага, гризайль. 31,8х40. Справа внизу: 1/I.46. На обороте: Томск. Пост. в 2005 в дар от Л.А. Бирюковой наследницы художника (Кемерово).
Г-3812

ПОРТРЕТ ЖЕНЫ. 1958
Бумага, тушь. 34,7х30,7. Справа внизу: 958. Пост. в 2005 в дар от Л.А. Бирюковой, наследницы художника (Кемерово)
Г-3810

АВТОПОРТРЕТ. 1964
Бумага, карандаш. 41,5х29,5. Справа внизу: 20.VII.64. Пост. в 2005 в дар от Л.А. Бирюковой, наследницы художника (Кемерово)
Г-3811

НАТЮРМОРТ С ХУРМОЙ. 1980
Бумага, пастель. 28х37,5. Справа внизу: 6.XII.80. Пост. в 2005 в дар от Л.А. Бирюковой, наследницы художника (Кемерово)
Г-3813
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.