Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 105 лет портрету знакомой И.Е. Репина, написанному в Томске

В майские дни 1912 года в Томске С.М. Прохоровым написан портрет девушки – близкой знакомой и модели И.Е. Репина.

   Долгие годы портрет девушки с букетами сибирских первоцветов: кандыков и примул как изображение некой Федоровой хранился в Томском краеведческом музее. Имя героини и историю портрета нам удалось установить вначале 1990-х годах уже в его бытность в Томском областном художественном музее [1]. А началась разворачиваться эта история благодаря легенде, услышанной в разговоре со знатоком музыкальной истории Томска С.П. Вавиловым, о том что в Томске, возможно, где-то еще хранится портрет кисти И.Е. Репина, на котором изображена Мария Альбертовна Федорова – певица, музыкальный педагог, жившая в Томске в 1910–1940-х годах. Сразу возникла мысль, не является ли наш портрет изображением Марии Альбертовны. Предположение не беспочвенное, потому что автором портрета был ученик И.Е. Репина.

   Ученик И.Е. Репина. Семен Маркович Прохоров родился 1873 году в Малоярославце в семье ткачей. В конце 1870-х его отдали в Москве в ученье к художнику-реставратору. С 1900 году учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а закончив его в 1904 г., сразу поступил в Академию художеств. Его учителями стали такие выдающиеся педагоги, как П.П. Чистяков и И.Е. Репин. Знакомство с Репиным и обучение в его мастерской Прохоров назовет величайшим событием своей жизни. Вернувшись из летней заграничной пенсионерской поездки 1910 году, профинансированной Академией художеств для совершенствования в профессии одного из лучших выпускников, Семен Прохоров получил от И.Е.Репина предложение поехать в Томск руководителем классов рисования и живописи. Репин рекомендовал его Томскому обществу любителей художеств как «человека деятельного, любящего искусство, ценящего время». Напутствуя ученика, И.Е.Репин написал ему на своем фотографическом портрете: «Семену Марковичу Прохорову. В добрый час начать большое художественное дело в отдаленном крае» [2].

С.М. Прохоров в Томске. Семен Маркович прожил в Томске около трех лет, за это недолгое время он успел не только оправдать надежды учителя, но и заслужить любовь и уважение  многочисленных учеников, коллег и публики, интересовавшейся искусством, оставить значительный след в художественной жизни города.

   Прохоров, как и намеревался, отправляясь в Сибирь, много работал здесь творчески. К сожалению, сегодня мы можем составить представление о сибирском периоде творчества Семена Марковича только по отзывам в прессе того времени и трем работам, сохранившимся в Томске, среди которых портрет Федоровой.

   Через год после приезда в Томск, в октябре 1911 года, художник познакомил томичей со своим творчеством, устроив в городе персональную выставку, где показал 176 произведений. Масштаб дарования Прохорова-художника поразил как любителей живописи, так и собратьев по творчеству. Художник предстал на выставке зрелым мастером, успешно работающим в различных жанрах, он продемонстрировал великолепное владение техникой масляной и акварельной живописи, рисунка. Особый интерес зрителей вызвали портреты М. Горького, М. Андреевой, Г. Потанина и томского предпринимателя И. Фуксмана. Всех поразил пленэрный портрет Горького (хранится в Харьковском историческом музее), написанный на Капри и в наше время включаемый в число лучших работ художника.

   На выставке был показан и портрет m-ll Федоровой. Ни в каталоге выставки, ни в описаниях портрета, обнаруженных в отзывах прессы, ни на самом холсте не было указаний на имя героини. Однако небольшое описание портрета в газете не оставило сомнения, что описан именно портрет, принадлежащий музею.

   И.Е. Репин и Федоровы. Поскольку публикаций о Прохорове крайне мало, поиск имени нашей героини начался с проработки литературы о И.Е. Репине. В опубликованных письмах Репина встретилось несколько упоминаний о Федоровой. Из Куоккалы он пишет в 1906 году: «… здесь живет некая певица Мария Альбертовна Федорова, которая иногда поет нам Мусоргского и Даргомыжского», « семейство Федоровых, которое вы встречали у нас» [3]. В письме В.Стасова в 1905 году есть строки о том, что Репин писал в день своего рождения его портрет, а «M-me Федорова пела много романсов… тут же». Нашлась и опубликованная фотография 1910 года, на которой среди гостей в репинских «Пенатах» запечатлены Мария Альбертовна Федорова и ее дочь [4]. Так стало ясно, что с 1904 по 1910 год Федоровы бывали частыми гостями в «Пенатах».

   С.М. Прохоров и Федоровы. Прохоров, посещавший «Пенаты», мог познакомиться там с матерью и дочерью Федоровыми. Знакомство продолжилось в Томске, автор портрета и модель волею судьбы оказались в Томске в один и тот же год. Муж и отец семейства Федоровых Адольф Федорович получил должность директора Томского реального училища. Прохоров пишет Репину из Томска о «милых Федоровых», вспоминающих Куоккалу, передающих приветы». Сам он часто бывает у них: «… Господа Федоровы вам земно кланяются. У нас бывают «среды» с музыкой и пением в честь ваших «сред» [5]. Вероятно, на вечерах у Федоровых собиралось значительное интеллектуальное общество. Так Г.Н. Потанин сообщал в письме 1911 года, что « в среду был на журфиксах у Федоровых с 9 часов до 12 1/4 часов [6].

   Итак, она звалась…? Имя девушки в публикациях не указывалось. Разгадать загадку помогло письмо к великолепному знатоку жизни Репина в «Пенатах» Кириллиной Е.В. и личная встреча с ней в удивительной атмосфере этого репинского музея. Наш поиск заинтересовал Елену Владимировну. Своими исследованиями Елена Владимирова доказала, что на виртуозном рисунке пианистки за роялем, воспроизводимом во всех репинских альбомах изображена Мария Альбертовна. Оказалось, что И.Е. Репин неоднократно писал М.А. Федоровну и ее дочь, которую звали Верой.

   Имя девушки было установлено ею по подписям в специальном альбоме, где расписывались все гости «Пенат»: «Вера», «Wera F.», «W. Fedorow». Е.В. Кириллина рассказала, что Вера на одной из «сред» в «Пенатах» произносила речь, приветствуя Илью Ефимовича от имени молодого поколения.

   Портрет Веры Федоровой, как сообщила Кириллина, был среди рисунков И.Е. Репина в альбоме Н.Б. Нордман 1906–1911 годов, экспонировавшемся в Риме. Нынешнее местонахождение этого портрета неизвестно. Только на фотографии 1910 года можно увидеть этюдное изображение Веры в белом платье стиля ампир. Этюд писался для картины «Пушкин на лицейском экзамене».

   Для атрибуции томского портрета Федоровой наибольшую ценность представляла информация Кириллиной о фотографиях Федоровых в фотоархиве «Пенат», хранящемся в Академии художеств. В большом фотоархиве «Пенат» есть несколько фотографий, заинтересовавших наc [7]. На нескольких Мария Альбертовна и Вера среди гостей или за музыкальными инструментами.  Знакомство с двумя фотографиями Веры, позирующей великому русскому живописцу в его мастерской, послужили убедительным аргументом в правильности нашей версии об имени героини портрета.

   Портрет приобрел имя и историю. Через несколько лет после установления героини прохоровского портрета, в результате исследований по другой теме мы в Томске обнаружили «Список членов Томского общества любителей художеств на 1 января 1912 г.», среди которых Адольф Федорович, Мария Альбертовна и Вера Адольфовна Федоровы, вступившие в него сразу по приезде в Томск. Мария Альбертовна внесла значительный вклад в развитие музыкального образования и музыкальной культуры Томска. О Вере Федоровой известно крайне мало, некролог в газете «Сибирская жизнь» в 1917 году сообщил о ее ранней смерти.

   Живописный портрет Веры Федоровой, написанный С.М. Прохоровым, не только сохранил облик одной из представительниц томской культурной среды. Он вновь и вновь будет напоминать томичам о славной странице в истории города, связанной с работой С.М. Прохорова. Благодаря С.М. Прохорову, его произведениям и письмам в Петербург И.Е. Репину, П.П. Чистякову, М. Горькому на Капри вопросы развития в художественной жизни Томска в начале ХХ века вызвали живой ответный интерес и помощь этих великих представителей русской культуры.

Тюрина И.П.

1. Тюрина И. В поисках утраченного имени (О портрете В.А. Федоровой С.М. Прохорова // Томский вестник (Томск). 1991. 4 июля.

2. С.М. Прохоров – продолжатель традиций русской художественной школы. Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (Филология). Вып. 1 (29). Томск, 2002. С. 72-80

3. Новое о Репине. Статьи и письма художника. Воспоминания учеников и друзей. Л. 1969. С. 103; Художественное наследство. Репин. Л., 1948–1949. Т. 1.2. С. 253.

4. Панорама искусств. 1981. № 4. С. 114.

5. Репин и Украина: Письма деятелей украинской культуры и искусства к  Репину. 1896-1927. Киев, 1962. С. 71, 169.

6. Потанин Г. Н., Васильева М. Г. «Мне хочется служить Вам, одеть Вас своей любовью»: переписка. Томск, 2004. С. 414.

7. Академия художеств. Фотоархив музея И.Е. Репина «Пенаты». Негативы инв. № 11897, 22980, 4784, 8196.


С.М. Прохоров. Портрет В. Федоровой. 1912

И.Е. Репин. За роялем (Государственная Третьяковская галерея). 1905

С.М. Прохоров. 1913. Фото Г.И. Козлова. Томск // Архив ТОКМ. Фонд 6. Л.И. Боженко.

Вера Фёдорова на сеансе у Репина в мастерской. "Пенаты". 1910-е

А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815. 1911. Музей А.С. Пушкина. СПБ. Лицей.

В зимней мастерской в "Пенатах". Справа налево: И.Е. Репин, В.Г. Короленко, Н.Б. Нордман, М.А. Федорова, З.И. Гржебин, К.И. Чуковский, дочь М.А. Федоровой. 1910

«Пенаты». В.В. Стасов. И.Е. Репин, М.А. Федорова, В. Федорова, племянницы В.В. Стасова

В зимней мастерской в «Пенатах» Слева направо: К.И. Чуковский , И. Е. Репин, Н.Б. Нордман. Ноябрь 1910
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.