Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Произведения анималиста Н.Е. Сверчкова в собрании Томского областного художественного музея

В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения замечательного русского анималиста Николая Егоровича Сверчкова (1817–1898)

   В собрании Томского областного художественного музея хранятся две замечательные работы этого великолепного анималиста.

   Его отец был старшим конюхом и кучером придворных конюшен, но для своего сына, талант которого проявился рано, родители мечтали о другой карьере, и в 10 лет Николай стал воспитанником Академии художеств. Здоровье не позволило мальчику продолжить только начавшееся художественное образование, в результате Сверчков получил только общее образование, талант художника он развил собственным упорным трудом. В 1839 году, представив на академическую выставку несколько работ,  н.Е. Сверчков получил звание свободного художника портретной живописи.

   В дальнейшем творческая карьера Н. Е. Сверчкова складывалась весьма успешно, благодаря не только природному дару, но и потрясающему трудолюбию. Слава к художнику пришла в 1840-ые гг., когда он проявил блестящее знание пород лошадей, научился передавать малейшие особенности облика той или иной лошади. Он становится художником государственных конных заводов, создает многочисленные изображения наиболее типичных орловских рысаков. Делал зарисовки и на заводах известных коннозаводчиков. Работая, художник объездил всю Россию, отсюда родом его многочисленные изображения бытовых дорожных сюжетов. К таким изображениям принадлежит акварель «Тройка» из собрания музея. В 1852 году Николай Егорович получает от Академии художеств звание академика, в 1955 – звание профессора. С 1860-х годов талант анималиста приносит ему награды на заграничных выставках и европейскую известность.

   История появления произведений Н.Е. Сверчкова в музее различна.

Н.Е. Сверчков

Тройка. 1865

Бумага, акварель. 44,5х61,2. Справа внизу: Н. Сверчковъ 65.

   Акварель «Тройка» до поступления в музей находилась в Томске, вероятно в чьей-то частной коллекции, которая после революции перешла в собственность государства. Как многие другие произведения искусства акварель была передана для украшения общественного учреждения. В архиве Томского краеведческого музея мы нашли письмо заведующего подотделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины от 8 февраля 1921 года, в котором утверждалась необходимость передачи в музей пяти произведений, представляющих большую художественную ценность, из фойе гарнизонного клуба и бутафорской мастерской театра. В настоящее время известна только судьба «Тройки» Н.Е. Сверчкова.

   «Портрет Богатыря» (Холст, масло. 35,8х41,2. Справа внизу: Н.С. На обороте: Н. Сверчковъ) поступил в музей в 1991 году из Государственного Русского музея под названием «Портрет богатыря». Под этим названием работа вошла в первый каталог музея.

   Четкий и точный рисунок преобладает в работе над колоритом. Живопись с тщательным рисунком строится на контрасте светлого и темного. Главная задача художника документально, правдиво передать красоту строгих линий фигуры лошади, поэтому так важен выразительный абрис, легко читающийся на практически нейтральном фоне. Даже в небольшой работе проявляется безупречное мастерство Сверчкова в передаче рельефа мускулатуры. Эффектное воспроизведение освещения, создает ореол вокруг фигуры, усиливая впечатление ухоженности лошади, подчеркивая достоинства ее стати.

   Весь художественный строй произведения свидетельствует, что перед нами портрет – изображение конкретной лошади, которых, как известно, немало было выполнено Сверчковым по служебным делам и частным заказам. Что за «богатырь» изображен художником нам помог установить директор Музея коневодства (Москва), в котором хранится крупнейшая коллекция произведений Н.Е. Сверчкова.

   Оказалось, что «Богатырь» это имя собственное лошади. Кличку «Богатырь» давали рысакам и лошадям Стрелецкого завода. На картине изображен верховой жеребец стрелецкой породы, которая разводилась на Стрелецком конном заводе, такими лошадьми серой масти комплектовался лейб-гвардейский гусарский полк.  Художник запечатлел, бесспорно, одного из элитных представителей стрелецкой породы.

   Государственный Стрелецкий конный завод был основан в 1813 году в степном участке южной России. Стрелецкие лошади высоко ценились военными за их бесстрашие и надежность в бою. Эта великолепная русская порода лошадей была уничтожена в годы Гражданской войны. Шесть сохранившихся лучших представителей стрелецкой породы стали основой новой русской терской породы. Так небольшое произведение оказалось связанным с большой историей страны.

 

Материал подготовлен Тюриной И.П. 


Н. Е. Сверчков. «Портрет Богатыря»

Н.Е. Сверчков. Тройка. 1865
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.