Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Художник Владимир Андреевич Оболенский

Художник, педагог, искусствовед Владимир Андреевич Оболенский (1889–1954) входил в число представителей русского авангарда начала двадцатого столетия.

Во время учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1910–1913) В.А. Оболенский был в ряду первых учеников и награждался премией им. С.М. Третьякова совместно с М.А. Фаббри и М.В. Ле Дантю. Он искал в творчестве новые формы, созвучные времени, эти поиски привели его в круг художников, сплотившихся вокруг М.Ф. Ларионова и Н.С. Гончаровой. Но из творческого наследия В.А. Оболенского известны только реалистические графические портреты из собрания Пермской государственной художественной галереи, созданные на его родине в Перми во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны (1941–1943).

В начале 1930-х годов, с утверждением в искусстве страны соцреализма, Оболенский устранился от участия в выставках, посвящая себя преподавательской деятельности: с 1931 года состоял на должности профессора кафедры монументальной живописи в Ленинградском институте пролетарского искусства, с 1948 года преподавал в Высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной.

Томский период для художника был самым звездным в его творчестве, а количество выставок и конкурсов с его участием в Томске, сопоставимо с числом выставок за всю его творческую жизнь. Но Владимир Андреевич о пребывании в Томске в анкетах предпочитал не указывать, словно не было двух лет жизни (1919–1921). Причина может быть в том, что Оболенский – инструктор по агитации искусств секции ИЗО подотдела искусств Томского наробраза в апреле 1920 года был арестован ЧК., но не был осужден, уже осенью был на свободе, но этот факт биографии художник тщательно скрывал.

В «Энциклопедии русского авангарда» указано что «ранних живописных работ Оболенского не сохранилось». Томский художественный музей представляет виртуальную выставку из восьми произведений раннего В.А. Оболенского, которые поступили в подотдел по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Томского губнаробраза по итогам творческих конкурсов. В трех из пяти конкурсов проектов по оформлению города и деревни к III годовщине Октября в ноябре 1920 года он получил первые премии. Эскиз постоянной декорации для концерта-митинга, получивший 1 премию в данной номинации, и эскиз плаката «III года Советской власти» аналогичны по цветовому решению и манере исполнения. Палитра двух листов идентична, словно произведения писались одновременно. Автором использовались холодные колористические оттенки: от розового до темно-синего и динамичная, яркая обводка фигур и предметов. Обе работы участвовали в декоративно-плакатных конкурсах 15 ноября 1920 года.

Шесть эскизов декораций для пьесы В.В. Маяковского «Мистерии-Буфф» под девизом «Тень ключа», выполненные на шести листах размером около 30х40 сантиметров каждый, отличаются от других призовых произведений профессиональным качеством исполнения, законченностью авторского решения. Эскизы декорации буквально завораживают фантастичностью происходящего: восседающие на облаках старцы, пляшущие с ухватами черти, земной шар на плечах добродушных тюленей. При внешней условности исполнения эскизов декораций точно найдены пропорции, силуэты выразительны.

Занавес «Пролога» В.А. Оболенского может стоять в ряду театральных работ известных мастеров 1920-х годов. Ирреальность происходящего передана за счет нагромождения в одном пространстве человеческих фигур, теней, карнавальных масок, случайных предметов и букв. Беспорядочность мазков и линий удивительно точно передают хаос, творящийся в реальном мире. Словно балаганный театр представляет спектакль «Пир во время чумы» или это художники, литераторы, музыканты и артисты, отрезанные от внешнего мира и пережидающие тревожное время в далеком чужом городе.

В декабре 1920 года на конкурсе плакатов «Ликвидация внешних и внутренних фронтов и переход к мирному строительству» В.А. Оболенский, как победитель прежних конкурсов, возглавлял жюри. В городских легендах о художественной жизни тех лет В.А. Оболенский был недосягаем для остальных художников. В городе при таком большом количестве художников и искусствоведов во главу угла ставилось искусство нового времени. Именно Оболенский зарекомендовал себя в Томске как представитель революционного искусства. Манера письма Оболенского, сформированная под влиянием М.Ф. Ларионова, воспринималась безоговорочно. Произведения В.А. Оболенского по качеству исполнения сравнимы с лучшими образцами революционного искусства, созданными известными художниками страны.

Автор статьи Т.А. Бычкова.

Библиография в статье:

Бычкова, Тамара Анатольевна. Томский период в творчестве В.А. Оболенского (1919–1921) / Т. А. Бычкова // Современный музей в культурном пространстве Сибири. Пятая межрегиональная научно-практическая конференция 14–16 ноября 2018. – Новосибирск, 2019. – С. 96–102. – Библиогр. в конце статьи.


В.А. Оболенский. Эскиз декорации к пьесе В.В. Маяковкого Мистерия-Буфф. Вселенная. 1920

В.А.Оболенский. Эскиз декорации к пьесе В.В. Маяковского Мистерия-Буфф. Ад. 1920

В.А.Оболенский. Эскиз декорации к пьесе В.В. Маяковского Мистерия-Буфф. Земля обетованная. 1920

В.А.Оболенский. Эскиз декорации к пьесе В.В. Маяковского Мистерия-Буфф. Пролог. 1920

В.В. Оболенский. Эскиз постоянной декораци для концерта-митинга. 1920

В.А. Оболенский. Плакат III года Советской власти. 1920

В.А. Оболенский. Эскиз декорации к пьесе В.В. Маяковского Мистерия-Буфф. Ковчег. 1920
 
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.