Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Про белочек, зайчат и веселых медвежат. К 120-летию Евгения Ивановича Чарушина.

В коллекции декоративно-прикладного искусства имеется небольшое собрание фарфоровых статуэток животных.

Сегодня фарфор Страны Советов стал предметом страстного коллекционирования, многие собирают его с увлечением и азартом.  Однако мало кто задумывается, что над созданием таких зверей работали  художники, именитые скульпторы и графики. И один из них – это известный советский художник – анималист, график, писатель и иллюстратор детских книг, знакомый нам с самого раннего детства – Евгений Иванович Чарушин. Возможно, многим имя художника ни о чем не говорит, но стоит посмотреть на книжки, которые писал и иллюстрировал этот мастер, сразу узнается. И книжки читали, и картинки смотрели.

Прежде всего, он известен как художник-анималист с ярко выраженной стилистической манерой, причем манерой легко узнаваемой, которая выделяет его из целого ряда анималистов, таких как: В.А.Ватагин, Б.Я.Воробьев, В.И.Курдов, А.Н.Комаров и др.

Звери Е.И.Чарушина особые. При всей их реалистичности и точном соблюдении анатомии они наделены еще и человеческими качествами. Это не просто живые существа, но существа мыслящие и переживающие. Как говорил сам художник: «Когда я смотрю на животное, то меня, как в детстве, пора­жает то, что это существо живое, как человек, но жи­вет по-особому и смотрит по-особому и что-то думает. И хочется мне понять, что вот это живот­ное переживает, о чем оно думает - будь то птицы или звери…»

С 1927 года он начинает работать в качестве иллюстратора в Детском отделе Госиздата, где на протяжении многих лет иллюстрировал книги К.И.Чуковского, С.Маршака, М.Пришвина, В.Бианки и др. Им иллюстрировано свыше 120 и написано более 30 книг.

Е.И.Чарушин был не только замечательным иллюстратором, но и художником, создававшим эскизы росписи для посуды и скульптурных моделей животных. Он работал на Ленинградском фарфором заводе, где им был создан целый фарфоровый зверинец. Это и реалистичные изображения разных зверей, и персонажи русских народных сказок. Иногда изображения животных сначала появлялись в детских книжках, а затем переводились в модели из фарфора.

Евгением Ивановичем была создана книжка для самых маленьких «Про белочек, зайчат и веселых медвежат» с замечательными картинками, где впервые  появляются задорные персонажи – заяц с зайчихой. Заяц играет на трубе, а зайчиха весело отплясывает. Они послужили образцами для скульптурных моделей Ленинградского фарфорового завода – «Заяц с трубой» и «Зайчиха-плясунья». Мастеру удалось создать не только реалистичные фигурки забавных зверюшек, но и через пластику передать их эмоциональное состояние – радость, безудержное веселье, задор.

В собрании музея хранится несколько работ этого мастера: «Заяц с трубой», «Зайчиха-плясунья», «Заяц с цветком», «Заяц с морковкой».

Чарушин Евгений Иванович – (11.11.1901, Вятка – 18.02.1965, Ленинград).

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Родился в семье главного губернского архитектора. Рисованию учился у своего отца. По окончании средней школы служил в рядах Красной Армии (1918-1922). Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата (1922), во ВХУТЕИНе (1922-1927) на живописном факультете у А.Е.Карева, А.И.Савинова. Посещал мастерскую пространственного реализма М.В.Матюшина (1922-1927). С 1927 г. работал в Детском отделе Госиздата. После начала войны в 1941 г. эвакуировался в Вятку. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС». В 1945 вернулся в Ленинград. Работал на ЛФЗ с середины 1930-х.

 

Династия анималистов Чарушиных уже больше века радует нас и наших детей своими рисунками.

   Никита Евгеньевич Чарушин (1934-2000) – сын Евгения Ивановича Чарушина,  заслуженный художник РСФСР. Родился в Ленинграде. Главным учителем для него был отец. В изданной в 1938 году книге Евгения Чарушина «Никитка и его друзья» художник сделал сына главным героем большинства рассказов. В 1960 году Никита Евгеньевич окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Работал в станковой графике, в журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», «Нева», сотрудничал с издательством «Детская литература», иллюстрируя книги В. Бианки, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, Р. Киплинга. В ранних работах манера Никиты похожа на манеру отца, та же сосредоточенность на конкретном животном, та же техника изображения меха и оперенья. Причина не только в подражании. После смерти Евгения Ивановича сыну пришлось завершать серии рисунков, начатых отцом для книг. Но молодой художник всегда находился в поиске своего собственного пути. Различие художников Чарушиных в самом взгляде на мир. Евгений Иванович, скорее всего, портретист. Для него важна концентрация на одном существе – своеобразный эмоциональный портрет животного. Для зрелого Никиты Евгеньевича зверь или птица всегда часть целого мира природы. Некоторая условность и легкость передачи образа животного делает его рисунки похожими на китайскую живопись. В коллекции графики музея хранится цветная литография Никиты Евгеньевича Чарушина «Весеннее утро» из серии 1980 года «Природа нашей родины». Лесной панорамный пейзаж с изображением на первом плане стайки журавлей на проталине.

 

Материал подготовлен

хранителями коллекций ДПИ и графики    И.Г.Провалёнок и С.Г.Станкеевой   

   
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.