Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 240 лет со дня рождения Федора Петровича Толстого

Графу Федору Толстому (10 (21) февраля 1783–13 (25) апреля 1873) была уготована успешная военная карьера – с рождения он был записан сержантом в Преображенский полк, учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Его всегда интересовало искусство, он охотно занимался живописью, а родители одобряли забавы сына, не относясь к ним серьезно. Однако в 1802 году Федор стал посещать Академию Художеств (далее – АХ) в качестве вольнослушателя. Творчество так увлекло юношу, что в 1804 году мичман Толстой подал в отставку, и полностью посвятил себя искусству. В 1809 году он создал первую медаль и был избран почётным членом АХ. С этого времени начинается отсчет творческой биографии художника: медальер Петербургского Монетного двора (1810), действительный член Берлинской АХ (1822), преподаватель медальерного класса АХ (1825), профессор медальерного искусства (1842), почетный член Флорентийской АХ (1846), профессор скульптуры (1849).

Вопреки понятиям дворянской чести, он – скульптор, медальер, живописец, рисовальщик, декоратор, педагог. Толстой участвовал в оформлении Храма Христа Спасителя, но наиболее ярко талант художника проявился в аллегорических сценах истории, посвященной Отечественной войне 1812 года и заграничным походам русской армии.

Федор Петрович Толстой отличался широтой либеральных взглядов (был посвящен в масоны, состоял в тайном дворянском обществе «Союз благоденствия»), образованностью, интересом к истории народов мира. Он преклонялся перед культурой древней Греции, восторгаясь красотой и эстетикой эллинских статуй. В своем творчестве Ф.П. Толстой нашел наиболее проникновенные образы для иллюстрации гомеровских текстов. Как пишет в мемуарных «Записках» сам художник: «В 1816 году сочинил я вылепил из воску, на аспидных досках четыре барельефа из поэмы Гомера: «Одиссея» (барельефы в шесть с половиною вершков длины и вершка высоты). Первый барельеф [1]. изображает пиршество в доме Одиссея, искателей руки Пенелопы, жены Одиссея, во время пребывания последнего на Троянской войне…» [2].

Из четырёх плакеток Федора Толстого, в Томском областном художественном музее хранятся две, выполненные из меди методом гальванопластики [3]. Первый барельеф «Пир женихов Пенелопы» демонстрирует колонный зал дворца. Композиция делится канеллюрной колонной с фимиатерием вверху на две неравные части. Слева, крайний, Телемах – сын Пенелопы и Одиссея, высказывает свои обиды на женихов Афине, принявшей образ старца Ментора. С правой стороны, на фоне драпировки, на роскошных ложах – апоклинтрах, стоящих полукругом, возлегли пирующие женихи. Слуги разносят блюда с закусками и кувшины с вином.

Второй барельеф «Избиение женихов Пенелопы» – самый драматический эпизод поэмы о мести Одиссея. Вернувшийся хозяин, видит во дворце незваных гостей. Композиция состоит из двух неравных частей: слева, в едином порыве уничтожить женихов, царь Итаки и Телемах, справа, еще недавно надменные воины, бросившие ножны и шлемы. Одиссей натягивает тетиву лука, который кроме него никто не мог согнуть, и стрелы настигают по очереди всех «многобуйных мужей» Пенелопы. Обидчики были наказаны, а имя жены Одиссея стало нарицательным, символом супружеской верности.

ПИР ЖЕНИХОВ ПЕНЕЛОПЫ. 1814. Из серии барельефов на сюжеты «Одиссея» Гомера. Отлив ХIХ в. по форме 1820 с восковой модели 1814 (?)

Барельеф. Медь. Гальванопластика. 12х23. Внизу справа: ГРАФЪ ФЕОДОРЪ ТОЛСТОЙ СОЧИНЯЛЪ И РАБОТАЛЪ

ИЗБИЕНИЕ ЖЕНИХОВ ПЕНЕЛОПЫ. 1820. Из серии барельефов на сюжеты «Одиссея» Гомера. Отлив ХIХ в. по восковой форме 1820

Барельеф. Медь. Гальванопластика. 12х23. Слева внизу на базе колонны: СП; под ними: КЛЗ; справа внизу: СОЧИНЯЛЪ И РАБОТАЛЪ ГРАФЪ ФЕОДОР ТОЛСТОЙ 1820

Пост. в 1982 из ТОКМ, куда в начале 1920-х

Ссылки: 1. Барельеф (фр. bas-relief – низкий рельеф) – разновидность выпуклого рельефа, в котором изображения выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема.

2. Ф.П. Толстой. «Записки». «Русская старина», 1873. http://xn----8sbfkobckofaskby8kve.xn--p1ai/posetitelyam/virtualnye-vystavki/.Дата обращения. 06.05. 2019

3. Гальванопластика – осаждение металлов электрохимическим способом на поверхность матрицы. Этот термин может использоваться и в качестве названия предметов, полученных методом гальванопластики. Сначала делают слепок рельефного предмета из воска или другого пластичного материала. Поверхность копируемого изделия должна быть электропроводной. На модели из непроводящих материалов наносят проводящее покрытие. Затем матрицу помещают в ванну с раствором электролита. Во время прохождения тока через раствор на слепке наращивается слой металла, заполняющий все неровности изделия.

Л. Ю. Исаева.

Источники:

  1. Смирнов Н. «Толстого кистью чудотворной» / Художник, 1973 №. с. 51–55.
  2. Гумилев Н.С. Избиение женихов. Из цикла «Возвращение Одиссея». 1909
  3. Волкова С. Федор Петрович Толстой. История о том, «как в одном русском человеке соединилась вся Академия Художеств». http://dailyculture.ru/stati/art/fedor_petrovich_tolstoy_istoriya_o_tom_kak_v_odnom_russkom_ch/. Дата обращения. 06.05. 2019
  4. Федор Петрович Толстой. http://www.artsait.ru/art/t/tolstoi/main.htm. Дата обращения 15.02.2023
  5. История о смородине, которая кормила графа Толстого и его семью долгие годы. https://kulturologia.ru/blogs/141217/36982/. Дата обращения 06.05.2019

Толстой Ф.П. Избиение женихов Пенелопы. Томский областной художественный музей

Федор Петрович Толстой вице-президент Академии Художеств
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.