Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии /  МЭН Пьер Жюль (MENE Piere Iules) 25 марта 1810, Париж – 20 мая 1879, Париж

Художник, автор известных анималистических композиций приобщился к скульптуре в мастерской отца, чеканщика и литейщика художественной бронзы. Мэн часто посещал Jardin des Plantes – открытый для публики ботанический сад, где был зверинец, и наблюдал за повадками животных. Позже брал уроки у скульптора Рене Компера, впечатлялся творчеством Антуана Луи Бари. В 1837 году Пьер Жюль стал владельцем литейного ателье. В 1839 году дебютировал и стал постоянным участником Парижских Салонов. Награжден медалями Салона: за 2-ое место (1848), за 1-ое место (1852, 1861), за 3-е место (1855), Орденом Почетного Легиона (1855), Крестом Легиона Чести (1861). Имея с детства опыт отливки из бронзы, Пьер Жюль Мэн сам тиражировал собственные произведения. С 1879 по 1894 годы скульптуры отливал его зять Огюст Никола Кэн, затем получившая патент мастерская братьев Сюсс, позднее – фирма Барбедьена. 
В России кабинетная скульптура П. –Ж. Мэна отливалась из чугуна на Каслинском заводе. Однако в альбоме «Литье Каслинского завода Кыштымского округа. Художественные вещи. СПб» за 1900 год указано: «В. Группы. 5. Лошади на воле. (раб. барона Клодта) – 27 ¾ ф». Авторство скульптуры ошибочно приписано русскому анималисту, автору скульптурных групп на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, барону П. Клодту. В коллекцию Томского областного художественного музея скульптура поступила в 1983 году из краеведческого музея под авторством Е.А. Лансере и названием «Кони». В новой музейной атрибуции скульптуре вернули автора и авторское название:
КОНИ НА ВОЛЕ. ИГРАЮЩИЕ ЛОШАДИ ТАШИАНИ И НЕДЖИБ. Конец XIX – начало XX вв. Отлив по модели Чугун. 31х51х21. На лицевой стороне основания два круглых штампа с портретами Александра II и штамп литейного завода, в прямоугольных рамках: Кас. З.В. Тепляков. (Прим. Тепляков Василий? – мастер из династии рабочих-формовщиков Каслинского завода).
В век романтизма превозносится не только духовная красота или красота человеческого тела. Не конный всадник на портрете пленяет поэтически настроенного, эмоционального зрителя, а арабская лошадь, имеющая древнее происхождение, окруженная ореолом таинственности и пряными ароматами восточных сказок. Одна из легенд так повествует о происхождении арабской породы:

«когда Аллах захотел создать лошадь, он сказал южному ветру: «Из благоволения к тебе я желаю сотворить живое существо из тебя к прославлению моих святых и уничижению моих врагов, а потому внимай и сгусти себя!». Южный ветер отвечал: «Исполню волю Твою», и сгустил себя».

В скульптуре, которая имела название «Кони на воле», иногда выставлялась как «Поцелуй», П. –Ж. Мэн «портретирует конкретных знаменитых животных – производителей, привезенных во Францию из Египта – кобылу Ташиани и жеребца Неджиба». На овальной подставке скульптор изобразил «бьющего копытом, храпящего жеребца и кобылу, прижавшую уши и вытянувшую шею ему на встречу. Чуть касаясь друг друга губами, животные будто бы танцуют, нежно обнявшейся парой» – описывает произведение искусствовед, снс Государственного исторического музея Е.Ю. Елькова. Художник – анималист сопоставляет своих героев, выразительно и тонко демонстрирует отличие в их поведении и движении, в отношении к друг другу, подчеркивая разницу между четвероногим кавалером и его дамой. 
Впервые модель была представлена в Салоне в 1853 году, скульптура в бронзе экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1855 году.
 

Автор статьи Л. Ю. Исаева.

Уважаемые посетители! Скульптура «КОНИ НА ВОЛЕ» сейчас представлена в витрине на втором этаже художественного музея. Увидеть работу П. –Ж. Мэна можно в часы работы музея: ежедневно (кроме понедельника) с 10 до 18 часов.

 

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.