Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и мастер-классы / «Состарившиеся лоретки» Поля Гаварни

Хранящийся в коллекции ТОХМ лист «Состарившиеся лоретки» блестящего французского рисовальщика и литографа Поля Гаварни относится к большой серии произведений на тему «Маски и лица». В нем художник, почти всю жизнь проживший в Париже, запечатлел одну из граней повседневной жизни города 1830-1850-х годов. Cерия включает 329 работ, в которых Гаварни выступает как зрелый мастер, в совершенстве владеющий всеми секретами литографского искусства. Его произведения стали ярким отражением эпохи и наряду с творениями Оноре Домье существенно дополнили картину жизни современного общества, созданную великим Бальзаком. Последний высоко ценил обоих и считал их единомышленниками.

На ряде листов художника изображены лоретки. По словам Шарля Бодлера Гаварни если не создал этот образ, то придал ему большую полноту. В его работах лоретка не является покорной содержанкой, которая полностью зависит от своего покровителя - золотого истукана, генерала или банкира. «Она приходит и уходит, когда ей вздумается. У нее открытый дом. Она никому не дает над собой власти, она своя в кругу художников и журналистов. Она добросовестно пытается подняться до уровня своих друзей».

                                              

Серия «Маски и лица» исполнена в 1852-1855 годах и является заключительной в творчестве художника. Она проникнута глубоким пессимизмом. Входящие в нее листы резко отличается от более ранних работ и по манере, и по содержанию. Они отличаются большей выверенностью линий, среди них все чаще встречаются картины нищеты, страдания, людского убожества. В работе «Состарившиеся лоретки» показано, как завершается жизнь очаровательных в прошлом героинь его произведений.

Техника литографии была излюбленным средством выражения для нашего художника. Он освоил ее самостоятельно, как в свое время самоучкой овладел всеми секретами рисунка и акварели. Новая для того времени техника в силу простоты, дешевизны и мобильности не менее успешно использовалась современниками Гаварни, корифеями рисунка - Домье, Гранвиля, Жиля и Доре. Они положили начало журнальной и книжной графике в современном ее понимании.

материал подготовила Л.И.Овчинникова

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.