Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / Богашевская керамика. Томский период творчества В.А. Цивина

Чайный сервиз «Букет» («Розы») В.А. Цивина

из коллекции Томского областного художественного музея

 

3 ноября 2016 г. в Музее деревянного зодчества открылась начала работу выставка «Богашевская керамика». У настоящих томичей при этом словосочетании замирает сердце. Известно, что завод, выпускающий замечательную, знакомую с детства, желто-солнечную посуду, давно закрыт. Что сейчас с предприятием и с коллекцией ассортиментных образцов можно узнать из репортажей агентства новостей ТВ-2.

 

Томский областной художественный музей, желая напомнить о декоративно-прикладном искусстве Томской области, о керамической продукции, которая была гордостью томичей наравне с нефтяным богатством, решил представить выставку «Богашевская керамика». В оформлении экспозиции использованы графические работы томской художницы Н.В. Ратомской. Нелли Викторовна в 1976 г. выполнила зарисовки во всех цехах и лабораториях завода, объединив их в серию «Богашевский керамический завод».

 

Большая часть предметов в составе выставки поступила от настоящего владельца предприятия С.Р. Испиряна, и была дополнена предметами из собраний художественного музея и Музея истории города Томска. С энтузиазмом откликнулись на открытие выставки бывшие сотрудники Богашевского экспериментального завода художественной керамики (далее – БЭЗХК) - Кугаевская С.А., Браневская Н.И, Трунин Н.П., Васильева Т.А., Иголкин И.Н., наполнив экспозицию предметами, фотографиями и документами из домашних коллекций. Благодаря их знаниям и участию, многие предметы обрели собственные названия и авторство. Сейчас в музейных залах находится более 160 экспонатов и их количество постоянно растет. Горожане, побывавшие на выставке, охотно приносят в музей богашевксую посуду из домашнего обихода, рассказывая истории их приобретения, подчеркивая, что «она хоть и старая, но в микроволновке работает отлично», или «что квас держит температуру».

 

Экспонат, представленный на фотографии, хранится в коллекции Томского областного художественного музея, это - чайный сервиз «Букет» («Розы») из белой вороновской глины. Чайный набор был выполнен В.А. Цивиным, главным художником БЭЗХК. Первые образцы сервиза изготавливались ручным способом: форма - на гончарном круге, после- нанесение декора. В росписи преобладают широкий тональный мазок и тонкая линия в сочетании коричневого, синего, зеленого и черного цветов на белом фоне. Для подчеркивания белого фона черепка использована подглазурная роспись с применением растворов солей металлов. Сервиз декорирован люстром. Люстр – (от франц. lustre – глянец, блеск, от лат  - lustro – освещаю) - пигмент для росписи керамических изделий поверх обожженной глазури, который в результате обжига появляется на предмете в виде металлического или перламутрового отблеска и усиливает живописный эффект декора, благодаря богатой цветовой гамме золотистых, коричнево-оливковых, медно-красных и фиолетовых тонов. Впервые художественная керамика, украшенная росписью люстром, появилась в VIII-IX вв. в Египте, Иране, Ираке, Сирии.

 

Чайный набор В.А. Цивина, впрочем, как и остальные изделия, отличаются от общего строя богашевской керамики, ярким блеском цветных и люстровых глазурей.

 

Цивин Владимир Александрович. Художник, керамист. Родился 22 января 1949 г. в Ленинграде. В 1972 г. окончил Высшее Художественно-промышленное Училище имени В.И. Мухиной по кафедре художественной керамики и стекла, мастерская В.С. Васельского. Дипломная работа – сувениры, посвященные 50-летию СССР. Основные работы: Декоративная композиция «Земля. Вода. Воздух». 1974 г. (глина, роспись эмалями), декоративная композиция «Город», «Музыка» (глина, матовые глазури, редукция, 1975 г.), декоративный сосуд «Мой завод» (глина, роспись по сырой эмали, 1974 г.), чайный набор «Букет» (глина, смеш. Техника, 1974 г.), медали, посвященные 30-летию Победы (фарфор, 1974 г.). 1972-1976 гг. - главный художник Богашевского экспериментального завода художественной керамики. 1976 - 1992 гг. - внештатный сотрудник КДПИ. С 1975 г. - член СХ СССР, РФ, член Международной академии керамики (Женева Швейцария, 1983 г.). Работы представлены в музеях и частных собраниях России, Европы, США.

 

Участник художественных выставок[1]: работы студентов художественных вызов СССР (Чехословакия, Прага, 1972 г.), «Студенты Ленинграда – к 50-летию СССР» (Л., 1972 г.), зональной «Молодые художники Сибири» (Омск, 1973 г.), республиканской выставки массовых видов художественных изделий (М., 1973 г.), Всесоюзной выставки «Художественные промыслы и сувениры (М., ВДНХ, 1974 г.), IV зональной художественной выставки «Сибирь социалистическая» (Томск, 1975 г.), пятой республиканской выставки «Советская Россия» (М., 1975 г.), «Художественные промыслы РСФСР в Болгарии» (София, 1975 г.), Всесоюзной «Керамика-75» (Вильнюс, 1975 г.), участников II Международного симпозиума керамистов (Вильнюс, 1975), Всесоюзной «Слава труду» (М., 1976 г.), республиканской «Молодость России» (М., 1976 г.) и областных в Томске с 1974 г. (15,16), Ленинградского отделения Союза художников СССР «Одна композиция» (Л., 1977-1986 гг.). С 1973 г. – участник выставок в Австрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, Китае, США, Чехословакии, Финляндии, Франции, Швейцарии. Персональные выставки: Музей прикладного искусства СПбГХПА (1998 г.), Государственный Эрмитаж (2001 г.), Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (2001 г.), а также в галереях Великобритании и США. Обладатель отечественных и зарубежных премий и наград в области керамики и скульптуры, в том числе – Первой премии открытого Международного конкурса на создание памятника Иосифу Бродскому в Санкт-Петербурге (2002 г.).

 

Современные искусствоведы называют художника - «питерский мэтр, почетный художник-керамист нашей страны», отмечая, что «…Владимир Цивин широкой публике известен, наверное, больше как монументалист: после того как проект Цивина победил на конкурсе памятников Бродскому: два пилона, испещренные стихами И.А., поразили своим иконоборчеством в библейском духе «не сотвори себе кумира», тогда как остальные участники конкурса ограниченно думали как раз именно о портрете. В сравнительно мелкой, интерьерной пластике из шамота у Цивина есть что-то от неолитических фигурок, что-то от Генри Мура — но в целом будет поантропоморфнее, хотя стилизованные эти торсы того и гляди вернутся в чистую абстракцию»…«Бесспорно то, что Владимир Цивин - единственный из российских художников в области керамики завоевал (без всякого преувеличения) мировую известность. Художественные заведения США и Великобритании за несколько лет составляют план его мастер-классов. Без воспроизведения его работ не обходится ни одно серьезное издание по керамике. Ему нет равного в работе с пластом (может быть, только недавно ушедший из жизни Александр Задорин).

 

В. Цивин выиграл международный конкурс на памятник И. Бродскому в Петербурге, он давно тяготел к монументальному жанру и вот - оно состоялось. Васильковский - отец всех керамистов Питера, буквально перед смертью посмотрел этот проект и был восхищен. Я сказал Володе, - «Если бы я не знал, что это твой проект, я бы со 100-процентной уверенностью назвал бы автором В. Васильковского!» Цивин ответил: «Это высшая похвала для меня!»[2].

 

В архиве мастера богашевского завода Николая Петровича Трунина сохранились документы по истории БЭЗХК. Многие из них относятся к периоду работы В.А. Цивина главным художником предприятия. Они свидетельствуют, что 21 марта 1975 г. заместитель директора по научной работе НИИ художественной промышленности (далее - НИИХП) О.С. Попов сообщал директору БЭЗХК Н.В. Пугачеву, что на проходившей в декабре 1974 г. в Софии выставке новых образцов художественных изделий предприятий народных художественных промыслов Министерства местной промышленности (далее - ММП) были представлено семь изделий завода. Специалисты НИИХП и научного центра бытовой эстетики Министерства внутренней торговли отметили: ликеро-водочный набор «Охота», чайный набор и чайную пару (автор Цивин В.А.), блинный набор (автор Кибальникова В.И.), штоф для крепких напитков и солонку декоративную (Суслова Н.В.), пельменный набор (Климутина Н.Р.).[3]

 

В 1975 г. томичи представляли местную продукцию на Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) СССР в Москве. Главный комитет выставки постановил наградить дипломом третьей степени Богашевский экспериментальный завод художественной керамики за разработку и серийный выпуск художественных изделий из керамики с применением новых видов подглазурной росписи солями, создание оригинальной цветовой гаммы и орнаментального оформления цветочными композициями. Также было отмечено расширение новой технологии обжига, позволяющей значительно расширить цветовую палитру, увеличить ассортимент и улучшить качество, сохранив при этом национальные черты традиционных гончарных изделий.

 

Бронзовой медалью и денежной премией в 50 рублей был поощрен главный художник завода Владимир Александрович Цивин за разработку авторского образца чайного набора на 6 персон, внедрение в производство поточной линии - и за возрождение своеобразных приемов художественного оформления гончарных изделий, основанных на вековых традициях.[4] 23 апреля 1976 г. Центральное бюро научно-технической информации ММП отправило директору БЭЗХК уведомление о награждении Почетным знаком и дипломом авторов Суслову Н.В. и Парфенову Л.Н. за продемонстрированный на выставке «Научно-техническое творчество молодежи» питьевой набор «Осенний».[5]

Среди документов Н.П. Трунина сохранился список работ, которые были заявлены для участия в выставке ВДНХ.

  1. Кашпо декоративное (6 видов) – Галактионова С.М.
  2. Питьевой набор (5 предметов) - Дронжик И.А.
  3. Молочный набор (3 предмета) - Парфенова Л.Н.
  4. Ваза декоративная  - Яхин Ф.Ш.
  5. Ваза декоративная  - Яхин Ф.Ш.
  6. Подсвечники декоративные  - Дронжик И.А.
  7. Подсвечники декоративные (гончарные - 3 набора по 3 предмета) - Дронжик И.А.
  8. Вазы декоративные (гончарные - 7 видов) - Яшигин В.В.
  9. Пепельницы (4 вида) - Яшигин В.В.
  10. Набор для вина (3 предмета) - Яшигин В.В.
  11. Чайная пара «Скоморохи»  - Дронжик И.А.
  12. Детский набор «Чебурашка» (5 предметов) -  Парфенова Л.Н.
  13. Чайно-кофейный сервиз «Золушка» (3 предмета) -  Кальянова Н.И.
  14. Кофейный набор (3 предмета) - Галактионова С.М.
  15. Мелкая пластика «Ярмарка» - Широкова О.И.
  16. Вазы декоративные (5 предметов) -  Парфенова Л.Н.
  17. Набор для крепких напитков (штоф конический и 2 стакана) - Широкова О.И.
  18. Бокалы подарочные (3 предмета) - Широкова О.И.
  19. Наборы мисок (2 набора по 3 миски) - Тютикова С.И.
  20. Набор для крепких напитков (штоф розовый и 2 бокала) - Широкова О
  21. Питьевой набор «Осенний» (2 предмета) - Форма - Суслова Н.В. Роспись - Парфенова Л.Н.
  22. Питьевой набор «Дачный» (2 предмета) - Форма - Суслова Н.В. Роспись - Галактионова С.М
  23. Кубок подарочный - Кальянова Н.И.
  24. Декоративная ваза - Широкова О.И.
  25. Кружка подарочная - Парфенова Л.Н.
  26. Ваза декоративная - Яшигин В.В.
  27. Ваза декоративная - Яшигин В.В.
  28. Ваза декоративная - Яхин Ф.Ш.
  29. Ваза декоративная - Яхин Ф.Ш
  30. Блюдо декоративное  - Дронжик И.А.

 

Список демонстрирует большой ассортимент образцов Богашевского керамического и Лучановского стекольного заводов.

 

Еще одним итогом этой выставки стало награждение Главным комитетом ВДНХ ММП главного художника завода В.А. Цивина серебряной медалью и премией в размере 100 рублей. Он был поощрен за разработку нового по форме чайного набора из керамики с применением подглазурной росписи солями. Сервиз отличался  новым орнаментальным и цветовым оформлением, выполненным на основе развития традиций народного искусства Томской области. Набор художника внедрен в производство, пользуется заслуженным успехом у потребителя, расширяет ассортимент товаров народного потребления. Экономический эффект от осуществления проекта в 1976 г. составит 9,6 тысяч рублей.[6]

Работы А.В. Цивина[7] были представлены на IV зональной художественной выставке «Сибирь социалистическая», проходившей в Томске, в 1975 г. В каталоге [8]указаны:

 

ЧАЙНЫЙ НАБОР НА 6 ПЕРСОН. 1974 г.

I вариант глина белая, подглазурная роспись

II вариант глина белая, глазурованная роспись

 

ЛИКЕРНО-КОНЬЯЧНЫЙ НАБОР «ОХОТА». Декоративный штоф, 6 рюмок. 1974 г.

Глина белая, глазурованная

 

ДЕКОРАТИВНАЯ КРУЖКА «СЕВЕРНЫЙ ТАНЕЦ». 1974 г.

Глина, роспись по сырой эмали. 15,5х16х22

 

ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ЗЕМЛЯ. ВОДА. ВОЗДУХ». 1974 г.

Глина, роспись эмалями

Декоративная композиция «Земля». 12х29х35

Декоративная композиция «Вода». 9,5х25х38,5

Декоративная композиция «Воздух». 10х12х55

 

ЧАЙНИКИ «БУКЕТ». 1974 г. Глина белая, подглазурная роспись

Чайник большой 12х20х25

Чайник малый 12х15х20

 

ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЮ «МОЙ ЗАВОД». 1974 г. Глина белая, роспись по сырой эмали.

Декоративный штоф. 15х24х22

Два расписных блюда. D - 30.

 

Молодой талантливый художник работал в Томске всего 4 года

 

 

Литература:

Томские художники. Альбом - справочник членов союза художников Томска. Автор вступительной статьи, биографических справок, приложений Т.Н. Микуцкая. 1997. 176 с. ил. С.170.

Каталог. Четвертая зональная художественная выставка Сибирь социалистическая. 1975. Томск. Составители каталога: А.А. Абисова, Л.П. Обухова, Л.В. Рублева. Редактор Л.П. Обухова. Новосибирск, 1975. 168 с. Ил

Воспроизведение «Мой город» //Декоративное искусство, № 3, 1976. С. 42

Кантор К. Будни искусства и праздник труда// Декоративное искусство, № 6, 1976. С. 3

Архив Трунина Н.П. Постановление № 329 – н от 21.05.1976 г.; Письмо ЦБНТИ ММП № 672 от 23.04.1976 г.; Постановление № 338 – н от 26.09.1975 г.; Письмо НИИХП № 25/521 от 23.03.1975 г.

Ротман В.Г. Томские художники. Западно-сибирское книжное изд-во, томское отделение. Томск, 1978. С.108.

Популярная художественная энциклопедия. Под ред. Полевого В.М. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1986

 

 

[1]Ротман В.Г. Томские художники. Западно-сибирское книжное изд-во, томское отделение. Томск, 1978. С.108.

[2] http://www.antique-salon.ru/forum/index.php?showtopi. 20.11.2016 г. Владимир Цивин. Беседы с Горацием в коммуналке

 

 

[3]Архив Трунина Н.П. Письмо НИИХП № 25/521 от 23.03.1975 г.

[4] Архив Трунина Н.П.  Постановление № 338 – н от 26.09.1975 г.

[5] Архив Трунина Н.П.  Письмо ЦБНТИ ММП № 672 от 23.04.1976 г.

[6]Архив Трунина Н.П.  Постановление № 329 – н от 21.05.1976 г.

[7]Томские художники. С.170.

[8]Каталог IV зональной художественной выставки «Сибирь социалистическая». Томск, 1975. Редактор Л.А. Обухова. Сост. А.А. Абисова, И.П. Обухова, Л.В. Рублева

 


Большой чайник (Чайный сервиз «Букет»)

Сахарница (Чайный сервиз «Букет»)

Чайные чашки. Внутренняя часть (Чайный сервиз «Букет»)
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.