Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 145-летию со дня рождения Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули

31 января (12 февраля) 1872, д. Крынки близ Бялыничей Могилевской губ. – 1957, Москва. Настоящая фамилия художника – Бируля. Псевдонимом художник выбрал название родной местности – Бялыницкий.
Витольд Каэтанович Бялыницкий–Бируля принадлежит к плеяде крупнейших мастеров отечественного лирического пейзажа настроения. Художник прожил долгую и творчески наполненную жизнь. Успех пришел к нему еще в годы учебы в Москве, в последующие годы Императорская Академия художеств присвоила ему звание академика живописи, в советское время в 75 лет избран действительным членом Академии художеств СССР, в 1944 ему присвоено звание народного художника Белорусской ССР, в 1947 – народного художника РСФСР.
Живописец. Рисовальщик. Автор пейзажей. Учился во Владимирском кадетском корпусе в Киеве, одновременно в Киевской рисовальной школе (1885–1889) у Н.И. Мурашко, в Московском училище ваяния и зодчества (1889–1897) у И.М. Прянишникова, С.А. Коровина, Н.В. Неврева, В.Д. Поленова. Академик с 1908. Жил и работал в Москве, совершал многочисленные творческие поездки, много выставлялся, произведения хранятся во множестве музеев.

В Томском областном художественном музее хранятся три работы художника. Две из них можно отнести к наиболее значительным произведениям в творчестве мастера. Одна из работ представляет собой образец картины–этюда, характерного для творчества художников московской школы пейзажа начала XX века.
В произведениях В.К. Бялыницкого-Бирули традиции живописи передвижничества соседствуют с новыми выразительными средствами, выработанными мастерами московской пленэрной живописи.
Пейзаж «Крым. Цветущий май» – убедительное свидетельство непревзойденного мастерства Бялыницкого-Бирули в передаче тональных нюансов, тончайших модуляций цвета первой зелени, окутанной влажным воздухом. По словам самого художника, его остро волновало «молчаливое созерцание вечера, сумерек, рассвета, когда слышишь биение собственного сердца», когда «…жаль расставаться с тем, что видишь, боишься вспугнуть нахлынувшее, овладевшие тобой думы, мечты».
Пейзажи этого мастера передают ощущение радости, испытываемой им от восприятия самого простого дня, даже неяркого, пасмурного. Живописец Бялыницкий никогда не стремится к эффекту, выбирая мотив и состояние дня. Если он пишет обжитой пейзаж, то чаще всего это очень простой по мотивам деревенский пейзаж, удивительно тонкий при этом по наблюдательности.
Картины из собрания Томского областного художественного музея типичны для мастера по изображенным мотивам, довольно немногочисленным в его творчестве. Излюбленными мотивами в творчестве Бялыницкого-Бирули были изображения ранней весны с тяжелым тающим снегом, первыми проталинами, зеркалами талой воды. Полотно из томского собрания «Начало весны» перекликается по настроению с известными его полотнами с одинокими деревенскими домами или деревенской окраиной «Весна идет» (1910-е), «Начало весны» (1912), «Талые воды» (1927) из Национального художественного музея Республики Беларусь. Художника всего волновала возможность передать весеннюю тишину. «Как-то по-особенному понять, почувствовать, подслушать природу», по его словам, помогали постоянные поездки, особенно совместные с А. Степановым. И. Левитан говорил, что картины Бялыницкого удивительным образом сохраняют, доносят до зрителя особое состояние духа, которое предшествует творчеству.
Наполненное ярким светом полотно «Голубая весна» с близким по характеру мотивом решено живописцем в ином эмоциональном ключе, написано темпераментно, быстрой кистью.
К работам из собрания музея с полным правом можно отнести слова И.Е. Репина, сказанные им о творчестве Б.Б. Бялыницкого-Бирули: «…Его мягкий лиризм освежает душу».

Произведения В.К. Бялыницкого-Бирули
в Томском областном художественном музее (ТОХМ)

КРЫМ. ЦВЕТУЩИЙ МАЙ. 1912
Холст, масло. 67х81,5. Справа внизу: В. Бялыницкiй – Бируля / 1912 / Крымъ. Пост. в 1982 г. из ТОКМ, куда в 1979 от Ю.В. Невзорова (Москва). ТОХМ Ж – 150
Произведение участвовало в 41 выставке Товарищества передвижных художественных выставок, а также в выставках из собрания Ю.В., Ю.Ю., В.И. и П.И. Невзоровых в Новосибирске, Барнауле, Томске в 1979 г.; из фондов ТОХМ 1980–1981; из фондов ТОХМ Томск, 1982–1983 гг. С 1986 по 2014 гг. включалось в постоянную экспозицию ТОХМ.

ГОЛУБАЯ ВЕСНА
Холст, масло. 51,5х41,7. Справа внизу: В. Бялыницкiй-Бируля. Пост. в 1984 г. от В.Е. Лаврентьевой (Новосибирск). ТОХМ Ж – 680
Экспонировалось на выставке новых поступлений ТОХМ в 1985 г.

НАЧАЛО ВЕСНЫ
Холст, масло. 65,5х79. Слева внизу: В. Бялыницкiй-Бируля. Пост в 1988 г. с аукциона – торга «Наследие» (Ленинград). ТОХМ Ж – 967

Материал подготовлен И. П.Тюриной


Голубая весна

Крым. Цветущий май.

Начало весны
 
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.