Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 185 лет со дня рождения великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина

В 2017 году исполнилось 185 лет со дня рождения великого русского пейзажиста Ивана Ивановича Шишкина (1832-1898)

Творчеством величайших мастеров И.И. Шишкина, М.К. Клодта, В.В. Верещагина в русском пейзаже утверждается объективное направление, проповедующее аналитический подход к изображению природы.

РИСУНКИ И.И. ШИШКИНА В ТОМСКОМ ОБЛАСТНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ

Шишкина настойчиво манило изучение русского пейзажа, родная природа для него сделалась неиссякаемым источник познания. Средством развития художнического таланта он считал только натурные этюды и рисунки. Художник почти никогда не расставался с карандашом. К рисунку он обращался чаще, чем другие пейзажисты его эпохи. В творческом наследии художника тысячи рисунков. Для него рисунок стал самостоятельным вид творчества. Великолепно чувствуя «музыку карандаша» (его собственное выражение), он неустанно совершенствовал мастерство рисовальщика.

Для творчества И.И. Шишкина характерны два вида рисунка, и оба они представлены в нашем собрании.

Меньшую группу в его творчестве составляют наброски и зарисовки, передающие самые общие впечатления, и рисунки, связанные с собиранием материала для картин. Шишкин обладал талантом находить в природе черты и композицию будущей картины, Его натурные рисунки почти всегда заключают в себе элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива, как в наброске «Лесная сторожка». Зачастую такие рисунки играли роль эскиза для картины. Им присущи меткость наблюдения, пластичность, точность рисунка в деревьях, взятых в общих очертаниях. В таких рисунках Шишкин часто пользуется простым графитным карандашом, работая точной контурной линией.

К этой группе примыкают и рисунки отдельных фрагментов пейзажа, выполненные в целях изучения природы в больших и малых проявлениях. Таких, как рисунок «Камни», сделанный во время поездки в Цюрих 1863–1864 годах для совершенствования в пейзажной живописи. Иван Иванович в письмах из-за границы рассказывал: «От моих рисунков здесь просто рот разевают…». Подтверждал этот факт в своих письмах и И.Е. Репин: «Публика бывало ахала, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок. А рисунок, точно чудом и волшебством каким от такого грубого обращения автора выходил все изящней и блистательней».

Шишкин свободно и непосредственно запечатлел камни, освещенные солнцем. Здесь великолепно пластически трактованы природные формы, передана вещественность. Важнейший компонент этого фрагмента пейзажа – ощущение света, красивая игра света и теней. Художник работает то быстрым коротким зигзагообразным штрихом, то более глубоким черным тоном, присутствие которого заставляет жить каждую линию и нетронутую художником бумагу.

Характерная для русской живописи вообще любовь к лесу, нашла свое наивысшее воплощение в работах Шишкина, будь то законченные произведения или небольшие зарисовки. Он находит ритм и гармонию там, где ее не видят другие.

В рисунке «Деревья». Бурелом» Шишкин работает без растушевки, одним карандашом. Разнообразным живым ритмичным штрихом художник прорабатывает поваленное дерево. Его ствол, крупные ветви, сухие сучья и ветви, сохранившие листья, сделаны без выписывания. Сваленное дерево проанализировано им с четким пониманием конкретной формы. И все же, несмотря на документальную точность, его графические работы это «не гербарий», как заметил А. Федоров-Давыдов. Шишкин словно делает биографию дерева, работает как тонкий портретист, в каких-то частях рисунка исследуя все трещины и изъяны в коре дерева.

Большая часть рисунков Шишкина представляет собой самостоятельные станковые рисунки. И.И. Шишкину принадлежит огромная роль в развитии русской реалистической станковой графики. Стремление художника к созданию реалистического и содержательного пейзажа, приводит его в графике к работе над своеобразными «рисованными картинами». Композиционные листы, в которых Шишкин стремился приблизиться к картине, требовали уже большой переработки натурных наблюдений. В них художник, по выражению А. Федорова-Давыдова, пытался изобразить «сложность лесного пейзажа во всем обилии и переплетении ветвей, один за одним идущих слоев листьев, в нагромождении мхов, стволов, листьев, бурелома, трав, цветов».

Иногда в законченных рисунках, к подобным принадлежит «Лес», И.И. Шишкин переходы от тона к тону делает непрерывными, бумага всюду скрывает под карандашом, в результате появляется излишняя детализированность, измельченность штрихов. Наш лист мастер планомерно прорабатывает итальянским карандашом и белилами по тонированной бумаге, используя процарапывание.

В дальнейшем мастер преодолевает внешнюю многословность, что характерно как для его живописи, так и для графики. Он создает теперь в работах единый цельный образ, углубляясь в который зритель видит постепенно детали и подробности (картина «Лесная глушь» 1973). Особенно плодотворным для него стал период 1870-х годов, когда Шишкин на летние месяцы переезжал на дачу на станцию Козлова-Засека под Тулой, где поразительно много работал. Шишкин дает национальные русские пейзажные образы леса, обращаясь к мотивам близким и понятным простому человеку.

По манере и исполнению сепия «Лесной пейзаж» (1873) близка ко многим натурным рисункам, сделанным в Козловой-Засеке. В работах этого времени Шишкин часто создает замкнутые композиции с выделенным первым планом, заставляя вглядеться в каждый предмет, помещенный в пейзаж. Мастер выбирает естественную точку зрения на уровне глаз, отсюда тщательная проработка первого плана. Великолепно использует он разнообразные приемы работы над листом: от свободной линии и тонкого штриха до сложной светотеневой моделировки с применением растушки. Шишкин в этот период добился завершенности в трактовке форм, филигранности отделки, умело сочетая их с единством пейзажа.

Произведение «Лесной пейзаж»1873года оценивается как одно из лучших, сделанных мастером в этот период в технике сепии.

Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

1832, Елабуга Вятской губ. – 1898, Санкт-Петербург

Живописец. Рисовальщик Гравер. Учился Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1852–1856) у А.Н. Мокрицкого, в Академии художеств (1856–1860) у С.М. Воробьева. Пенсионер академии в Германии, Швейцарии (1862–1865). Академик с1865. Профессор с 1873. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Общества русских аквафортистов, член Московского общества любителей художеств. Участник выставок АХ, ТПХВ и др.

Каталог работ И.И.Шишкина в ТОХМ

Составитель И.П. Тюрина

 

 


И.И. Шишкин. Лесной пейзаж. 1873

И.И. Шишкин.Деревья

И.И. Шишкин.Камни

И.И. Шишкин. Лес

И.И. Шишкин. Лесная сторожка

И.И.Шишкин

Портрет И.И.Шишкина. Иван Крамской. 1873
 
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.