Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и мастер-классы / К 130–летию крупнейшего томского живописца 1910-х годов Митрофана Максимовича Полякова
Митрофан Максимович Поляков как «целый институт искусств и искусствознания»
Митрофан Максимович Поляков родился 17 мая (30 по новому стилю) 1885 г. в крестьянской семье в Тамбовской губернии. Образование получил в Козловском уездном училище, после которого с 1900 по 1906 гг. учился в Москве в одном из лучших художественных училищ того времени – Строгановском.
До приезда в Томск совершил заграничную поездку, некоторое время жил и работал в Елиcаветграде, где был участником и организатором художественных выставок.
В Томск Поляков приехал в 1913 г. на место преподавателя рисования в коммерческое училище. Рекомендовал его на свою должность, уезжая из Томска, известнейший в городе художник М.М. Щеглов – соученик по Строгановскому училищу. В 1914 г. к учащимся училища прибавились студенты учительского института, куда рекомендовал его вместо себя другой известный художник и педагог – С.М. Прохоров.

Педагог, пропагандист художественных знаний
Поляков–педагог оставил значительный след в душах учеников. Через десятилетия студент учительского института В. Медведев писал в воспоминаниях: «…Учитывая, что студенты хорошо ознакомлены с историей классической живописи, новый преподаватель стал знакомить их с некоторыми западно-европейскими художниками, например с творчеством …Мане, …Моне, Гогена и др. По-видимому, с этими художниками было какое-то духовное родство…». Ученики с благодарностью вспоминали занятия с художником, прогулки с ним по городу, когда он учил их видеть уникальную красоту памятников деревянной архитектуры.
В конце 1910 – начале 1920-х гг. М.М. Поляков стал вести занятия в художественной студии при политехникуме (бывшее коммерческое училище) и в собственной студии. Как представляется из всего известного нам о художнике, не только ради дополнительного заработка. Из его студий вышло немало сибирских художников. С благодарностью хранил память о первом учителе как о талантливом художнике и широко-образованном человеке академик, народный художник РСФСР К.И. Рождественский.
Большой популярностью пользовались у томичей открытые лекции, на которых Поляков делился и личными впечатлениями от выставок, музеев и бесед с художниками в Москве. Эрудиция М.М. Полякова, великолепная оснащенность лекций иллюстративным материалом вызывали живой отклик у слушателей. По словам художницы Е.Г. Мако-Тюменцевой, Поляков был «хорошим искусствоведом, проводившим в Томске много лекций и докладов». Даже в голодные и холодные 1917–1918 гг. он не сдавался, пытался говорить о прекрасном. В 1920 г. Поляков служил лектором по делам искусств при секции изобразительного искусства Губернского отдела народного образования.

Поляков – живописец
Талантливый живописец Митрофан Поляков был замечен зрителем и критикой на первой же выставке, в которой он участвовал в год появления в Томске. Среди большого числа работ, показанных группой сибирских художников в ноябре-декабре 1913 г., «по уровню исполнения» рецензенты выделили только произведения Полякова. Художник показал тогда пейзажи Крыма и Русского Севера.
«Смелая техника» живописца впоследствии привлекала внимание посетителей ежегодных выставок Томского общества любителей художеств. Членом общества он стал сразу по приезде в город, а в декабре 1914 г. уже был избран в состав нового правления общества и занимается организацией очередной выставки.
Митрофан Поляков работал в разных жанрах. Среди его произведений картины на евангельские сюжеты, предназначавшиеся для церкви политехникума («Молящийся Христос»), жанровые полотна на сибирскую тематику («Промывка золота на сибирских приисках»), интерьеры, натюрморты. Доминировал в его творчестве пейзаж. Художник тонко передавал в пейзажах сложные состояния природы. Излюбленными местами его работы на природе становятся берега Ушайки и Басандайки, окрестности деревень Петухово и Протопопово. Вероятно, из Томска художник совершил творческую поездку на Урал, что нашло отражение в сюжетах его работ. Даже небольшое число сохранившихся произведений этого мастера отличает неповторимость построения и колористического решения полотен. Поляков стал самым значительным из живописцев, работавших в Томске во второй половине 1910-х гг. Высказывалось даже мнение, что он был «на голову выше других томских художников».
В полном объеме с творчеством М.М. Полякова томичи познакомились в мае 1918 г. в политехникуме на персональной выставке, где было показано 206 работ. Сохранился каталог этой выставки. Художник К. Зеленевский в своем отзыве на выставку отметил «…богатую любовь художника к краскам и их тонам», его творческие поиски в различных художественных направлениях и умение интересно подать работы.
Знаменательно, что художник одновременно со своими произведениями показал работы учеников, воспринятые как «интересные и разнообразные». Поляков не оставлял преподавательскую и студийную работу до конца своих дней. Работать как живописец и выставляться Поляков продолжил в сложнейший период начала 1920-х гг. Рядом с картинами учителя на выставках почти всегда были работы его учеников-студийцев.

Многогранность личности Полякова
Творческая деятельность Полякова была удивительно многоплановой.
О подвижничестве Полякова трудно сказать лучше, чем это сделал в 1925 г. известнейший советский искусствовед А.Н. Тихомиров, 1920-х гг. живший в Томске: «Постоянно в контакте со всем, что было художественного, живого в Томске, Митрофан Максимович не жалел ни времени, ни здоровья для того, чтобы культивировать в каждом молодом и старом, с кем ему приходилось иметь дело, ту любовь к искусству, которой он был исполнен…».
В 1914 г. Поляков выступал с несколькими молодыми художниками в прессе против варварской реставрации икон и настенной живописи Никольской церкви Томска. Поляков, бесспорно, мог оценить художественный уровень выполняемых работ, поскольку профессионально изучал иконопись в Строгановском училище и коллекционировал иконы.
В 1916 г. он создавал декорации к детским операм, ставившимся учащимися политехникума.
Особенной общественной активностью жизнь Митрофана Максимовича была наполнена в конце 1910-х гг. В этот период он становится одной из наиболее влиятельных фигур в томской художественной культуре.
Следует отметить, что Поляков не руководствовался в своей деятельности какими-либо политическими установками. В период с декабря 1917 г. по декабрь 1919 г. трижды менялась политическая власть в городе, а художник жил творческими проблемами. В мае 1918 г. Поляков был среди организаторов нового художественного объединения – Союза томских художников, в декабре участвовал в первой выставке этого союза. В июне того же года Поляков работал в жюри выставки плаката, организованной в помощь армии. В апреле 1919 г. он избирался Городской думой в комитет по организации Дома искусств, который на свои средства решил строить П.И. Макушин. В апреле же участвовал в выставке футуристов, устроенной в городе Д. Бурлюком.
В 1921 г. Поляков опубликовал свой труд «Постановка графического искусства за границей».
Митрофан Поляков имел непосредственное отношение к открытию Томского Краевого музея. В 1920 г. художник включился в работу секции охраны памятников искусства и старины Губнаробраза, сборы которой составили основу собрания музея.
Поляков не только работал в жюри активно проводившихся художественных конкурсов, в 1920 г. сам представлял эскиз на конкурс на роспись люнета Пролетарского клуба (хранится в музее).
В 1923 г. Поляков организовал вместе с П. Подосеновым и А. Ивановым художественную артель для обслуживания клубов и театров, «усиленная работа которой была известна не только в Томске». В 1923 г. они выполнили роспись здания Сибревкома в Новониколаевске (Новосибирск, роспись на сохранилась).

Поляков - коллекционер и собиратель
Страсть коллекционера и верный глаз позволили Полякову собрать редкую для Томска художественную коллекцию. В его коллекции были академические рисунки, отмеченные золотыми медалями Академии художеств, среди которых оригиналы П.П. Чистякова, И.Е. Репина и других выдающихся русских художников. В этом собрании нашли место «лучшие образцы творчества всех томских художников» и работы москвичей, которые он неоднократно давал на томские художественные выставки в 1910-х гг.
Довольно много произведений из своей коллекции Поляков показал в 1916 г. на городской выставке произведений старых мастеров: картину, приписываемую великому Я. Тинторетто, «Моисей, источающий воду из скалы», копии с Давида Тенирса Мл. «Курильщики», копии портретов императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, а также гравюры выдающихся европейских мастеров и многое другое.
Украшением коллекции А.Н. Тихомиров считал «прекрасный подлинник венецианского художника XVI века мастерской, а может быть, и руки самого Тинторетто «Моисей, высекающий воду из скалы». Упоминание об этой картине встречается в нескольких источниках.
«Был у старика Полякова. На стене висит подлинный Тинторетто!» – записал, посетивший Томск в 1920 г. омский художник В. Уфимцев.
Любопытнейшую историю появления картины в собрании Полякова рассказал В. Медведев. «Однажды Поляков пришел на занятия в институт крайне утомленным, со всеми признаками последствия бессонной ночи, кто-то из студентов спросил его: «Вы, кажется, нездоровы, Митрофан Максимович? – Нет, – возразил преподаватель, – я вполне здоров, но я несколько дней почти совсем не сплю. Несколько дней тому назад у меня в паршивенькой лавчонке разыгралась сцена точь-в-точь как в гоголевской повести «Портрет»: я обнаружил там картину, находящуюся в ужасном состоянии. Сюжет библейский: «Моисей иссякает воду из скалы». Я уверен, что картина принадлежит кисти Тинторетто. Повторяю: современный вид картины кошмарный, ее многократно подмалевывали невежественные маляры… И вот я несколько ночей просиживаю над ней, чтобы снять с нее все постороннее и привести ее в первоначальное состояние… Когда окончу работу, приходите ко мне посмотреть этот шедевр. Уверяю вас: вы будете чувствовать себя как в итальянском хранилище редких полотен». Когда через несколько дней студенты пришли к художнику, картина произвела на них неизгладимое впечатление. Судьба найденного Поляковым шедевра сейчас неизвестна.
Поляков сохранил для потомков и передал в Томский краевой музей значительное количество художественных ценностей. В 1924 г. в музей от него поступили 9 картин маслом, 4 старинных бронзовых медальона, 3 иконы, чугунное распятие, 9 старинных книг и большое количество диапозитивов. Не раз еще поступали в музей из его собрания картины, медное литье, деревянные рельефы и др. Об уровне, собранных им икон, говорит то, что иконы из его коллекции показываются в постоянной экспозиции музея.
В июне 1924 г. Поляков уехал из Томска. В 1924—1925 гг. он назначен директором Нижегородского художественного техникума, где сумел четко организовать учебный процесс, расширил круг преподаваемых дисциплин, многие из которых вел сам. В Нижнем Новгороде его оценили как пейзажиста и как преподавателя, который «превосходно знал конструкцию постановочного, учебного рисунка».
Жизнь художника Полякова закончилась трагически в 1925 г., пожалуй, в самый тяжелый для художников период. Огромное напряжение в работе, которой Поляков не мог не заниматься в силу своего характера и мировосприятия, при крайней нужде, в которой пребывала в те годы творческая интеллигенция, подорвало душевные силы художника, закончившего жизнь самоубийством.

Поляков в оценке современников
Современники М.М. Полякова осознавали значение художника в культурной жизни города. В мае 1925 г. совет краевого музея и художники организовали 3-дневную бесплатную выставку его произведений и приурочили к ней специальное заседание в память об ушедшем товарище.
В обзоре коллекции краевого музея в 1927 г. его директор М.Б. Шатилов сообщал, что работы Полякова занимают в ней видное место.
Высокую оценку деятельности Полякова уже из Москвы дал А.Н. Тихомиров: «М. Поляков имел в Томске значение чуть ли не целого института искусств и искусствознания», – писал он в 1925 г.
Имя Митрофана Максимовича Полякова, бесспорно, стоит в ряду самых славных имен работавших в Томске художников – подвижников и пропагандистов изобразительного искусства.

Основные источники
Архивы: Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 677. Оп. 1. Д. 7046; Архив Томского областного краеведческого музея. Оп. 6. Д. 99; Л. 44; Оп. 1. Д. 332. Л. 2.Воспоминания К.П. Юхневич – Атласовой; Архив Томского областного художественного музея. Фонд Л.И. Боженко. Медведев В. Мои воспоминания об искусстве в Томске; НБ ТГУ. Архив Г.Н. Потанина. Переписка. № 1210.
Сибирская советская энциклопедия. Т. 4. О–С.– Стб. 420–421.
Шатилов М. Исторический очерк и обзор Томского Краевого Музея // Труды Краевого Музея. Т.1. – Томск, 1927. – С. 3.
Муратов П.Д. Художественная жизнь Сибири 1920-х годов. Л., 1974. С. 36–37.
В круге Малевича. Соратники. Ученики. Последователи в России 1920–1950-х. – М., 2001.– С. 241, 249.
Каталог выставки картин М.М. Полякова.– Томск, 1918.
Помыткина Л.И. Нижегородский художественный техникум // URL:http://arzamas-rajon.ru/nizhegorodskij-hudozhestvennyj-tehnikum.html
Сибирская жизнь (Томск). 1913 № 226; 1914 № 2, № 4; 1915 № 29; 36; № 236; 1918. № 54; 1919 № 73; Утро Сибири (Томск). 1914 № 2, № 3; Знамя революции (Томск). 1918 № 4, 87, 88, 97; 1920 № 261; Красное знамя (Томск). 1922 № 207, 1924 № 39. Тихомиров А.Н. Искусство Сибири // Северная Азия. 1925 № 5, 6; Первый съезд художников //Сибирские огни. 1927 № 3. С. 228.

© Тюрина Инна Петровна,
старший научный сотрудник
Томского областного художественного музея


Каталог произведений М.М. Поляков в собрании Томского областного художественного музея (ТОХМ)

Пояснения к каталогу
Описания произведения включает следующие сведения: название (скобках иное название, зафиксированное в литературе, архивах и др. источниках); дата создания, материал и техника; размер (в сантиметрах, первая цифра означает высоту, вторая – ширину); подписи и надписи; год и источник поступления.
Отдельными рубриками даны:
Реставрация произведения.
Выставки – хронологический перечень выставок, на которых экспонировалось произведение с указанием года и места, а также номера или страницы каталога.
Постоянные экспозиции музеев – содержат хронологический перечень экспозиций музеев.
Каталоги – каталоги музейных собраний, где бытовало произведение ранее и каталоги ТОХМ.
Литература. Периодика – указываются издания, содержащие сведения, описания или упоминание произведения.
Названия выставок и каталогов даны в сокращении.

ЖИВОПИСЬ

СТОГА. 1915
Холст, масло. 47х66,2. Справа внизу: Поля... 1915. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда до 1933
Реставрация 1998. Реставратор М.В. Новак, руководитель В.В. Кузнецов (ВХНРЦ, Москва)
Выставки: Картин художника Полякова. Томск 1918, № 12; Томск художественный 1999, с. 21. № 60, с. 56 (воспроизведение); Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск 2002 (без каталога)
Постоянные экспозиции музеев: Серебряный век живописи губернского Томска. ТОХМ 2009–2013
Каталоги: ТОХМ 1993, с. 102 (воспроизведение); ТОХМ 2012, с. 46
Литература: Войтеховская М.П., Тюрина И.П. Томский государственный педагогический университет: Живопись ХХ века. Томск 2002, с. 33; Томский государственный педагогический университет. 1902–2002. [Календарь. Томск, 2002]. Воспроизведение среди ил.; Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну. Вып. 12. Кемерово 2014, с. 315-316.
Ж-769

В ПОЛЕ (НА СОЛНЫШКЕ). ЭТЮД. До 1918
Холст, масло. 40х50,5. Пост. в 1982 из ТОКМ
Реставрация 2009 в ТОХМ. Реставратор М.В. Новак
Выставки: Картин художника Полякова. Томск 1918, № 30; Томск художественный. Начало XX века. К 90- летию томского общества любите лей художеств. Томск 1999, с. 21; Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск 2002 (без каталога)
Постоянные экспозиции музеев: Серебряный век живописи губернского Томска. ТОХМ 2009–2013
Литература: Войтеховская М.П., Тюрина И.П. Томский государственный педагогический университет: Живопись ХХ века. Томск 2002, с. 35; Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну. Вып. 12. Кемерово, 2014, С. 317.
Ж-760

ГОРА СОКОЛ. КРЫМ. СУДАК. До 1918
Холст, масло. 57х49,5. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда до 1925
Выставки: Картин художника Полякова. Томск, 1918. № 97; Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск 2002 (без каталога)
Каталоги: ТОХМ 2012, с. 46
Литература: Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну. Вып. 12. Кемерово 2014, с. 315.
Ж-768

ДЫМНЫЙ ВЕЧЕР НА УШАЙКЕ. До 1918
Холст, масло. 58х85. На обороте: М.М. Поляковъ / Дымный вечеръ. На Ушайке. Ц. 75 р. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда до 1925
Реставрация 2009 в ТОХМ. Реставратор М.В. Новак
Выставки: Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск, 2002 (без каталога)
Постоянные экспозиции музеев: Серебряный век живописи губернского Томска. ТОХМ 2009–2013.
Каталоги: ТОХМ 2012, с. 46
Литература: Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну. Вып. 12. Кемерово 2014, с. 316–317.
Ж-234

ЗА ЛАМПОЙ (ПРИ ЛАМПЕ). До 1918
Холст, масло. 78х60. На обороте: худ. Поляков За лампой. Пост. в 1982 из ТОКМ
Реставрация в 1996–1997 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Выставки: Картин художника Полякова. Томск 1918, № 17 (При лампе); Художники Томска. Томск 1966; К. Зеленевский и его школа. Томск 1998; Томск художественный. Начало XX века.
К 90- летию Томского общества любите лей художеств. Томск 1999, с. 21; Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск 2002 (без каталога); Сибирское искусство начала XX века из музеев Красноярска, Новосибирска, Томска. Красноярск, Новосибирск, Томск 2005 (без каталога)
Постоянные экспозиции музеев: ТКМ 1927 (Комната при вечернем освещении); ТОКМ 1966; Серебряный век живописи губернского Томска. ТОХМ 2009
Каталоги: Добрынина Н П. Реставрация произведений живописи из музеев Сибири, Томск 2008, с. 108. ТОХМ 2012, с. 46
Литература: Шатилов М.Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Труды Томского краевого музея. Том I. 1927 г. Томск 1927, с. 34 (Комната при вечернем освещении); Войтеховская М.П., Тюрина И.П. Томский государственный педагогический университет: Живопись ХХ века, Томск 2002. с. 39; Томский государственный педагогический университет. 1902–2002. [Календарь. Томск, 2002]. Воспроизведение среди ил.; Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну. Вып. 12. Кемерово 2014, с. 317.
Ж-251

ЗАКАТ НА ЗАДВОРКАХ. До 1918
Картон, двп, масло. 96, 5х80. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда до 1925
Реставрация: ГЦНХРМ (в Томске) 1966. Реставраторы В.Н. Карасева, О.П. Тесленко; 1986–1987 в ТОХМ. Реставратор Н.П. Добрынина
Выставки: Картин художника Полякова. Томск 1918, № 122 (Задворки?); Художники Томска. Томск 1966; Искусство, рожденное революцией. Томск 1987; Реставрация произведений станковой масляной живописи. Томск 1991, с. 5; К. Зеленевский и его школа. Томск 1998; Томск художественный. Начало XX века. К 90- летию томского общества любите лей художеств. Томск 1999, с. 21. 58 (воспроизведение); Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск 2002 (без каталога); Сибирское искусство начала XX века из музеев Красноярска, Новосибирска, Томска. Красноярск, Новосибирск, Томск 2005 (без каталога)
Постоянные экспозиции музеев: ТКМ 1927; Серебряный век живописи губернского Томска ТОХМ 2009–2013
Каталоги: Добрынина Н П. Реставрация произведений живописи из музеев Сибири, Томск 2008, с. 108; ТОХМ 2012, с. 47
Литература: Шатилов М.Б. Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Труды Томского краевого музея. Том I. 1927 г. Томск 1927, с. 34; Войтеховская М.П., Тюрина И.П. Томский государственный педагогический университет: Живопись ХХ века, Томск 2002, с. 37, Томский государственный педагогический университет. 1902–2002. [Календарь. Томск, 2002]. Воспроизведение среди ил.
Периодика: Тюрина И.П. Педагогика света и цвета // Сибирские Афины. 2002. № 3. С. 25 (воспроизведение).
Ж-758

НАД РЕКОЮ. НА ТОМИ. До 1918
Холст, масло. 63х88. На обороте: Надъ рђкою. Ц. 250 р. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда до 1925
Выставки: Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск 2002 (без каталога)
Каталоги: ТОХМ 2012, с. 47
Литература: Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну. Вып. 12. Кемерово, 2014, С. 318.
Ж-765

СУМРАЧНЫЙ ДЕНЬ. До 1918
Холст, масло. 56х86. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда до 1925
Реставрация в 2013–2014 в ТОХМ. Реставратор Н.А. Исаев
Выставки: Томск художественный. Начало XX века. К 90- летию томского общества любите лей художеств. Томск 1999, с. 21, 57 (воспроизведение); Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск 2002 (без каталога)
Каталоги: ТОХМ 2012, с. 47
Литература: Войтеховская М.П., Тюрина И.П. Томский государственный педагогический университет: Живопись ХХ века, Томск 2002. с. 41; Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну. Вып. 12. Кемерово 2014, с. 316
Ж-762

ТРОПИНКА. До 1918
Холст, масло. 54,7х48. На обороте: Поляков М.М. Тропинка. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда до 1925
Выставки: Картин художника Полякова. Томск, 1918. № 15; Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск 2002 (без каталога)
Каталоги: ТОХМ 2012, с. 47
Литература: Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну. Вып. 12. Кемерово 2014, с. 316.
Ж-757

В ЛЕСУ. ЭТЮД. До 1924
Холст, масло. 75х47,5. На обороте: худ. Поляков. В лесу. Пост. в 1982 из ТОКМ
Реставрация в 2014–2015 в ТОХМ. Реставратор Н.А. Исаев
Каталоги: ТОХМ 2012, с. 47
Литература: Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну. Вып. 12. Кемерово 2014, с. 317.
Ж-761

ЗАКАТ В ЛЕСУ (ПЕРЕД ЗАКАТОМ). До 1924
Холст, масло. 89х64. На обороте: худ. Поляков М.М. Перед закатом. Пост. в 1982 из ТОКМ
Выставки: Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск 2002 (без каталога)
Каталоги: ТОХМ 2012, с. 47
Литература: Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: от классики к постмодерну. Вып. 12. Кемерово 2014, с. 318.
Ж-759

ОГОНЬКИ. До 1924
Картон, масло. 31х39,5. На обороте: худ. Поляков «Огоньки» Томский областной краеведческий музей 1925 год. Пост. в 1982 из ТОКМ, куда до 1925
Выставки: Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск 2002 (без каталога)
Каталоги: ТОХМ 2012, с. 47.
Ж-767

ОЗЕРО. До 1924
Картон, масло. 71х47,6. На обороте: худ. Поляков. Пост. в 1982 из ТОКМ
Реставрация в 2013–2014 в ТОХМ. Реставратор Н.А. Исаев
Каталоги: ТОХМ 2012, с. 47
Ж-763

ПАРОХОД НОЧЬЮ
Картон, масло. 39х45. На обороте: Худ. Поляков Томский краевой музей 1925 год. Пост. из ТОКМ в 1982, куда до 1925
Выставки: Картин художника Полякова. Томск 1918,. № 18 (?) (Пароход на Каме); Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск 2002 (без каталога)
Каталоги: ТОХМ 2012, с. 47
Литература: Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну. Вып. 12. Кемерово 2014, с. 318.
Ж-764

СЕЛО ОРДЫНСКОЕ НА РЕКЕ ОБИ
Холст, масло. 55х44. На обороте: Поляков М.М. с. Ордынское на р. Оби. Пост. в 1982 из ТОКМ
Выставки: Любимые имена. Томские живописцы первой половины ХХ века – педагоги учительского и педагогического института. Томск 2002 (без каталога)
Каталоги: ТОХМ 2012, с. 47
Литература: Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну. Вып. 12. Кемерово 2014, с. 318
Ж-766

Составители И.П. Тюрина,
Е.Б. Гончаренко (уточнения по разделу реставрация и размерам произведений).


Публикации сотрудников Томского областного художественного музея о М.М. Полякове
Булычева Л.А. Иконы из коллекции М.М.Полякова // Материалы научно-практической конференции Томского областного художественного музея 1994.– Томск, 1995. – С. 16–22.
Тюрина И.П. Митрофан Максимович Поляков-педагог, художник, коллекционер // Вестник Томского государственного университета. Серия: Педагогика. Вып. 8.– Томск, 2000. – C. 72–76.
Тюрина И.П. Митрофан Максимович Поляков-педагог, художник, коллекционер // Ровесник века / Очерки по истории первого сибирского политехникума в Томске (1896–2006).– Томск, 2008.– C. 258–268.
Ovtchinnikova L. Poljakov Mitrofan Maksimovitch // Radauer L. Hans Franta Sidirien: Katalog du graphischen sammlung des Nordico Museum der Stadt Linz. – Linz, 2011. – С. 196.
Мурина Л.Р. Особенности творческого метода томского живописца М.М. Полякова (на материале пейзажной живописи из фонда Томского областного художественного музея) // Искусство и искусствоведение: теория и опыт: От классики к постмодерну: сб. науч. тр. / отв. ред. Н.Л. Прокопьева. Вып. 12.– Кемерово, 2014. – С. 310–320.

И. Я. Хазов. Портрет художника М.М. Полякова

М.М. Поляков. Озеро. До 1924

М.М. Поляков. Дымный вечер на Ушайке. До 1918

М.М. Поляков. В поле (на солнышке). Этюд. До 1918

М.М. Поляков. Закат на задворках. До 1918

М.М. Поляков. За лампой (При лампе). До 1918

Письмо М. Полякова к К. Рождественскому. Л. 1
 
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.