Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и мастер-классы / Портрет княжны Щербатовой: виртуальная встреча

«Такой юностью, свежестью дышит этот портрет…».

С. А. Щербатов. Художник в ушедшей России

 В бывшем особняке Асташовых музейные рабочие с крайней осторожностью в январе 1932 году распаковывали ящики, прибывшие накануне из Москвы. В них для томской коллекции художественного отдела находились картины из Музея изящных искусств. Начали с самого большого по размеру ящика. В процессе снятия слоев упаковки сначала увидели юное женское лицо, затем воздушное белое платье и веер в руках. Сомнений не было: столичные коллеги из своих фондов для университетского города выделили значительные произведения западноевропейской живописи. Из списков переданных работ сотрудники томского музея узнали имя автора полотна - Кур Ж.Д., которое им пока ничего не говорило. Тайну хранило и имя изображенной на портрете. Картина с тех пор неизменно входила в музейные экспозиции и была центром притяжения для большинства посетителей.

После создания художественного музея полотно в 1982 году вместе с другими художественными ценностями переехало в здание по переулку Нахановича и заняло центральное место в экспозиции среди картин первой половины XIX века. В следующем десятилетии после изучения сотрудниками музея архивных и литературных источников картина обрела имя модели — княжна Ольга Алексеевна Щербатова, представительница знатного рода.

Постепенно выяснялись основные факты творческой биографии Жозефа-Дезире Кура. Родился будущий живописец 14 сентября 1797 года недалеко от Парижа, в городе Руане в семье скромного достатка. Заметив интерес мальчика к рисованию, родители определили его в муниципальную школу рисования Жана-Батиста-Марка-Антуана Декампа, где он начал осваивать азы ремесла под руководством сына Декампа, профессора и куратора музея Руана. Работы Жозеф неоднократно занимали первые места в школьных конкурсах.

В 1817 году Кур поступил в Академию изящных искусств в Париже, где атмосферу определяли сторонники классицизма. Его учителем был Жан-Антуан Гро, который в свою очередь занимался у Ж.Л. Давида, французского основоположника этого стиля. Постоянная ограниченность в средствах не мешала начинающему художнику мечтать о поездке в Рим для завершения образования и изучения классических античных истоков. Выход был найден: представить работы на Римский конкурс, победа на котором обеспечивала финансирование государства.

Начинающий художник 6 октября 1821 года получил Большую римскую премию за картину «Далила передает филистимлянам Самсона» и право поездки в Вечный городе. Успех продолжал ему сопутствовать. С 1824 года Кур начал выставлять картины на исторические сюжеты в Салоне. В 1827 году представленная им в Салоне картина «Смерть Цезаря» (ныне в Лувре) имела грандиозный успех и была приобретена государством. В следующем году Кур стал членом-корреспондентом Академии художеств Впоследствии многочисленные картины художника на исторические темы («Король Людовик Филипп под флагами Национальной гвардии, 29 августа 1830», ныне в музее Версаля и др.) принесли ему славу мастера картин на подобные сюжеты. 30 августа 1831 года Академия торжественно вручила художнику Золотую медаль имени Пуссена в знак признательности и благодарности, затем он был награжден несколькими медалями на крупных выставках в Лувре, В 1838 году он стал кавалером ордена Почетного легиона, а позже был награжден орденом Датского национального флага Дании. Его полотна на исторические сюжеты неизменно имели успех на выставках Салона.

В конце 1830-х годов слава Кура докатилась до России. В 1839 году художник посетил Россию, видимо, в связи с участием в выставке в Академии художеств. Он показал девять женских портретов, которые завладели вниманием посетителей. Обозреватель выставки на страницах популярного издания «Библиотека для чтения» (1839, №37), превознося талант французского художника, писал «о кисти умной, бойкой, испытанной, о прелестной кисти», превосходящей даже кисть Карла Брюллова.

Второе посещение России художником тоже не прошло бесследно. Ф.В. Булгарин в газете „Северная пчела" (8 августа 1842) писал: „Мы будем опять любоваться прелестными портретами Кура, посещавшего Петербург за три года перед сим, и возвратившегося ныне к нам". В этот раз он исполнил портреты именитых заказчиков, самые известные из которых: Портрет Великой княгини Елены Павловные (ныне в Русском музее), принца П.Г. Ольденбургского в мундире Лейб-Гвардейского Преображенского полка и его жены (ныне в Эрмитаже), архитектора О. Монферрана, изображенного в медвежьей шубе с перстнем (личная награда от царя) у слегка заснеженной колоннады Исакия (ныне в музее Руана). В этот раз в России он, видимо, хотел получить работу у Огюста Монферрана в строившемся Исаакиевском соборе и достиг желаемого, поскольку в 1850 году расписал его купол.

Не оставляли без внимания ателье Кура представители именитых русских семей во время посещения Парижа. Его в 1840 году посетили члены семьи Щербатовы и заказали портреты, которые стали частью семейной галереи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

       

       (Портрет княжны О.А. Щербатовой)                    (Портрет княжны Е.А. Щербатовой)                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

               (Портрет княгини С.С. Щербатовой)                  (Портрет князя А.Г. Щербатова)

С историей их создания, несколько изменив фамилию художника, в книге «Художник в ушедшей России» (Нью-Йорк, 1955) поделился Сергей Щербатов, представитель следующего поколения знатного рода: «Рад я был увидеть мастерские портреты Лакура, мне близкие и даже «родные», так как он написал портреты моих бабушки и деда, в бытность их в Париже (куда они в дормизе приехали из Московской губернии, проехав всю Германию, Австрию, Италию и также проследовали дальше в Англию и Ирландию – свадебное путешествие на лошадях), и теток княгини Голицыной и княгини Васильчиковой, сестер моего отца». В ней он несколько строк посвятил художнику: «Он был серьезным портретистом, чувствовавшим аристократизм модели, шарм лица и, при всей приятности, не впадавший в слащавость и лишенный сухости знаменитого Энгра, виртуоза рисунка, каких мало».

О портрете княжны Ольги Щербатовой, оказавшемся впоследствии в коллекции томского музея, на страницах этого издания находим несколько строк: «Пушкинское время, длинные черные букли, пробор, белое, стильное, легкое платье, веер из перьев райских птиц. Такой юностью, свежестью дышит этот портрет моей тети».

Ольга выросла в известной московской семье. Ее мать София Степановна (1798—1886) происходила из рода Апраксиных, которые жили открыто, принимая всю Москву. У них был свой театр, свои актеры и музыканты, балы, фейерверки и охота. Известен альбом Софии Степановны, в котором оставили автографы (стихи, ноты, рисунки) ее современники: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, П. А. Вяземский, Е. А. Баратынский, Ф. И. Тютчев, И. С. Тургенев, А. Мицкевич, П. Виардо, Ф. Лист, Дж. Россини, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский. После замужества в 1926 году в дом Щербатовых на Садовой София Степановна перенесла привычную ей атмосферу. Он долгое время являлся центром всей старой столицы: родовой, светской и благотворительной. Очень умная и образованная, воспитанная в роскоши и богатстве, княгиня Щербатова, по свидетельству знавших её, была олицетворением «grande dame». Она сама руководила воспитанием 4 сыновей и 2 дочерей, которые с ранних лет изучали языки и литературу, занимались музыкой.

На портрете Ж.Д. Кура младшая из дочерей Ольга изображена в возрасте 16 лет. Флейлина императрицы Александры Федоровны одета по моде 1840-х годов. В таком наряде она появлялась на светских балах. В это время появляется большая строгость линий, юбка платья удлиняется, что делает фигуру более стройной. Узкая талия занижается, а обтяжной лиф заканчивается узким мысом. Вырез по-прежнему широкий и круглый, открывающий плечи. Юбка становится шире и напоминает форму колокола, спадая мягкими складками. Роза на ее платье - привычный атрибут портретов красавиц, символ юности и добродетели. Волосы в центре расчесаны на два пробора, приглажены и опускаются длинными локонами до плеч по обе стороны.

Одновременно с портретом Ольги Куром был исполнен такого же большого размера (165х123 см) портрет ее старшей сестры Екатерины. Путешествие семьи было предпринято накануне ее замужества. Свой портрет будущая княгиня Васильчикова увезла с собой в новый дом в Петербург, позднее он оказался в коллекции Эрмитажа.

О портретах их родителей (ныне в Государственном Литературном музее в Москве, ранее считались работами современника и соотечественника Ж.Д. Кура - Н. де Куртейля) Сергей Александрович написал: «Портрет бабушки Софьи Степановны Щербатовой (внучки фельдмаршала Апраксина), молодой и очень красивой. Тонкое, умное лицо, тонкие руки, белые на фоне мантилии из бархата и шиншиллы. На голове тюрбан, белый с золотом, золотой бахромой, падающей на обнаженные плечи.

Дед мой, кн. Алексей Григорьевич, генерал-губернатор Москвы, герой 1812, смотрит на меня с большого портрета своими прекрасными темными глазами; седые волосы – прическа александровских времен, военная шинель; он написан на фоне пожара Москвы в 1812». К нему родовые портреты (за исключением портрета Екатерины) перешли по наследству, и портрет Ольги Алексеевны был хорошо знаком многочисленным гостям дома.

В 1847 году княжна сменила титул. Она вышла замуж за Сергея Федоровича Голицына(1812—1849) и стала княгиней. В этот год были созданы акварельные портреты молодой четы известным художником П.Ф. Соколовым.

В отличие от французского художника акварелист в «Портрете княгини О.А. Голицыной» (ныне в Третьяковской галерее) отказался от вытянутых пропорции лица в стремлении «облагородить» натуру. Модель для него привлекательна своей юностью и естественной красотой. Русский тип ее округлого лица подчеркивает шаль с цветами.

Ее муж Сергей Федорович в 1834 году был прапорщиком Преображенского полка, в том же году стал корнетом Кавалергардского полка. С 1836 года он служил на Кавказе, но в 1840 году был уволен по семейным обстоятельствам. Через два года после создания портретов Сергей Федорович был случайно убит на охоте у В.В. Апраксина в селе Брасово Орловской губернии.

В 1913 году исполненные Куром портреты заняли достойное место в галерее семейных портретов в особняке С. А. Щербатова на Новинском бульваре, который был построен по проекту архитектора А.О. Таманяна. В архиве сохранилось фотография интерьера с видом на портрет Ольги Алексеевны между колонн. В построенном доме Сергей Александрович планировал создать «храм муз» и собирался завещать его столице. Этому не суждено было свершиться.

 

События 1917 года застали князя С.А.Щербатова в деревне. Летом этого года он спешно уехал в Ялту, а затем за границу. Часть картин из коллекции была по его просьбе передана на хранение в Румянцевский музей, но большая, в том числе и портрет О.А. Щербатовой, согласно архивным документам осталась в доме на Новинском бульваре, который был занят Народным комиссариатом по военным делам. Летом 1919 года С.И. Беккер, сестра жены князя, написала письмо руководителям Комиссариата, в котором указывала на разграбление и порчу коллекций и родового имущества: «Большевики, внявшие каким-то нелепым слухам, что владелец запрятал за тяжелыми рамами деньги, жадно стали вырывать картины из рам, сильно их испортив». Скорее всего в это время на портрете юной княжны появился большой крестовидный прорыв. Он имеет механический характер и несмотря на старания реставраторов хорошо виден при боковом освещении слева от лица.

Только в июле 1920 года портрет в составе уцелевших предметов был, наконец, вывезен Отделом по делам музеев и старине, затем оказался в Государственном музейном фонде, откуда был передан в Государственный музей изящных искусств. Переходя из хранилища в хранилище портрет утратил имя модели и долгие годы после поступления в собрание томского музея оставался безымянным.

Автор портретов Щербатовых прожил долгую жизнь. С 1853 года Ж.Д. Кур жил в родном городе и до конца жизни исполнял обязанности директора Руанского художественного музея. В залах музея в 1859 году прошла его первая персональная выставка. Художник умер 23 января 1865 года в возрасте 68 лет и был похоронен на кладбище Руана.

Ж.Д. Кур оставил огромное творческое наследие – более 900 произведений. Хранящиеся в отечественных музеях портреты художника дополняют представление о его творчестве.

 

Материалы систематизированы, переведены и дополнены

Л.И. Овчинниковой


Ж.Д. Кур. Портрет княжны О.А. Щербатовой. 1840

Ж.Д. Кур Портрет князя А.Г. Щербатова. 1840

Ж.Д. Кур. Портрет княжны Е.А. Щербатовой

Ж.Д. Кур Портрет княгини С.С. Щербатовой

П.Ф. Соколов. Портрет княгини О.А. Голицыной

П.Ф. Соколов. Портрет князя С.Ф Голицына
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.