Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 145 лет со дня рождения художника Вильгельма Ивановича Лукина

145 лет со дня рождения художника Вильгельма Ивановича Лукина В.И. Лукин (1871–1943) – единственный из плеяды художников, работавших в Томске в начале XX в., чья творческая жизнь прочно и навсегда оказалась связанной с нашим городом. Более 37 лет – с 1906 по 1943 г. – прожил он в Томске, став признанным мастером живописи, любимым несколькими поколениями томичей. Не менее значительна его роль в становлении художественной жизни города.

Уникальна для Томска и судьба творческого наследия этого художника, ведь, к сожалению, о большинстве мастеров, одновременно с которыми работал Лукин, мы сейчас можем судить лишь по отдельным сохранившимся работам или по рецензиям в прессе на выставки, в которых они участвовали. Супруга Вильгельма Ивановича Д.В.Каракунович-Лукина не только сохранила, но и после его посмертной выставки – единственной персональной выставки художника, состоявшейся в залах краеведческого музея в 1958 г., передала в музей  70 произведений художника и его личный архив1. В настоящее время эти работы Лукина хранятся в краеведческом и художественном музеях, а ряд работ мастера украшают дома томичей, которые еще помнят самого мастера. Вильгельм Иванович Лукин, как и все первые томские художники, не был томичом по рождению. Александр Вильгельм Эльфрид Лукин родился 25 мая (7 июня по новому стилю) в 1871 г. в местечке Стомерзее на мельнице «Варгал» в Латвии в семье художника Иоанна Лукина и Эйжении Лукиной2. Среднее образование Лукин получил в Сергеевском реальном училище г. Пскова (1885–1891), после окончания которого учился в Императорской академии художеств в Петербурге (1891–1901), в мастерской известного передвижника пейзажиста А.А.Киселева. Звание художника получил за картину «Березовая роща».

(Фото является собственностью ТОКМ)

Томск – это добровольный выбор молодым художником места жительства. Возвращаясь в 1906 г. с русско-японской войны из Маньчжурии, где он служил прапорщиком запаса, художник остался в Томске, как оказалось, навсегда. Сибирь захватила и околдовала его «дикой и суровой красотой», а в Томске, ставшем к этому времени образовательным центром Сибири, было немало учебных заведений, где Лукин, как выпускник Императорской академии художеств, имел право преподавать.

 С сентября 1906 г. он в штате преподавателей Томского учительского института, ставшего одним из мест наиболее долгой педагогической работы художника, позже он будет преподавать также в 1-м реальном училище, технологическом институте, а в советское время – в школах города. «Студенты, которые прошли у него полный курс, отзывались о нем с большим удовольствием и утверждали, что у Вильгельма Ивановича выучивались хорошо рисовать все, кто этого хотел, благодаря терпению и настойчивости преподавателя»3. Прожив в Томске долгие годы, В.И.Лукин стал свидетелем и участником, можно сказать, разных эпох в художественной жизни города.

(Фото является собственностью ТОКМ)

Лукин вместе с группой художников стал организатором на рубеже 1908–1909 гг. первой большой выставки томских мастеров, явившейся, по словам Г.Н. Потанина, «небывалым по полноте смотром всего томского творчества». С этой выставки началась славная история ежегодных художественных выставок.

 Вильгельм Иванович принадлежал к числу наиболее плодотворно работающих в 1900-х гг. томских художников, почувствовавших необходимость объединения в творческий союз. В 1909 г. они вместе с группой творческой интеллигенции организовали ТОЛХ – первое художественное объединение в Сибири, просуществовавшее до 1919 г. В.И. Лукин активно работал в его составе на протяжении нескольких лет. Вильгельм Лукин был непременным и самым последовательным участником ежегодных периодических художественных выставок4. Между тем он не ограничивался участием в периодических выставках, его работы были, например, на благотворительной выставке в 1917 г., устроенной ТОЛХ в пользу погорельцев Барнаула.

Круг жанров и тем, которые разрабатывал этот художник, оказался сложившимся раз и навсегда, как и выработанный им творческий почерк. Лукин – мастер небольшой картины, для которой характерны тщательная выписанность деталей, явное преобладание четкой формы над живописным восприятием объекта, легкое движение кисти. Даже небольшие натурные пейзажные этюды художника отличаются почти одинаковой проработкой всей живописной поверхности. Достоинством композиций его натюрмортов, уверенно выстроенных, уравновешенных, при наличии часто используемых, переходящих из холста в холст элементов, таких, например, как столешница, является удивительное разнообразие точек зрения, выбираемых художником. Обычно натюрморты воспроизводили предметы, привычные для сибирского городского быта, а также отражающие увлечение художника охотой – битая дичь, лесом – грибы. Часто предметом изображения становились цветы: садовые – мальвы, флоксы, гвоздики; комнатные – амариллисы. В пейзажах Лукина, камерных по своему содержанию, невозможно найти характерных особенностей сибирской природы, художник работал в русле спокойного европейского академического пейзажа.

 

Рядом с живописными, пленэрными работами Л. Базановой, С. Прохорова, Н. Смолина, М. Полякова или экспрессивными вещами К. Зеленевского, произведения В. Лукина, возможно, реже привлекали внимание рецензентов, писавших о выставках того времени. Практически все они, а чаще всего критиками были его коллеги-художники, считали нужным отметить его приверженность реализму5 «Добросовестно написаны натюрморты», – заметил о работах

Лукина на III периодической выставке С. Прохоров. «У Лукина по обыкновению удались натюрморты», – констатировал в 1912 г. В. Крутовский. «Его помидоры так хороши и натуральны, что возбуждают сильнейший аппетит», – писал А.Д. Крячков. «Лукин дал как всегда безукоризненные натюрморты»,– но при этом Nikki – автор обзора выставки 1916 г. – в мягкой форме отметил и отсутствие роста художника. Он сообщал, что на выставке все было «старое, знакомое: знакомые имена, знакомые мотивы. Тот же безукоризненный мастер Лукин». «Тонкое, вдумчивое изображение» предметов, тщательность, «изящество, легкость» письма отмечались в качестве достоинств манеры этого живописца практически всеми критиками в первой половине 1910-х гг. Однако еще в 1909 г. предостережением художнику прозвучало пожелание А.В. Адрианова «не уходить в мелочи, не растрачивать на них свой темперамент»6. Как бы вторил ему монограммист Ф.Р., считавший, что «чересчур детальное письмо ослабляет эмоциональное впечатление от интересных по задумкам пейзажей» этого художника7.

 Довольно редко в прессе можно встретить описание оригинальных работ признанного мастера, вызвавших обостренный интерес критиков, это ранние маньчжурские этюды с их прозрачными тонами, картина «Утро на берегу озера», где «удачно передана тишина завороженного живописного уголка» или «Река Ояш» с оригинально задуманной композицией и некоторые другие.

Более резкие высказывания о творчестве Лукина появились в конце 1910-х, когда в среде томских художников активизировались поиски новых выразительных средств живописи, новых тем. Так, критик, подписавшийся Parvenu, иронично приветствовал отсутствие работ Лукина и Смолина на X периодической выставке, в полемическом задоре обвиняя этих художников в «бесталанном консерватизме» 8.

Лукин не только участвовал в выставках, но выступал и их организатором, потому что на протяжении нескольких лет он входил в состав правления ТОЛХ. В конце апреля 1909 г. общество предприняло попытку провести в Иркутске 1-ю сибирскую передвижную выставку картин, надеясь привлечь к ней художников разных городов региона. Всесибирская выставка не состоялась, но В.И. Лукин – как представитель ТОЛХ – привез в Иркутск и показал 200 произведений томичей. Начиная с этого времени, Лукин – активный экспонент художественных выставок в Иркутске. Лукин участвовал в других передвижных выставках общества – в Красноярске (1911 г.) Омск (1911).

В период 1913–1914 гг. Лукина стал лидером ТОЛХ, в силу сложившихся обстоятельств он, взяв на себя обязанности казначея и председателя правления общества. Деятельность Вильгельма Ивановича в это время характеризуется необыкновенной настойчивостью «в объединении местных художественных сил», по его инициативе и благодаря его усилиям возобновились вечера совместного рисования с натуры художников и любителей, причем проводились они даже чаще, чем в первые годы работы ТОЛХ9. Вильгельм Лукин как художник продолжал творчески работать на протяжении всей своей жизни, и при малейшем оживлении художественной жизни вновь был в числе видных ее участников. С 1928 по 1933 г. принимал участие в работе совета краевого музея. И в любые времена он участвует в художественных выставках и общественной художественной жизни, оставаясь при этом одним из самых известных томских живописцев

Содержание произведений Лукина мало варьировалось в зависимости от того, членом какого художественного объединения он состоял. Вступив в 1927 г. в Ассоциацию художников революционной России, Лукин остался верен жанрам, сюжетам, выбранным еще в ранний период творчества. И как свидетельствует восприятие его произведений томской публикой 1920-х гг., они оказались для нее довольно привлекательными. Надо заметить, что к середине 1920-х гг. в Томске практически не осталось мастеров с высшим художественным образованием и таким опытом работы, каким обладал Лукин. Сохранившаяся в архиве краеведческого музея книга отзывов на I выставку АХРР донесла до нас наивное восхищение неискушенного зрителя «Косачами», «Грибами» и «Яблоками», которые постоянно упоминаются на ее страницах10. Лукин-художник, видимо, явился открытием не только для собственных учеников, оставивших восторженный отклик. По мнению многих зрителей, по уровню «исполнения» произведений «Лукин… конечно, лучший художник в Томске». Весьма интересно ироничное замечание одного из зрителей, писавшего: «Ежели бы технику Федорова да Лукина соединить с содержанием, которое декларировано АХРом, то были бы достижения».

Более подготовленному зрителю и художникам часто недоставало эмоций автора, воспринимавшего мир предметов, не импонировала им жестковатая живопись некоторых работ художника, мало учитывающая взаимовлияния цветов. Самые резкие критики, также как когда-то критик газеты «Знамя революции, говорили даже о «голом натурализме» его натюрмортов, что нельзя признать справедливым. Даже в натюрмортах, написанных в самые последние годы жизни, можно увидеть новые для него колористическое решение полотен, попытки использовать эффекты рефлексов. Пристальное внимание к натюрмортам этого художника зрителей и авторов отзывов на выставки объясняется в значительной степени тем, что этот жанр в Томске развивался исключительно в творчестве Лукина

Творческий потенциал художника не исчерпывался работой художника станковиста. С 1924 по 1943 г. он выполнял «художественные работы» для госпитальных клиник Томского медицинского института, это были сотни таблиц для различных кафедр института и рисунки к различным изданиям. Академик А.Г. Савиных, представляя на соискание Сталинской премии в 1943 г. свой труд, использовал в качестве иллюстрации  альбом с рисунками Лукина. В. Лукин как иллюстратор получал заказы и из Москвы – от академиков Обручева и Юдина11. Признанием его мастерства служит приглашение художника в качестве иллюстратора первой Сибирской советской энциклопедии12.

Художник всегда был заметной фигурой в томской культурной жизни. Его жена вспоминала: «Наш дом был открыт для всех тех, которые интересовались художеством». Друзьями Вильгельма Ивановича были художники Н.Ф. Смолин, М.М. Щеглов, искусствовед Б.П. Брюллов, ученые Б.Г. Иоганзен, А.Г. Савиных13

В.И. Лукин как деятель томской культуры, бесспорно, стоит в первом ряду творческих личностей, оставивших в ней значительный и неповторимый след.

Список материалов:

  1. Киселева Л.В. Материалы к биографии художника В.И. Лукина (на основе архива Томского областного краеведческого музея) // Художественная жизнь Сибири начала XX в.: К 90-летию Томского общества любителей художеств: Материалы региональной научно-практической конференции. Томск, 2000. С. 114.
  2. Архив ТОКМ. Оп.6. Д. 103.
  3. Архив ТОХМ. Фонд Л.И. Боженко. Письмо В. Медведева к Л.И .Боженко. 31. 05. 1962; Там же. Медведев В. Мои воспоминания об искусстве в Томске… в годы моего пребывания в нем, то есть с 1911-го по 1925-й год.
  4. Тюрина И.П. История томских периодических художественных выставок (1908-1919). // Художественная жизнь Сибири начала XX в. С. 17–47.
  5. Прохоров С. Выставка картин // Сибирская жизнь. 1911. № 288; В. Крутовский. Выставка картин // Там же. 1912. № 6;. Крячков А.Д. Выставка картин // Там же. 1914. № 4; Nikki. VIII периодическая выставка // Утро Сибири. 1916. № 3.
  6. Адрианов А.  О выставках и художниках // Молодая Сибирь. 1909. № 2. С. 19.
  7. Ф.Р. Вторая периодическая выставка в Томске // Сибирская жизнь. 1910.   № 4.
  8. Parvenu. Выставка общества любителей художеств и военнопленных // Знамя революции. 1918. № 4.
  9. Отчет о деятельности Томского общества любителей художеств за 1912-1914 годы. Томск, 1914. С.13-14.
  10. Архив ТОКМ. Оп.6. Д.12. С.21, 23– 28.   
  11. Киселева Л.В. Указ. соч. С.120.
  12. Сибирская советская энциклопедия. Новосибирск, 1929.
  13. Киселева Л.В. Указ соч. С. 120.

Тюрина Инна Петровна, старший научный сотрудник Томского областного художественного музея

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ В.И. ЛУКИНА ИЗ СОБРАНИЯ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ


Белая куропатка и тетерка. 1940

Белые грибы. 1926

Берег реки в Бибеево. 1926

В кабинете художника. 1941-1942

Дичь. 1942

Заяц и тетерев. 1939

Караси. 1939

Картофель. 1942

Колодец. Этюд. 1930-е

Красноголовый нырок. 1935

Мальвы. 1940-1942

Мандарины. 1936

натюрморт с дичью. 1941

Натюрморт с уткой. 1926

Подарки на фронт. 1943

Помидоры. 1939

Сморчки. 1940

Тетерев косач. 1940
  
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.