Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 70-летнему юбилею томского скульптора Веры Георгиевны Муштаковой
В 2014 г. томский скульптор Вера Георгиевна Муштакова отмечает 70-летний юбилей. Томичам знакомы ее произведения по многочисленным выставкам. Скульптуры запоминаемы и любимы. Неслучайно журналист Татьяна Веснина, цитируя почитателей ее творчества, называет ее «наша Вера Мухина».

Да – Вера, но – Муштакова! Вера Георгиевна гордится своей фамилией, которая ведет начало от восточного имени Муштак, что в переводе с тюркского значит «влюбленный, готовый отдать свою душу». Именно так, с любовью к выбранной профессии, отдавая ей все сердце и всю душу, творит Муштакова.

Диапазон творчества художника широк. Монументальные работы Веры Георгиевны сохраняют память о героях Великой Отечественной войны, органично вписываясь в пейзаж, и украшая площади в селах Томской области. На улицах города можно увидеть мемориальные доски, выполненные автором с большим знанием профессиональной специфики и заслуг каждого выдающегося горожанина, и, одновременно, с уважением к архитекторам, продумавшими декоры и фасады зданий. Произведения малых форм хранятся во многих музеях Сибири. Десять экспонатов собраны в коллекции Томского областного художественного музея.

С любовью о творчестве выдающего томского мастера скульптуры писала сотрудник музея Ольга Кряжева. Приведем фрагмент ее неопубликованной статьи: «Вера Георгиевна Муштакова приехала в Томск в 1969 г. Она из немногих художников нашего города, успешно работающих в скульптуре. Начиная с 1970-х гг. В. Г. Муштакова много путешествовала, особенно привлекал ее Север. Именно там она почерпнула материал для большинства композиций и портретов.

В 1991 г. в коллекцию музея поступили два портрета – «Варенька Салендер» и «Норильчанка», которые хорошо дополнили имеющиеся произведения художника. Вера Георгиевна талантливо проявила себя в различных жанрах, но портрет занимает особое место в ее творчестве. Художник, как правило, лепит конкретного человека, в облике которого находит соответствие своим идеалам, своим представлениям о красоте. Скульптор не ограничивается передачей внешнего сходства, пристально вглядываясь в натуру, стараясь глубоко и всесторонне ее постичь, тем самым привнося в работу активное авторское отношение.

В.Г. Муштакова успешно владеет разными материалами: дерево, шамот, бронза… Выбор материала полностью диктуется замыслом произведения. Для портрета «Варенька Салендер» выбран мрамор. Художница стремилась создать лирический образ юной девушки. Богатая светотеневая игра, активное взаимодействие материала со светом помогли автору успешно воплотить замысел.

Прототипом портрета «Норильчанка» была студентка юридического факультета Томского государственного университета. В.Г. Муштакова познакомилась с ней в Норильске, куда девушка приехала на каникулы в родительский дом. Студентка покорила ее своим волевым характером и богатым внутренним миром. Стремясь создать портрет психологически углубленный, художница применила бронзу, используя ее мягкость и пластичность.

Скульптор постоянно ищет выразительные средства для воплощения своих творческих замыслов. В целом же ее работы отличают ясные формы и линии, предельно строгий лаконизм в отборе деталей».

Остается добавить, что каждая работа концентрирует в себе творческий поиск мастера, демонстрируя нам традиционную и современную Сибирь, которая явилась для скульптора источником вдохновения, дала нравственную и духовную ось творчеству. Сибирь представлена автором разными произведениями, но все же больше показана через женский портрет. Ее героини психологичны, характерны, жизненны, полны эмоций или, наоборот, очень-очень сдержаны. Каждая работа В.Г. Муштаковой – это выразительный типаж. В портретах мы находим глубину проникновения в характер человека и мастерство в раскрытии психологической неповторимости модели. Именно внимание к индивидуальным особенностям портретируемого, сосредоточенность на передаче его внутреннего состояния отличает большинство произведений В.Г. Муштаковой. Показательна в этом отношении романтическая работа «Стихи». Автор передает образ задумчивой, отстраненной от мира, погруженной в чтение молодой женщины. Она лирична, грациозна и легка. Прекрасно вылеплена пластика лица и подана ниспадающая ткань платья.

Вообще, диалог с материалом у Муштаковой идет всегда на равных и по существу. Если «Стихи» отлиты из бронзы, то «Девушка из стойбища оленеводов», «Дочь охотника», «Женщина с рыбой» выполнены из дерева. Его пластические свойства хорошо отвечают устремлению к устойчивому объему и простому силуэту. Еще одной из характерных черт деревянной скульптуры В.Г. Муштаковой является живописность, разнообразие фактуры, их игра: природная – там, где художник использует все слои дерева, рукотворная – там, где представлены отшлифованные, обработанные поверхности. Формы ее работ строго выверены, поэтика – серьезна и лаконична, образы лишены сиюминутности, претендуя на философскую интерпретацию. В скульптурах из дерева В.Г. Муштаковой господствует своеобразная архаика и примитив, как форма жизни, близкая к природе, так присущая коренным жителям тайги и тундры.

Мастеру удалось отразить неповторимую этнографическую выразительность моделей, национальную, неканоническую красоту сибирских женщин. Это отличает работы художника, демонстрируя, что она сумела найти свой апробированный путь и обогатить коллекцию деревянной пластики Сибири, возвратив ей статус высокого искусства.

Муштакова Вера Георгиевна.
Родилась 19 августа 1944 г. в Якутске.
Томский скульптор, член Союза художников России (1975).
Училась в Ташкентском художественном училище, затем на отделении монументально-декоративно-парковой скульптуры в Ташкентском театрально-художественном институте им. А. Н. Островского (1965–1969). По распределению работала в Томских художественно-производственных мастерских (1969–1999).
Автор памятников воинам Великой Отечественной войны на территории Томской спичечной фабрики, в томских селах – Подгорном, Киреевске, Батурино и др.
Участник областных, зональных, республиканских выставок с 1969 г.
Персональные выставки: Томск, 1986 г., 2003 г.

Работы в ТОХМ:

ВЕСНА. 1974
Фигура сидящая. Искусственный камень. В. 27,5.
На дне основания: Муштакова. Весна.
Пост. в 1986 из УК ТО, куда от автора (Томск)
С-12

СЕВЕРНЫЙ ОХОТНИК. 1975
Композиция. Дерево. В. 105.
Пост в 1987 из ДВ СХ СССР, куда от автора (Томск)
С-8

ДЕВУШКА ИЗ СТОЙБИЩА ОЛЕНЕВОДОВ. 1977
Бюст. Дерево. В. 38
На дне основания: г. Томск 1977 Муштакова В.Г. Девушка из стойбища оленеводов.
Пост. в 1996 из МК РФ, куда от автора (Томск)
С-51

ДОЧЬ ОХОТНИКА. 1978
Фигура стоящая. В.48
На дне основания: В.Г. Муштакова. Дочь охотника. 1978.
Пост. в 1985 из МК РСФСР, куда от автора (Томск)
С-11

ЖЕНЩИНА С РЫБОЙ. 1981
Композиция. Дерево. В. 49.
На дне основания: Муштакова В.Г.
Пост. в 1986 от автора (Томск)
С-13

НОРИЛЬЧАНКА. 1983
Голова. Бронза. В. 35.
Пост. в 1991 из МК РСФСР, куда от автора (Томск)
С-50

СТИХИ. 1983
Фигура стоящая. Бронза. В. 38,5.
Пост. в 1984 из УК ТО, куда от автора (Томск)
С-10

ВАРЕНЬКА САЛЕНДЕР (ВАРИНЬКА САЛИНДЕР). 1985
Голова. Мрамор. В. 34,5.
Пост. в 1986 из УК ТО, куда от автора (Томск)
С-9

*СОВРЕМЕННИЦА. 2000
Бюст. Шамот. В. 40,5.
Пост. в 2003 в дар от автора (Томск)
С-177

ОБСКИЕ РЫБАКИ. ЭСКИЗ. 1976–2002
Композиция. Шамот, глазури. В. 24.
Пост. в 2003 в дар от автора (Томск)
С-176

Источники и литература:
1. Батурина Н. Молодые художники Сибири. //Художник № 8, 1974. с. 27-28
2. Ротман В.Г. Томские художники. Западно-Сибирское книжное издательство, Томское отделение. – Т., 1978.С.79.
3. Каталог. Пятая зональная художественная выставка «Сибирь социалистическая». Барнаул, 1980. 236 ., с илл. С.82
4. Каталог персональной выставки. Скульптура. Томск, 1986.19 л.с илл. Автор вступительной статьи Т. Кузнецова
5. Томская земля - преображенный край. Альбом. составитель и автор вступительной статьи В.М. Муравьев. Л.: Издательство «Художник РСФСР», 1987.136 с., с илл
6. Мельникова Л.И. Новая образность и ее осмысление в скульптуре в 1970-80-х гг.(на материале коллекции ТОХМ)История и культура Томской области/ Под ред. Я.А. Яковлева. Издательство Томского университета.- Т., 1998
7. Кряжева О.Л. Муштакова Вера Георгиевна. //Энциклопедия Томской области. Т. 1. – Томск, 2008. – С. 458-459
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.