Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 125-летию со дня рождения М.М. Черемныха (30.10.1890 – 07.08.1962)
М.М. Черемных Народный художник РСФСР, действительный член Академии Художеств СССР, лауреат Государственной премии, профессор, один из основоположников искусства советского политического плаката, талантливый график и карикатурист родился в городе Томске в семье отставного полковника. Был двенадцатым ребенком в семье. Отец умер, когда будущему художнику было полтора года. Детей воспитывала мать-вдова, получавшая небольшую пенсию. В 1908 г., после окончания гимназии по настоянию матери, поступил на медицинский факультет Императорского Томского университета, но к врачебной деятельности никакой склонности не испытывал. Мальчик с детства любил рисовать, учась в гимназии, ходил на этюды, а в 1910-1911 гг. обучался в классах рисования и живописи Томского общества любителей художеств у С.М. Прохорова, Черемных покидает университет со второго курса и уезжает в Москву. После двухмесячной подготовки в студии И.И. Машкова он выдержал конкурсный экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были известные художники: А.М. Корин, Н.А. Касаткин, Л.О. Пастернак, А.Г. Архипов, С.Д. Милорадович. Дипломную работу он выполнял под руководством К.А. Коровина и С.В. Малютина. В годы учебы с трудом сводил концы с концами, живя, как и многие его товарищи по студенческому общежитию, случайными заработками. Ему удалось получить работу «подрисовщика» в московской газете «Вечерние известия», редакции которой он позже предложил свою карикатуру на тему происходившей тогда балканской войны. 1 ноября 1912 она была напечатана без указания имени художника. М. Черемных незадолго до революции 1917 г. покинул училище, не закончив его.

Революция 1917 г. открыла перед молодым художником широкую возможность работать на темы, продиктованные интересами нового общественного строя. Черемных стал рисовать политические карикатуры. В годы Гражданской войны (1919-1921) им был создан новый тип политического плаката, изготовлявшийся ручным способом при помощи трафарета и размещавшийся в пустующих витринных окнах магазинов, носивший название «Окна сатиры РОСТА». С 1922 г. коллектив художников, выпускавших «Окна сатиры РОСТА», перешел на работу в сатирические журналы. Остроумные, полные фантазии рисунки Черемныха-сатирика многие годы регулярно появлялись в журналах «Бегемот», «Будильник», «Бузотер», «Лапоть», «Красный перец», «Заноза», «Безбожник», в журнале «Крокодил», основателем и основным сотрудником которого он был вместе с Д.С. Моором (Орловым) и И.А. Малютиным и многих других.

Много работал он в различных издательствах, пробовал силы в театре. В годы Великой Отечественной войны М.М. Черемных создавал «Окна ТАСС» по подобию «Окон сатиры РОСТА». За их создание ему в числе других художников была присуждена Сталинская (Государственная) премия 2 степени. Работу в «Окнах» сам Черемных считал самой значительной из всех своих многочисленных работ за всю свою художественную жизнь. Кроме активной творческой работы с 1949 г. и до конца жизни он преподавал в Московском художественном институте имени В.И. Сурикова и возглавлял плакатную мастерскую института.

Работы М.М.Черемных хранятся в крупных собраниях страны.

В Томский областной художественный музей одновременно поступило около 800 журнальных рисунков, 4 блокнота с карандашными рисунками, 11 живописных пейзажных этюдов, 18 листов печатной графики (плакаты, афиши) от учеников художника. В дарственном письме, подписанном Народным художником РСФСР Б.А. Успенским, говорилось: «Мы, художники Савостюк Олег Михайлович и Успенский Борис Александрович, передаем городу Томску творческий архив нашего учителя, уроженца города Томска Народного художника СССР, лауреата Государственной премии СССР, профессора Михаила Михайловича Черемных. Выражаем надежду, что этот архив послужит основой для создания музея М.М. Черемных. Хочется предложить присвоить имя М.М. Черемных детской художественной школе города Томска и назвать одну из улиц города его именем». В 1998 г. коллекция пополнилась 13 рисунками, переданными в дар музею ещё одним из учеников Михаила Михайловича художником-плакатистом М.Я. Митряшкиным.

Среди всей массы рисунков можно выделить рисунки 1920-30-х гг. для журналов «Заноза», «Смехач», «Безбожник». В основном это линейные рисунки, выполненные пером, иногда с добавлением тонкого штриха. Черно-белые его рисунки отличаются декоративным богатством – от сочных контрастов до нежнейших серебристо-серых тонов перовых рисунков. Автор активизирует художественные средства, для того, чтобы они соответствовали замыслу: если изображаются буржуй, кулак, служитель культа – возникают тяжелые, давящие черные силуэты. Для усиления выразительности он позволяет себе соединить в черных заливных пятнах несколько фигур, не разделенных между собой. Художник заставлял звучать в полную силу не только черные пятна туши, но и белую бумагу. Чередование белых и черных пятен придавали рисунку выразительность, благодаря художественному приему: все фигуры отрицательных персонажей – черные, а положительных - белые. Художник большое значение уделял выработке графически ясных, простых, но максимально выразительных приемов изображения отдельных предметов. Ещё в политическом плакате он через костюм раскрывал характеристику социального типа, характеристику сатирического образа. Раз найденный принцип изображения какого-либо предмета (шляпа, цилиндр, пламя пожара, фигуры усталого, голодного крестьянина или радостно бегущего злого буржуя, дымящая труба - как образ индустриальной мощи страны или заводская труба с сидящей на ней вороной - образ разрухи) он часто использовал в своих последующих работах. Позже, удачно найденные им образы неоднократно использовались другими художниками.

Основная часть поступивших в музей работ это рисунки для журнала «Крокодил» за период с 1922 по 1963 гг., в котором М.М. Черемных работал от основания журнала и до конца своей жизни. Большая часть их опубликована в журнале, но есть и неопубликованные, а так же варианты к опубликованным рисункам. Тематика рисунков разнообразна. Она отражает все крупные события, происходившие в мире и стране. Художник использовал различные графические манеры: лаконичный стилизованный силуэт, рисунок с живописными переходами и нюансами тонов и т.д. В рисунках художника чувствуется мастерское владение пером, легкость и стремительность исполнения карикатуры. М.М. Черемных был одним из созвездия талантливых художников-карикатуристов, которые на страницах журнала «Крокодил» с небывалой образностью запечатлели историю советского государства.

Черемных сотрудничал во многих журналах. Среди работ, поступивших в музей, есть 4 рисунка для журнала «Огонек» и 18 рисунков и 5 набросков к ним для популярного детского журнала «Веселые картинки». Среди работ поступивших в музей следует отметить 13 листов дружеских шаржей на деятелей искусств: К.Ф. Юона, Н.Г. Котова, В. Сварога и других, выполненных карандашом и дружеский шарж на поэта Рукавишникова (1928 г.). Имеются в коллекции и автопортреты художника. Они выполнены для томской газеты «Красное знамя» в 1960 г. тушью, пером и кистью. Есть и небольшой карандашный рисунок «Мы за письменным столом». Интересен дружеский шарж к 70-летнему юбилею художника, выполненный Кукрыниксами (Куприянов М.В., Крылов П.Н., Соколов Н.А.), которые работали в «Крокодиле» с М.М. Черемных с 1932 г.

М.М. Черемных не только признанный мастер сатирического рисунка. Он успешно занимался книжной иллюстрацией: иллюстрировал произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина (рисунки хранятся в Государственном Литературном музее), А.П. Чехова, В.В. Маяковского, И. Крылова, Д. Бедного, сказки Афанасьева, литовские народные сказки, и другие. В собрании музея находятся 54 листа книжных иллюстраций и 65 иллюстраций к рассказам, изданным в «Библиотеке «Крокодила» с 1945 по 1959 гг.

Пробовал художник силы в театре. Он выполнил эскизы декораций и костюмов для оперы А. Пащенко «Помпадуры и помпадурши», поставленной в 1939 г. в Ленинградском малом оперном театре, для оперы Д.Верди «Травиата», поставленной в 1940 г. в Минске, для спектакля «Сокровище Сампо», поставленном в Московском театре имени Ленсовета в 1941 и других. В музей поступил 21 лист эскизов оформления театральных постановок: это эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Сокровище Сампо», наброски к третьему акту оперы «Помпадуры и помпадурши», эскиз декораций к спектаклю «Дворянское гнездо», эскизы занавеса, задника сцены, декораций к спектаклю «Русские люди», задник сцены к опере «Травиата».

В 1942-1943 гг. Черемных был в эвакуации в г. Бийске. Там он работал главным художником краевого драмтеатра и возглавлял плакатную мастерскую. В это время он начал делать зарисовки для серии графических работ «Тыловые зарисовки», которую завершил в 1956 г. В музее находятся два рисунка, выполненные гуашью «Жеребенок», «Плохие дороги» и наброски «Алтай», «Бестарка», «Телята», «Черемных колет дрова».
Кроме оригинальных рисунков в фонде художника есть 18 листов печатной графики.

Изменились время, подходы к оценкам тех или иных событий в истории нашего государства и явлений жизни, но творчество художника, насыщенное элементами сатирического аллегоризма и символики, проникнутое тяготением к гротескным, активно воздействующим на зрителя решениям, перешагнуло рамки времени.

Алексанова Л.В.



КАТАЛОГ


1. *Обложка. "Крокодил" № 26. Первая половина XX века
Бумага, гуашь. 43,5*32.
Внизу: Черемных. На обороте: Крок. № 26
КП ТОХМ-8682/223

2. *В порядке поступления. "Крокодил" № 4. 1928
Бумага, карандаш, гуашь. 40,5*30,5.
На обороте: В порядке поступления. - Вторым пунктом-с: подготовка к празднованию октябрьской годовщины. - Гм... Не рановато ли?.. - Нисколько-с! Это же к десятой годовщине, - был поставлен вопрос ещё раньше, но задержался на согласовании, только вчера поступило неимение препятствий. - Ага! Тогда ставьте его первым пунктом. Крокодил 1928 г. бум., гуашь, карандаш 39,5х29,5
КП ТОХМ-8682/233

3. *На торжестве закладки. "Крокодил" №27. 1928
Бумага, карандаш, гуашь. 35*26.
На обороте: На торжестве закладки - Гм... Мы-то, действительно "заложили"... А они чего радуются? 31,7х24 1928
КП ТОХМ-8682/45

4. *Обложка "Крокодил" № 13. 1928
Бумага, карандаш, тушь, гуашь, коллаж. 36*27,5.
На обороте: Основной лист совсем без полей 1928 35,5х26,5 284 12 квадр 3 краски
КП ТОХМ-8682/214

5. *Докладчик. Обложка "Крокодил" № 42. 1929
Бумага, карандаш, тушь, гуашь. 39,5*30,5.
На обороте: Крокодил Докладчик 1929 37х28,5
КП ТОХМ-8682/215

6. *Поезжайте в объезд направо. Обложка "Крокодил" №28-29. 1931
Бумага, тушь, гуашь. 37*30,5.
На обороте: Поезжайте в объезд направо! (1931г.) 37,2х30,5 обложка
КП ТОХМ-8682/212

7. *Ну как, товарищи, попадается что-нибудь? "Крокодил" № 23. 1935
Бумага, карандаш, тушь, гуашь. 37,3*29.
На обороте: - Ну как, товарищи, попадается что-нибудь? - Да... Пока мелочь больше идет... Изредка и средние заваливаются. Крокодил 1935 37х28,5
КП ТОХМ-8682/219

8. *Ясность внесена. "Крокодил" № 32. 1936
Бумага, акварель. 31,5*44,7.
На обороте: Ясность внесена. - Я - и вдруг не попадаю на съезд!.. Ну, кто бы мог об этом подумать?! - Избиратель. Крокодил № 32 29х43 1936г.
КП ТОХМ-8682/46

9. *Размышление отстающего. "Крокодил" №2. 1938
Бумага, тушь, акварель, гуашь. 40*32.
На обороте: М.Черемных Крокодил №2 Размышления отстающего. - Во всех газетах пишут о севе. Не понимаю, кто же в такой мороз сеет?! (Крокодил №2, 1938г.)
КП ТОХМ-8682/164

10. *Ты, папа, плохой отец города! "Крокодил" № 22. 1940-50-е
Бумага, тушь, гуашь, масло. 36*29.
На обороте: Рис. Черемных - Ты, папа, плохой отец города! - Почему? - Да все говорят, что наш город беспризорный (Крокодил)
КП ТОХМ-8682/75

11. *В некоем сельхозснабе. "Крокодил" № 2. 1944
Бумага, тушь. 14*21.
На обороте: В некоем сельхозснабе. - Как же пахать?.. Я же без колес!.. - Подумаешь! Наш директор без головы, а возглавляет же. бум. тушь. Граф.кар.: Крокодил № 2 1944 г.
КП ТОХМ-8682/47

12. *Отчим города. "Крокодил" № 37. 1945
Бумага, тушь, карандаш цветной, акварель. 31*22,9.
На обороте: худ.Черемных 21,5х30; "Крокодил" № 37 1945 г. Отчим города. Я свой город хорошо знаю! Знаю, где нет заборов, где фонари разбиты, где нет тротуаров!.. Слава Богу, не первый год работаю председателем горсовета
КП ТОХМ-8682/4
Г-4907


13. *Три богатыря. "Крокодил" № 34. 1945
Бумага, тушь, гуашь, карандаш, чернила. 37,5*30,5.
На обороте: Крокодил № 34 1945г. Три богатыря. Новый вариант картины В.Васнецова. Семья Ивановых: сын Добрыня, отец Илья и сын Алеша. К награждению их медалями: "За победу над Германией", "За доблестный труд" и "За победу над Японией" Худ. Черемных 33х26,5
КП ТОХМ-8682/176

14. *Точный адрес. "Крокодил" № 21. 1946
Бумага, акварель, тушь. 32,7*25,7.
На обороте: Крокодил № 22. Син.пастой: Крокодил № 21 1946г. Точный адрес. - Да с чего вы взяли, что председатель горсовета здесь живет? - А он, мне помнится, не раз говорил: "Моя хата с краю"
КП ТОХМ-8682/173

15. *Найдите здесь ворону. Обложка "Крокодил" № 19. 1948
Бумага, гуашь. 37*31,5.
На обороте: Крокодил № 19. Найдите здесь ворону. На ветке вы видите птицу. Это не ворона. Это галка. Вон там, в конторе ссыпного пункта, сидит заведующий, который оставил зерно под дождем. Вот это ворона! 33,4х27
КП ТОХМ-8682/218

16. *Неужели в нашем цехе решили последовать начинанию Ворошина? "Крокодил" №25. 1949
Бумага, тушь, перо, акварель. 35,5*28,7.
На обороте: - Неужели в нашем цехе решили последовать начинанию Ворошина? Ишь, как убирают! - Ворошин тут ни при чём, просто на завод должен приехать заместитель министра! 26,5х24 Худ. Черемных Крокодил №25 1949
КП ТОХМ-8682/182

17. *Сон в летний день. "Крокодил" № 17. 1949
Бумага, тушь, гуашь. 35,5*27,7.
На обороте: Сон в летний день. Дед Мороз (беспечному хозяйственнику) - Жди меня. и я вернусь!.. Только очень жди!.. 33,5х27 1949 Крокодил №17
КП ТОХМ-8682/35

18. *Почетный экскорт. Обложка. "Крокодил" № 36. 1950
Бумага, гуашь. 35,5*28.
На обороте: Крокодил № 36 1950 Почетный экскорт 35,4*х28
КП ТОХМ-8682/208

19. *Слова и дела. "Крокодил" № 33. 1951
Бумага, тушь, акварель, гуашь. 27,3*28,3.
На обороте: Слова и дела. 1.Здесь с вывозкой леса всё обстоит благополучно. 2. А здесь наоборот. худ.М.Черемных 25,2х26,5 1951г. Крокодил № 33
КП ТОХМ-8682/151

20. *На друга надейся, а сам не плошай. "Крокодил" № 3. 1952
Бумага, тушь, перо, гуашь. 31*28,5.
На обороте: Черемных 1952 На друга надейся, а сам не плошай. 26,8х26,8 - Каким беззаботным оказался январь на нашем предприятии! - Да! Знает, что мы его обязательно выручим! Крокодил № 3.
КП ТОХМ-8682/180

21. *Один в поле не воин. "Крокодил". 1952
Бумага, тушь, акварель, гуашь. 22*32,5.
На подложке: Журнальные рисунки. "Один в поле не воин" бум. акв., гуашь, тушь 21,2х32,7 Крокодил 1952
КП ТОХМ-8682/202

22. *В сценарном тупике. "Крокодил". 1953
Бумага, тушь, акварель. 28*24,5.
На подложке: Журнальные рисунки. " В сценарном тупике" бум. акварель, тушь 27,5х24,5 "Крокодил" 1953
КП ТОХМ-8682/201

23. *Вы здесь работу тормозите. "Крокодил" № 33. 1953
Бумага, тушь, карандаш цветной. 35,5*28.
На обороте: Рис. М.Черемных 35,7х27,8 - Вы здесь работу тормозите
КП ТОХМ-8682/156

24. * Ни минуты покоя. "Крокодил" № 24. 1953
Бумага, гуашь, тушь. 29*36,3.
На обороте: Рис. М.Черемных. Ни минуты покоя. - Опять режим экономии?! Да ведь я ещё в прошлом году занимался этим вопросом! 1953 28,5х36
КП ТОХМ-8682/149

25. *На целине. "Крокодил" №23. 1954
Бумага, тушь, гуашь, акварель. 32,5*40,3.
На обороте: - На целине. - Представитель министерства; - Одна крыша на шесть домов? Надо уметь жить дружно под одной крышей!.. 32х40 1954г.
КП ТОХМ-8682/178

26. *Прозаседавшиеся. "Крокодил" № 32. 1954
Бумага, гуашь, тушь, перо. 55*23,3.
На обороте: Черемных М. 55х23 Прозаседавшиеся. - О чем там совещаются? - О подготовке к зиме.
КП ТОХМ-8682/150

27. *А вы куда. внеплановые, лезете? "Крокодил" № 28. 1955
Бумага, тушь, акварель. 41*32,5.
На обороте: А вы куда, внеплановые, лезете?! 1955. Рис. Черемных
КП ТОХМ-8682/153

28. *Не в ладах с природой. "Крокодил" № 19. 1955
Бумага, тушь, акварель. 43,5*32,5.
На обороте: № 19 1955 Не в ладах с природой. - Урожай уже поспел, а у нас ешё проэкты не созрели. Рис. Черемных
КП ТОХМ-8682/148

29. *Среди очковтирателей. "Крокодил" № 9. 1955
Бумага, акварель, карандаш цветной, тушь, перо. 32*44.
На обороте: Черемных. Среди очковтирателей. - Ремонт закончили? - Нет. - Но из области требуют сведений. - Тогда передайте, что машины к посевной готовы...
КП ТОХМ-8682/152

30. *Встреча новорожденных. "Крокодил" № 36. 1957
Бумага, акварель, гуашь. 41,5*31,5.
Внизу: Новый год: - Вот чудесный подарок! Сразу двоих!!! - Ну, нет! Второй - в счет пятьдесят девятого года! 34,5х31,5. На обороте: Рис. Черемных Крокод. 1957 г. №36 Встреча новорожденных
КП ТОХМ-8682/206

31. *Моё! "Крокодил". 1957
Бумага, тушь, акварель. 22,5*32,5.
На обороте: Рис. М.Черемных 1957 Крокодил 23х33 (22,5х32,5). - Моё! (как некоторые хозяйственники понимают перестройку руководства промышленностью)
КП ТОХМ-8682/44

32. *Недостаток в творчестве. "Крокодил" № 34. 1957
Бумага, гуашь, тушь, перо. 39,2*31,5.
На обороте: Рис.Черемных. Крокодил №34 1957 Недостаток в творчестве. У этого автора нет выдумки: он даже не додумался пригласить режиссера в соавторы... 31,5х31,5
КП ТОХМ-8682/175

33. *Новое назначение. "Крокодил" № 22. 1959
Бумага, тушь, акварель. 40,2*23,3.
На обороте: Новое назначение. Бесстрашный работяга. 40,4х23,4 акварель Крок."№22 1959 г. Рис. М.Черемных
КП ТОХМ-8682/174

34. *Один зам. - хорошо, два ... хуже. "Крокодил" № 31. 1959
Бумага, тушь, гуашь, карандаш цветной. 30,3*30,5.
На обороте: Рис. М.Черемных; Один зам. - хорошо, два ... хуже. Крок № 31 1959 30х30
КП ТОХМ-8682/37

35. *Петрович, нам прислали новую машину! "Крокодил" №34. 1959
Бумага, тушь, гуашь. 32,5*32,5.
На обороте: - Петрович, нам прислали новую машину! Сделай так, что бы на ней можно было работать. 29х32. №2 Рис. М.Черемных
КП ТОХМ-8682/171

36. *Не извольте беспокоиться. "Крокодил" №17. 1960
Бумага, тушь, карандаш цветной. 33*44.
На обороте: Рис. Черемных; Не извольте беспокоиться, Иван Иванович, вода тепленькая 1960
КП ТОХМ-8682/172

37. *Слабая защита при крепком нападении. "Крокодил" № 33. 1961
Бумага, гуашь, карандаш цветной. 38*32,5.
На обороте: Слабая защита при крепком нападении - Эх, ударю!.. 35,1х32,5 рис. Черемных № 9
КП ТОХМ-8682/30
Г-4933


38. *Обложка "Крокодил". 1962
Бумага, тушь, гуашь, карандаш, карандаш цветной. 41,2*32,7.
На обороте: Обложка Крокодила 1962 г. не опубл. 41,3х32,8 Черемных
КП ТОХМ-8682/210

39. *Рабочий и пьяный. "Крокодил" № 8. Первая половина XX века
Бумага, карандаш, тушь, акварель. 34,3*44,3.
На обороте: Рисунки журнальные. Рабочий и пьяный. карандаш, тушь, аквар. 33,5х43,5
*Пост. в 2012 в дар от Успенского Б.А., Савостюка О.М.

КП ТОХМ-8682/236


Литература о Михаиле Михайловиче Черемныхе из фонда библиотеки Томского областного художественного музея:

1) Михаил Михайлович Черемных : альбом / авт.-сост. О. Савостюк и Б. Успенский. – М.: Советский художник, 1970. – 144 с.
2) Иоффе, М. Михаил Михайлович Черемных. – М.,Л.: Искусство, 1949. – 40с. – (Массовая библиотека «Искусство»).
3) Михаил Михайлович Черемных : каталог выставки произведений к 70-летию со дня рождения / сост. Р.А. Глуховская; под ред. Н.А. Черемных. – М.: Советский художник, 1966. – 264 с.
4) Костин, В.И. Михаил Михайлович Черемных. – М. : Советский художник, 1957. – 90 с.
5) Михаил Черемных: альбом сатирических рисунков / авт. -сост. О. М. Савостюк и Б.А. Успенский. – М.: Советский художник, 1984. – (Мастера советской карикатуры).

М.М. Черемных

М.М. Черемных. Звезда на востоке. Крокодил. 1922

М.М. Черемных. А вы куда внеплановые лезете. Крокодил № 28. 1955

М.М. Черемных. В плену очередности. Крокодил № 24. 1959

М.М. Черемных. Слабая защита при крепком нападении. Крокодил №33. 1961

М.М. Черемных. В порядке поступления. Крокодил №4. 1928

М.М. Черемных. В сценарном тупике. Крокодил. 1953

М.М. Черемных. Встреча новорожденных. Крокодил № 36. 1957

М.М. Черемных. Вы здесь работу тормозите. Крокодил №33. 1953

М.М. Черемных. Докладчик. Обложка. Крокодил № 42. 1929

М.М. Черемных. На торжестве закладки. Крокодил №27. 1928

М.М. Черемных. На целине. Крокодил №23. 1954

М.М. Черемных. Недостаток в творчестве. Крокодил № 22. 1959

М.М. Черемных. Неужели в нашем цехе...Крокодил №25. 1949

М.М. Черемных. Ни минуты покоя. Крокодил №24. 1953

М.М. Черемных. Новое назначение. Крокодил №22. 1959

М.М. Черемных. Ну как, товарищи, попадается что-нибудь. Крокодил № 23. 1935

М.М. Черемных. Обложка. Крокодил № 13. 1928

М.М. Черемных. Отчим города. Крокодил № 37. 1945

М.М. Черемных. Петрович, нам прислали новую машину! Крокодил №34. 1959

М.М. Черемных. Поезжайте в объезд направо. Обложка. Крокодил №28-29. 1931

М.М. Черемных. Почетный экскорт. Обложка. Крокодил № 36. 1950

М.М. Черемных. Прозаседавшиеся. Крокодил №32. 1954

М.М. Черемных. Размышление отстающего. Крокодил №2. 1938

М.М. Черемных. Сон в летний день. Крокодил №17. 1949

М.М. Черемных. Среди очковтирателей. Крокодил №9. 1955

М.М. Черемных. Точный адрес. Крокодил. №21. 1946

М.М. Черемных. Ты, папа, плохой отец города.
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.