Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К 200-летию со дня рождения Теодоро Дюклера
Полотно «Монастырский дворик в Палермо» Теодоро Дюклера из коллекции Томского художественного музея - редкий образец творчества талантливого итальянского художника в отечественных музеях. Оно характерно для живописца, писавшего преимущественно пейзажи и архитектурные виды.

Биография художника недостаточно изучена. По материалам последних архивных изысканий датой рождения называют 1814 год (при этом знак вопроса остается).

Француз по происхождению, Дюклер представитель Школы неаполитанского пейзажа, которая была центром романтизма в Италии. Он органично влился в группу художников, обосновавшихся в на холме Позилиппо на окраине Неаполя и с упоением работавших на пленере. Здесь он прошел «выучку» у известного голландского акварелиста А. Питлоо, имевшего определяющее влияние на многих «позиллипистов».

В отличие от других стран европейских стран романтизм сложилось в Италии с опозданием, только к середине XIX века. Итальянские сторонники этого направления опирались на опыт своих коллег и демонстрировали еще большую свободу в выборе мотива, в световом и тональном решении.

Датировка произведения и характер живописи картины Дюклера из коллекции Томского художественного музея позволяют с большой долей уверенности отнести ее к сицилийскому периоду, где художник плодотворно работал в 1840-е годы. Возможно, на ней изображен дворик монастыря бенедектинцев, членов старейшего католического монашеского ордена. Полотно отличается широкой живописной манерой и свежестью цвета. Светотеневые контрасты, выверенный ритм передают напряженную и одновременно размеренную атмосферу монастырской жизни.

Художник одним из первых, за несколько десятилетий до бурного всплеска интереса к почти неисследованному острову писал его неповторимые пейзажи, изучал памятники великой греческой цивилизации.

Картина хранится в томской коллекции с 1994 году, куда была передана в результате обмена из Алтайского музея изобразительных искусств. До 1973 года она находилось в московской частной коллекции и участвовала в «Выставке произведений западноевропейского искусства XVI–XIX веков из частных собраний», состоявшейся в 1965 году в Минске.

В России интерес к творчеству художника появился в середине XIX века, в период расцвета русско-неаполитанских связей. Он выполнял заказы русского двора и послов. Через русского посланника в Неаполе у него приобретал картины российский император Николай I, а также его наследник будущий император Александр II во время путешествия в 1838–1939 годах. Императрица Александра Федоровна в Палермо в 1846 году заказала художнику три полотна, причем темы работ были определены заказчицей. Известно, что стены ее кабинетов украшали живописные полотна с итальянскими видами, среди которых было немало сицилийских. Картины пейзажиста до сих пор находятся Константиновского дворца, где после недавней реставрации расположилась администрация президента.

В настоящее время три работы Т. Дюклера хранятся в собрании Эрмитажа, в числе которых «Вид набережной в Палермо». Полотно «Набережная Амальфи» из коллекции омского музея изобразительных искусств им. М. Врубеля томичи могли видеть на недавно прошедшей в музейных залах выставке «Viva Italia».
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.