Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06

Картина «Рыбаки» художника Пала Бема (1839-1905) из коллекции Томского художественного музея характерна для жанровых композиций, которые получили распространение во второй половине 19 века. Работы с подобными сценами занимали видное место в частных отечественных собраниях, прежде всего московских.

По архивным документам удалось проследить историю появления картины в томском музейном собрании. Она поступила в 1928 году из Государственного музейного фонда (Москва), куда была передана в 1924 году из Румянцевского музея после его ликвидации. Там она хранилась с 1918 года в числе 42 работ, реквизированных из коллекции Андрея Иосифовича Ценкера, ее первого владельца. Он начал собирать коллекцию западноевропейской и русской живописи в 1850-е годы после приобретения и перестройки дома на Рождественском бульваре.

Большая библиотека, музыкальные вечера, на которых бывали представители артистической Москвы - Николай Рубинштейн, известные оперные певцы и артисты вскоре сделали его дом местом притяжения. В это время он успешно руководил работой перешедшей по наследству банковской конторой «Ценкер и К», основанной в начале века, и страховым обществом.

Коллекционирование живописи не стало его страстью. Небольшие по размеру картины были частью интерьеров и не вызывали сомнений в хорошем вкусе хозяина. Андрей Ценкер отдавал предпочтение работам своих соотечественников - немецким художникам. Картина Пала Бема привлекла его выверенной композицией, ясной и лаконичной живописной манерой.

В 1870- 1890-е годы работы художника уверенно заняли место на художественном рынке, как и других мюнхенских живописцев, создававших многочисленные жанровые композиции. Наибольшим спросом пользовались картины с занимательным или необычным сюжетом. Художники переносили своих героев в прошлые времена, тщательно передавая атмосферу , или в другие страны. Пал Бем изображал в своих картинах венгерских рыбаков, земледельцев, цыган, постоянно обращаясь к детским и юношеским впечатления. Он родился одном из древнейших городов этой страны – Надьвараде, в юношеском возрасте покинул город, но не терял связи с родиной, где начинался его путь в искусство.
Первые рисунки будущий художник исполнил в детстве под руководством отца, инженера по образованию, в 1859 году после окончания школы стал одним из учеников Анталь Хана (Antal Haán), предварительно освоив столярное дело и изготовление игрушек. Через три года он окончательно принял решение стать художником, отправился в Вену, где постигал азы живописи копированием картины в дворце Бельведер. В 1965 году начинающий живописец вернулся домой, зарабатывал на жизнь церковными росписями, заказными портретами и одновременно некоторое время посещал школу Ласло Пал (Làszlo Paàl). Двух лет оказалось достаточно, чтобы набраться мастерства, и после переезда в Будапешт, центр художественной жизни страны, уверенно чувствовать себя в профессиональной среде. Его работы получили признание на выставке Национального общества изящных искусств, в 1871 году он получил стипендию Министерства религии и образования и отправился в Мюнхен для совершенствования. На новом месте он быстро освоился, активно включился в художественную жизнь, вошел в сообщество венгерских художников. Постоянно он обосновался в Мюнхене в 1875 году.

Видимо, под влиянием признанного лидера венгерской группы художников Геза Межëль (Géza Mészöly) Пал Бем в поисках интересной натуры отправился в живописный район реки Тизы, одной из главных в Центральной Европы, пересекающей Венгрию с севера на юг. Он сразу вдохновился видами полноводной реки с пологими берегами, выразительными далевыми пейзажами, которые стали неотъемлемой частью жанровых сцен. Он много работал на пленере, что наполнило картины светом и воздухом, а палитра приобрела легкость и свежесть. Здесь же он нашел выразительные модели среди простых людей, которые переходили из картины в картину, составляя разные группы, меняя позы и занятия. Они изображались за сбором богатого урожая яблок или арбузов, приготовлением пищи на костре, музицированием. Он неустанно живописал их свободную, полную идиллии жизнь, подчеркивая незатейливость быта. Эти работы стали отражением с одной стороны демократических тенденции, с другой – романтических, которые в значительной степени определяли развитие искусства этого времени.

Наиболее удавались Палу Бему сцены из жизни рыбаков. В картине из коллекции томского музея семейство из трех человек изображено в процессе осмотра сетей рядом с ветхим временным пристанищем на фоне, напоминающим прибрежные виды реки Тизы. В ней в отличие от большинства других работ фигуры даны более крупно и приближены к первому плану. Созданные образы привлекательны непосредственностью. На их создание художника вдохновили любимые модели, которые неоднократно встречались в его произведениях. Повторяются фигуры обаятельных девушек. Идентичность изображенного в «Портрете цыгана с усами» (холст, масло. 61х45, 7 см), исполненного в 1878 году, и рыбака в томской картине не вызывают сомнений. Он представлен в той же одежде, что на других картинах. Художник тщательно следовал натуре и был точен в деталях. Венгерские цыгане были частыми героями а картин художника, , что сохранилось в названиях ряда картин.

У современников Бема «цыганская тема» ассоциировалась со свободной жизнью и привлекала многих художников ( B. Galofre, Géza Mészöly и др.), склонных к романтизации образов. В картине нашего автора полюбившиеся герои сменили занятие, не утратив национальной выразительности и этнографической точности в одежде.

Картина Пала Бема имела коммерческий успех, он исполнил несколько повторений. Два из них были выставлены в 2013 году аукционным домом William Doyle (Нью Йорк)под другим названием – «Осмотр сетей»-,которое скорее всего является авторским (такое же названием имела картину в коллекции А. Ценкера). Они практически идентичны картине из томского музея, исполнены на досках того же размера. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к творчеству художника, что подтверждают успешные продажи работ на многих европейских аукционах.

Произведения талантливого жанриста входят в многочисленные музейные собрания. В России кроме работы в Томском художественном музее две картины Пала Бема хранятся в Эрмитаже. Его лучшие произведения находятся в музеях Венгрии и Германии, в многочисленных частных собраниях. Каждая из этих стран считает живописца представителем своей национальной школы. С первой он связан местом рождения и творческими начинаниями, второй обязан расцветом таланта и признанием.

Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.