Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / 415 лет со дня рождения Антониса ван Дейка
В этом году в марте в числе юбиляров знаменитый фламандский художник Антонис ван Дейк (Антверпен, 1599 – Лондон, 1641), автор портретов, композиций на религиозные и мифологические сюжеты, офортов. Современник Пауля Рубенса (в юности работал в его мастерской), Якоба Йорданса, Франса Снейдерса, он наравне с ними определил путь развития фламандской школы живописи 17 века.

Картины мастера рассеяны по музеям всего мира. В России его работы входят в состав коллекций Эрмитажа (более 20), Музея изобразительный искусств им. А.С. Пушкина (3). В других отечественных музейных собраниях творчество художника представлено преимущественно копиями. Они неоднократно исполнялись при жизни мастера, а такжее в следующие столетия, высоко ценились и располагалась в галереях среди оригинальных произведений.

В собрании Томского художественного музея хранится копия XIX века с известного полотна Антониса ван Дейка «Мистическое обручение Блаженного Германа-Иосифа с Марией» (холст, масло. 97х78). Оригинал находится в художественно-историческом музее Вены и включен в постоянную экспозицию.

История передвижения томской копии по коллекциям характерна для большинства работ, переживших послереволюционное перераспределение художественных ценностей. Работа происходит из семейной коллекции известных нефтепромышленников и меценатов Зубаловых, которая соперничала со знаменитыми собраниями Щукиных, Рябушинских, Морозовых. Интерес основателя коллекции Льва Константиновича Зубалова к фарфору, преимущественно немецкому, затем древнерусскому искусству не исключал внимания к творениям старых европейских мастеров. После смерти отца в 1914 году коллекцию наследовал его сын Лев Львович Зубалов. В 1917–1918 годах художественные ценности были переданы в дар Румянцевскому музею, как и особняк Зубаловых по ул. Садово-Черногрязской, 6 (близ Красных ворот), который стал его филиалом. В числе поступивших в него работ была копия с картины ван Дейка, которая в 1920-е годы после расформирования Румянцевского музея оказалась в Государственном художественном фонде, откуда была распределена в томскую коллекцию.

Сюжет, к которому художники обращались редко, известен прежде всего по картине Антониса ван Дейка. Герман-Иосиф с ранней юности почитал Богоматерь с такой задушевностью, что ему за его мистический брак с Марией было дано прозвище Иосиф. О нем сохранились немногочисленные сведения. Родился во второй половине XII века в Кельне, в 12 лет вступил в монастырь, где получил образование и стал выдающимся проповедником и духовным наставником, а также одним из великих мистиков и аскетов Средневековья.

В сцене мистического обручения Антонис ван Дейк передал настроение сакральной торжественности момента. В сдержанных движениях сказался темперамент художника, выразилось стремление к созданию духовно утонченных образов.

Одновременно с картиной из Венского художественно-историческом музея было исполнено полотно «Мадонна с куропатками», которое ныне хранится в Эрмитаже.

Обе картины предназначались для светского «Содружество холостяков» в Антверпене, объединявшего неженатых мужчин для почитания Мадонны и совершения благочестивых дел. По содержанию оба произведения связаны с культом Богоматери, которой было посвящено и само «Содружество». Они украшали капеллу «Содружества» и представлялись его членам образцом целомудренной духовной жизни, сопричастной высокому миру Божественного.

Старая копия с картины Антониса ван Дейка из собрания музея отличается художественными достоинствами. В 1983 году она была реставрирована во Всероссийском художественно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря. После участия в 2013 году в выставке «По следам шедевров» в Томском художественном музее произведение экспонируется в постоянной экспозиции.
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.