Версия для слабовидящих
(3822) 51-41-06
Выставки / Виртуальные выставки и экскурсии / К юбилею заслуженного художника России Константина Григорьевича Залозного
Константин Григорьевич Залозный, которому в 2014 году исполнилось бы 85 лет, – истинно сибирский художник. С особой крестьянской системой ценностей, глубоким пониманием сибирского характера, жизненных устремлений, оценкой людей и событий. Трудно представить художественную жизнь Томска 1960 – начала 1990-х годов без этого человека, личность которого была во многом для нашего города, художественного музея и Томского союза художников знаковой. Когда-то его работы казались застывшими во времени. Сейчас же с позиций человека, живущего в XXI веке, его произведения напоминают о существовании большого стиля в искусстве России, ныне утраченного.

Залозный принадлежал к поколению художников, чье детство и юность связаны с военными и послевоенными годами. Он родился в сибирской глубинке, в крестьянской семье, где было восемь детей. «Сибирь – это моя родина. Чувство любви к природе, к её красоте воспитала во мне сибирская деревня. Мое село Подлесовку окружала прекрасная природа. В любое время года я мог бывать в лесу, в тайге. Наслаждаться пением птиц, говором деревьев. Пить из родников чистую, вкусную воду, собирать ягоды, грибы. Восхищаться красотой восхода и заката солнца. И ежедневно трудиться», – вспоминал он. Именно трудолюбие, постоянная работа над собой отличали этого человека небольшого роста, с улыбкой смущения или застенчивости на лице.

Он всю жизнь учился быть Художником. Рисовать он начал рано. Мечта стать художником стала реализовываться, когда шестнадцатилетним пареньком он приехал в Томск, чтобы поступить в художественное училище, которого в Томске не оказалось. Его приняли в изостудию при Томском товариществе «Художник», где первым его наставником стал К.Г. Чумичев, ученик Д.Н. Кардовского. Затем Залозный поступает в Самаркандское художественное училище к П.П. Бенькову. Много лет спустя он напишет: «Действительно, то была замечательная школа с серьезными традициями, с учебной базой, хорошим преподавательским составом, библиотекой, изобилием материалов – во время войны здесь в эвакуации находилась ленинградская академия художеств».

После училища он окончил Ташкентский театрально-художественный институт. Первым признанием молодого автора было участие его работы «Письмо с родины» на Ташкентской республиканской молодежной выставке в 1959 году. Пожалуй, уже эта работа помогла выбрать направление его будущих творческих поисков.

Портрет – жанр многообразный, передающий сложность и неоднозначность человеческой души, ее отзывчивость на боль и радость, глубину переживаний. И творчество Залозного является тому прекрасным подтверждением. «Я люблю людей, неповторимы судьбы и характеры каждого человека. В Сибири люди имеют свои особенности. Видимо, вырабатывает их суровая природа», – считал он. Изначально своей подлинной нравственностью, основательностью творчество К.Г. Залозного органично связано с достижениями русской реалистической школы XIX–XX веков. В то же время творческая индивидуальность, своеобразие композиционного и образного мышления позволили ему на основе традиции раскрыть в портрете своего современника собственное мироощущение. Работая в традиционной реалистической манере, он нашел в этом секрет безукоризненной достоверности, столь необходимой для его портретов-биографий. Одной из таких работ является известное в стране по многим выставкам живописное произведение «Весточка». Этот глубоко выстраданный портрет-притча посвящен матери художника Домне Захаровне, воспитавшей восьмерых детей. Образ крестьянской мудрости, всепрощающей доброты и особой аскетичной сдержанности эмоций. «Два момента мне хотелось передать в нем. Через лицо раскрыть внутреннее состояние человека, через руки показать трудно прожитую жизнь», – рассказывал художник.

Залозного привлекали люди цельные, увлеченные. Деревенское детство приучило его видеть и угадывать в них переживания, скрытую внутреннюю жизнь. В этом стремлении «изнутри» понимать человека, уметь вести с ним диалог, ощущать единство и разрыв человека и общества сказывается отношение художника к бытию, прослеживаются его философские раздумья. Исповедуемая им народная эстетика привела Залозного к простой и ясной мысли, открывшей широкий творческий простор: человек должен жить в гармонии с природой, он способен совершенствовать её, но не в жестокой борьбе, а в согласии с нею. Доминирующем же в искусстве 1960–1970-х годов было направление, утверждавшее мысль, казалось, тогда верную: человек – хозяин природы, её покоритель. Многие мастера показывали этого «героя времени» преодолевающим препятствия, выходящим победителем из жестоких схваток с тайгой, болотами. В основе этого взгляда на человека была монументально-публицистическая острота, отвергающая «сентиментальность». С середины 1960-х до 1980-х Залозный работал на томском нефтяном севере. Даже был свидетелем первого фонтана нефти на Советско-Соснинском месторождении. Но репортажность и публицистичность его мало привлекали. Итогом поездок можно считать «Портрет обходчика нефтетрассы Цезаря Антонюка». Это глубоко психологический портрет-притча. Залозный писал: «Зимой, в морозные дни, металл не выдерживает, крошится, а они работают на буровых, прокладывают трубопроводы. Мне посчастливилось знать и писать портреты таких людей. Один из них – Антонюк Цезарь. Он участвовал в строительстве крупнейшего нефтепровода Александровское – Томск – Анжеро-Судженск. Интересный собеседник, увлекается охотой, книгами».

В 1970-х годах происходит становление мастера. Появляется желание глубже изучить истоки русского искусства, ощутить органичность связей с мировым искусством. Большое значение для него имела работа в доме творчества «Академическая дача» в Калининской области. Средняя полоса России, требовательная и талантливо-доброжелательная среда, общение с художниками-единомышленниками, совершенствование живописного мастерства – все содействовало утверждению творческой личности. В это время Константин Григорьевич начинает большой цикл портретов современников, который писал всю жизнь: любимых им стариков-ветеранов, героев труда, поварих на колхозном стане, нефтяников, пограничников. Большую часть своих работ, не только портреты, но и пейзажи, этюды он в 1988 году подарил своим землякам. Об этом художник вспоминал: «Думаю, нашим современникам-труженикам мы обязаны посвятить свое творчество. Я поехал в село Мазалово Томского района, куда переселились мои земляки. Решил написать портреты колхозников. Это очень интересные, скромные, простые люди, знающие труд на земле – повседневный, тяжелый. Болит о них душа! Решил я землякам подарить свои работы. Решил создать в местном клубе картинную галерею».

Слава у него редко расходились с делом. А душа болела о многом. Наверное, поэтому он с небольшим перерывом почти двадцать лет был председателем Томского отделения Союза художников РСФСР. Думал о будущем томских художников: приглашал молодых выпускников столичных вузов, хлопотал о мастерских, квартирах. В своих воспоминаниях он пишет: «На первых порах в Сибири наша область лидировала по строительству творческих мастерских. Это было нелегко, так как строительная база была не высока, да и нужда в квартирах велика, но, несмотря на это, нам стали создавать творческую базу. Появились творческие мастерские». Был также построен в поселке Вертикос Каргасокского района дом творчества для художников, куда выезжали многие томские художники и где были созданы ими хорошо известные сейчас работы. Много сил и способностей приложил он для организации и открытия Томского областного художественного музея, 35-летие со дня основания который отмечает в 2014 году. К.Г. Залозный преподавал в строительном институте, был доцентом, депутатом и членом различных комиссий, членом сибирского и всероссийского выставкомов.

В 1980-х годах художник много ездил не только по Томской области, но и по стране. В 1988 году он работал на Курильских островах, а затем два месяца провел в Самарканде. Оттуда он привез удивившую всех серию среднеазиатских пейзажей, где его талант открылся с иной стороны. Голубые тени, солнечный ветер, сияние куполов древнего города. Им были переосмыслены многие собственные ориентиры. Художник перешел в новый для него мир лучезарных красок. Его новые холсты излучали свет. Он подошел к новому пониманию живописи, как будто все начиналось заново…

Последней его крупной работой был «Портрет русского поэта Н.А. Клюева», который экспонировался на региональной выставке 1991 года в Красноярске. Судьба этого поэта, расстрелянного в Томске в октябре 1937 года, болью отозвалась в сердце художника. Именно в конце 1980-х в городе заговорили о Клюеве. Была пробита брешь в стене глухого молчания, долгое время окружавшей поэта. Залозного привлекало в поэте какое-то утраченное ныне знание потаенной народной жизни, то, что привлекало и его самого. То, что было ядром его жизни, его творчества.

Татьяна Микуцкая
Поделиться с друзьями:
УчредительРеквизитыКонтактыКнига отзывовКарта сайтаИспользование изображений

© Томский областной художественный музей. Все права защищены.